Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
08.12.2008
Павел Нерсесьян: «Пермь — это дальний уголок Москвы»

Всемирно известный пианист – именно это определение как нельзя лучше подходит к нашему сегодняшнему герою. Поразительный талант, работоспособность и умение находить общий язык с публикой позволили Павлу Нерсесьяну, получив премии во всех конкурсах, где ему довелось участвовать, покорить мир от Лондона и Нью-Йорка до Сеула и Токио. Три дня назад он сыграл в Киеве, через два дня едет в Алма-Ату в качестве члена жюри очередного фестиваля, а сегодня он открывает абонемент в Пермской филармонии «Павел Нерсесьян приглашает…»


Несмотря на тотальную востребованность, предложение Пермской филармонии было принято пианистом сразу и с благодарностью: «Что тут думать? Только радоваться!»
– Собственный абонемент у меня впервые в жизни, – рассказывает Павел Тигранович. – Обычно я участвую в абонементных концертах — консерваторских и филармонических – как гость. А тут впервые мне предоставлена такая творческая свобода, при которой я могу выбирать, кого из музыкантов пригласить и как составить программу. Это очень приятно, и я страшно благодарен Пермской филармонии за эту замечательную идею. В четырех концертах этого абонемента мне хочется поделиться тем, что я сам люблю. Тем более публика в Перми потрясающая (и я не единственный, кто это замечает).
 В результате родились четыре фортепианных концерта – каждый с разным содержанием и своей «изюминкой». В концерте-открытии абонемента Павел Нерсесьян исполнял сольную программу «Ночная музыка», вобравшую в себя произведения, отражающие суть этого загадочного времени суток: и лирические, и романтические, и даже устрашающие. Классические хиты вроде «Лунной сонаты», соседствовали с малоизвестными шедеврами, например «Ночными пьесами» Шумана. И то и другое только выиграло от подобного соседства.
 В остальные концерты абонемента, один из которых состоялся следом за «Ночной музыкой», вынудив значительную часть пермских меломанов «поселится» в Органном зале аж на два дня, Нерсесьян пригласил своих друзей. «Четыре раза представлять себя в сольных концертах — это глупо и нескромно, поэтому этот вариант я сразу отмел. Мне гораздо интереснее знакомить пермскую – очень хорошую – публику, с замечательными артистами», – объясняет Павел Тигранович свой выбор. Что ж, в минувший четверг мы имели возможность познакомиться с Евгением Петровым (кларнет) и Михаилом Березницким (альт). Выяснилось, что имена эти принадлежат потрясающим солистам, которые поразили пермскую публику необычным звучанием «Танго» Пьяццоллы – в специально написанной для этих исполнителей аранжировке Д. Курлядского. В союзе же с фортепиано получилось настолько изумительное и редкое трио, что вряд ли нечто подобное мы услышим в Перми в ближайшем будущем.
Следующий концерт абонемента «Павел Нерсесьян приглашает» состоится только в феврале, когда Маэстро сыграет дуэтом со своим ближайшим другом и коллегой по Московской консерватории пианистом Андреем Писаревым. В завершающем концерте абонемента появится замечательная певица Яна Иванилова, которая исполнит русские классические романсы. И Нерсесьян, и Иванилова очень любят этот жанр, его замечательную поэзию и собираются представить своеобразную антологию романса двадцатого века.
«Два рояля Пермской филармонии в отличном состоянии!»
– Из мониторинга, который провела Пермская филармония, выяснилось, что абонементы фортепианной, гитарной и органной музыки пользуются наибольшей популярностью. Как вы считаете, с чем связанно такое лидерство вашего инструмента?
– Не понимаю. Наверное, это косвенно связано с тем, что большинство детей сначала учатся играть на фортепиано. Люди часто вовлекаются в классическую музыку через своих детей. А звукоизвлечение на рояле самое легкое – это не скрипка, которую только год нужно учиться правильно держать, и тем более не вокал, которым овладеть можно только в зрелом школьном возрасте. Фортепиано – наиболее универсальный, доступный, а потому заинтересовывающий инструмент. Кстати, у всех инструментов, которые вы перечислили, есть что-то общее, несмотря на различия в звучании: у гитары – камерное, у органа – мощное, а фортепиано может все.
Я лично выбрал бы для себя вокальную музыку – я очень ее люблю, лучше всего знаю и больше всего слежу за ней. Даже фортепиано менее интересно! Это ведь очень естественно – петь. Я сам не пробовал, что жалко: это было бы большое удовольствие. Хотя я понимаю, что сегодня практически повсеместно, а не только в Перми, камерная вокальная музыка не пользуется тем зрительским спросом, которого достойна. Жаль.
– Вы часто ездите в Пермь. Отличие от столиц, в которых вы выступаете еще чаще, разительное?
– У меня здесь много проектов, чему я очень рад. Это и выступления в оперном театре, и фестивали, допустим, в прошлом году я был членом жюри на Открытом фестивале юных пианистов Прикамья. Не говоря уже о сольных концертах на филармонической сцене. Словом, у меня такое ощущение, что Пермь – это дальний уголок Москвы, только сюда надо почему-то лететь.
Вообще Перми сильно повезло. Не в плане того, что здесь я частый гость, а есть места, куда я совсем не езжу… Хочется сказать не о себе. Есть города, которым не повезло. Потому что иногда достаточно буквально двух человек, чтобы изменить стиль концертной жизни (пусть это и только узкая часть культуры). Если такие люди в полумиллионном городе находятся, то вдруг возникают рояли, концерты, публика — я такое видел. Но как только эти два человека пропадают – все вдруг умирает, как будто ничего и не было. Такое я тоже видел, к сожалению.
По-вашему, искусство – это прежде всего удовольствие?
– В любом случае главное – это удовольствие от красоты. Красоты музыки. Затем идет все остальное — например, социальный аспект: прийти в хороший зал, красиво одеться. Как говорил Оскар Уайльд: «Искусство — это зеркало, которое отражает того, кто в него сморится, а вовсе не произведение». На концертах от меня мало что исходит — скорее, от гениальных композиторов, благодаря которым каждый зритель открывает что-то в себе. Я для себя решил, что музыка — это загадка, тайна, и каждый смотрит в нее сам.
– Что вас может вывести из равновесия?
– Когда звонит мобильный телефон в зале, то хрупкое настроение, состояние музыкального образа пропадает сразу. В этот момент, у меня возникает ощущение, что я работаю надувателем мыльных пузырей. Я даже вывел формулу о том, что мы, исполнители, слушаем публику гораздо внимательнее, чем она — нас. Некоторые снимают руки с клавиатуры и уходят, не возвращаясь до тех пор, пока все электронные устройства не будут выключены. С одной стороны, такие артисты правы, но с другой — философская ситуация классического концерта, когда один человек говорит что-то другим, возникла как следствие романтического мировоззрения начала XIX века: герой — толпа, я — все остальные. При такой модели в центре стоит один солист, вокруг которого проведены строгие границы. В прошлом веке с поп- и рок-музыкой пришла новая музыкальная коммуникация, когда нормально высказываться не только артисту, но и публике: кричать, подпевать. Кстати, народная музыка ближе именно к этому стилю общения музыкантов и слушателей, она точно так же требует подпитки из зала. Сейчас романтическая эпоха уходит прямо на наших глазах, и звонки сотовых — это не просто отвлекающий фактор, но и маленький знак: «а мы тоже можем что-то сказать».
– Подготовка к выступлению зависит от того, где вы выступаете?
– Главный подход – чтобы было не стыдно. Чтобы публика, которая вынула себя из теплых квартир и заплатила за билеты, придя в концертный зал, не пожалела об этом. Иначе концерт теряет свой смысл.
– Если гитарист может принести свой инструмент с собой, то вы обходитесь чужими. Инструмент может подвести пианиста?
– Главное — мастерство. Хороший пианист всегда добьется правильного звучания. А так – чем меньше замечаешь инструмент, тем лучше. Как только у инструмента пробивается «индивидуальность», так начинаются проблемы. В Органном зале филармонии к инструментам (два «Стенвея» в отличном состоянии) подходят исключительно. Можно только похвалить всех, кто с ними работает!
– Что вдохновляет на концертах – цветы, аплодисменты?..
– Вовсе нет. Когда в зале тихо и публика внимательно слушает. Вот это очень помогает и вдохновляет сильнее любых оваций.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.