Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
20.11.2008
Хранительница

Легат – это, прежде всего, легендарная балетная фамилия, хотя в этой творческой династии были и художники, и педагоги. Но все же накрепко связаны Легаты с Мариинским театром. Только ленинградкой ощущает себя «гражданка мира» Татьяна Легат, живущая ныне на две страны, в Бостоне и Москве. Она, внучка партнера Анны Павловой, легендарного хореографа Николая Легата, свои первые па разучивала под бомбежками блокадного Ленинграда; блистала на сцене Кировского театра; репетировала с Михаилом Барышниковым творческий вечер за пару месяцев до его бегства из Союза… О событиях и именах, вписанными золотыми буквами в историю искусства, Татьяна Николаевна рассказывает без пафоса, а с задором и искренностью наивной молодости. А тебе остается лишь слушать и удивляться ее аристократической простоте. Через нее и мы прикасаемся к тем, чье величие проверено десятилетиями: Галиной Улановой, Анной Павловой, Натальей Дудинской… С Татьяной Легат в пермский театр – пусть на время – пришла целая эпоха. Ее уроки – словно разговор с вечностью.


Николай Легат был личностью мирового масштаба. Он танцевал с Анной Павловой и Ольгой Преображенской, ставил балеты, руководил театром в отсутствие Мариуса Петипа. Но в 1922 году эмигрировал из страны, решительно отвергнув предложение наркомпроса Луначарского возглавить хореографическую школу. Ни у кого из родственников, оставшихся в молодой советской республике, связи со знаменитым хореографом не было – только в прошлом году Татьяна Легат нашла его могилу в Англии. А много десятилетий в анкетах ей приходилась писать: «со слов бабушки, дедушка жил и умер в Лондоне». К счастью, хотя бы дурная слава внучки врага народа к ней не привязалась.
Тогда пришло время Агриппины Вагановой. Сложное время, когда делалась ставка на эксперимент, а классики «сбрасывались с корабля современности». В балете же царили акробатические эксперименты, а чистая классика, на которой и поныне учится молодежь, была на время забыта.
Вообще феномен Вагановой до сих пор, наверное, до конца не разгадан. Она рвалась в балерины, но ей не всегда давали сольные партии. На сцене – «царица вариаций» (как нарек ее А. Волынский), за кулисами — гениальный педагог. Она создала уникальную методику, вместившую опыт итальянцев, французов… да всего мира! Она училась у дедушки нашей героини – Николая Густавовича Легата, у датского балетмейстера и хореографа, создателя собственной системы Августа Бурнонвиля, у Йогансона и у Петипа. По-настоящему любила свое дело. Татьяна Николаевна с улыбкой вспоминает: Ваганова практически жила у Легатов, нередко звала Николая Густавовича на уроки. Затем стала крестной мамы Татьяны — Марии Легат.
Интересно, что, оказывается, судьба пыталась свести Татьяну Легат с Пермью еще в юности: Кировский театр был готов к эвакуации в Пермь, Татьяна готовилась поступать в училище. И поступила в 43-м году, на год позже эвакуации. Но часть училища осталась в Ленинграде. Таня жила в интернате (ее талантливая мама, художница, трагически умерла в блокадном 42-м), навещала бабушку, которой, как жене Николая Легата, изредка доставался обед получше.
Блокада, голод… Казалось бы, не до мыслей об искусстве. Но такие уж были люди: «Идут бомбежки, а мы занимаемся искусством с первым моим педагогом, Любовью Ипполитовной Ермалович, – рассказывает Татьяна Легат. – Мне повезло, что я оказалась в этой школе, занималась с великими педагогами: В.Мэй, Н.П. Базаровой, В.С. Костровицкой, Л. М. Тюнтиной, Е.В. Ширипиной, Н.В. Балтачеевой и, наконец, А.Я. Вагановой, которая как-то прорепетировала со мной партию Амурчика из „Дон Кихота“ и выбрала меня в свой класс. Но ни одного урока я у нее не получила. Не успела. Агриппина Яковлевна умерла».
Надо сказать, в судьбе Татьяны Легат огромную роль всегда играл случай. Как-то раз, после спектакля, в одиннадцатом часу вечера, ее, девочку из кордебалета, попросили станцевать выход из «Дон Кихота» и… поставили с Борисом Брегвадзе танцевать Китри. После перевели в солисты.
Балеринская судьба Татьяны Легат была достойна ее живого, неудержимого характера. Если в «Лоуренсии» Дудинская танцевала заглавную партию, то Легат танцевала озорную Паскуалу, подругу главной героини. В «Гаяне» – опять веселую подругу. «Любопытно, что со мной работала Татьяна Михайловна Вечеслова, в свое время выпускавшаяся из училища вместе с Галиной Сергеевной Улановой. У них был очень интересный тандем — лирические образы Улановой и искристые Вечесловой. Вот мне тоже были ближе темпераментные партии, где можно было сыграть по-актерски. Видимо, гены! Все же Легаты были актерами».
 В 1992 году Татьяну Легат с дочкой пригласил в Бостон Брюс Маркс, «очень культурный, интеллигентный директор – бывший танцовщик с русскими корнями». В это время здесь собрался потрясающий коллектив: достаточно сказать, что работала легендарная Наталья Дудинская. С русской командой эта труппа добилась невиданных результатов, превратившись в одну из самых сильных в США «Вся мировая классика шла на сцене «Бостон-балета», – замечает Легат.
У Татьяны Николаевны в Бостоне хранится целая коллекция комических рисунков ее деда – они с братом делали карикатуры на весь императорский театр. Бывало, на братьев Легат даже обижались. Теперь это часть истории. Вторая часть коллекции хранится у худрука Кировского театра Олега Михайловича Виноградова.
Сегодня ее ученицы – по всему свету. «Уже пять лет танцует в „Ковент-Гардене“ моя ученица Барбара Лем; мама у нее француженка, отец – англичанин, а родилась Барбара уже в Америке. Мы много с ней занимались, побывали на многих конкурсах. Я к ней регулярно приезжаю и каждый раз читаю в программке: „педагог Барабары Лем – Татьяна Николаевна Легат“ (за границей принято печатать не только имя исполнителя, но и небольшую биографическую справку). Благодарность – это очень приятно. Это значит, что свою лепту в балет не только русский, но и американский, я уже внесла».
А тем временем династия продолжается: Алена Легат, окончившая, конечно, академию
им. А. Вагановой, в выборе партий отдавала предпочтение образам лиричных героинь — пошла в отца, гения русского балета Юрия Соловьева (например, танцевала па-де-де из «Жизели» в Кишеневе). Ныне Алена Юрьевна работает преподавателем в «Бостон-балете».
****
Заманить такую личность в Пермь смогли теплые воспоминания о былых приездах и тесные контакты с Натальей Ахмаровой, художественным руководителем балета, которая в «Жизели» выступает еще и как ассистент хореографа. Она отмечает: «Наше искусство — очень условное. Как к этим условным формам подойти, чтобы был смысл, чтобы он через эти формы раскрылся? В балете нет таких четких правил, как в грамматике. Если бы они были, школа выродилась бы в схоластику. Балерина старается точно по форме воспроизвести движение, но ничем не наполненное, оно бессмысленно и мертво. Балерина начинает танцевать с улыбкой до ушей, действие развивается, а улыбка до ушей, неизменная, остается до конца… И все — балета, искусства нет».
«Жизель» – самый воздушный балет «золотой классики», отчего зрительская любовь к нему особая – сродни первой влюбленности юных лет. Обновление спектакля, столь наболевшее и долгожданное, обещает наполнить его ароматом романтики: «Самая главная задача — создать на сцене свой уникальный мир и вовлечь зрителя в этот мир, — продолжает Ахмарова. – Изменятся и главные партии. Сложнее всего придется Наталье Моисеевой, танцующей Жизель несколько лет, – переучиваться всегда сложнее, чем учиться заново, ноей это по плечу».Именно для того, чтобы воскресить дух спектакля и ныне подзабытый романтический стиль, и была приглашена Татьяна Легат. Пермским балетоманам, кстати, она хорошо знакома: двадцать два года назад она приехала для постановки вечера старинной хореографии, в который были включены: «Пахита» Петипа, «Па де катр» А. Долина, «Пламя Парижа». Вдохновленная этой ее работой, Л. Сахарова пригласила Легат в хореографическое училище для подготовки к выпускному отрывков из «Бахчисарайского фонтана».
Кстати, Наталья Ахмарова не пересекалась с Татьяной Легат в Перми, как можно было бы предположить. Лично они познакомились только за океаном, во время «службы» в «Бостон-балете». Вспоминает Наталья Ахмарова:
– После Людмилы Павловны Сахаровой в Америке мне очень не хватало стержня в педагогике. В Бостоне я репетировала со многими замечательными американскими и русскими педагогами. Но, например, Сергей Михайлович Бережной меня всегда жалел, если видел, что мне какой-либо элемент сложно дается. Мне такая жалость всегда мешала в работе. Татьяна Николаевна больше погоняла кнутиком, нежели угощала пряником. Особенно мне запомнилась работа над «Раймондой». Там есть па-де-де, очень сложное по стилистике. У нас же оно получилось симпатичным, с соблюдением всех классических канонов, что не осталось незамеченным публикой и критикой.
Я всегда ценила необыкновенную профессиональность Татьяны Николаевны, потому что, выражаясь балетным термином, она из тех, кто «знает каждый пальчик». А кроме того, знает, какими должны быть взгляд, наклон головы – все то, из чего складывается классическое наследие. К тому же русские люди за границей становятся гораздо ближе друг другу, у них складываются практически родственные отношения, которые не исчезают и потом, когда их разделяет пропасть расстояния. А «русская диаспора» в бостонском балете была очень яркой. Чего только стоит необыкновенная Наталья Михайловна Дудинская! В ту пору она уже с трудом передвигалась из-за деформации ног, но была невероятно энергична и жизнерадостна, отрицала любую помощь. Никто не мог определить ее возраст – во время войны она потеряла паспорт и, восстанавливая его, «скостила» себе несколько лет. Вместе мы приготовили партию Медоры из «Корсара». Меня потрясала трезвость ее ума: она никогда ничего не забывала. Вечерами мы все собирались у нас дома, и Наталья Михайловна, сидя во главе стола с неизменным джин-тоником в руке, часами рассказывала истории про Уланову и других великих балерин. Когда она ушла, это была потеря для всего человечества, а для нас, балетных, – просто трагедия. С ее уходом жизнь стала гораздо беднее.
И я невероятно рада, что Татьяна Николаевна смогла приехать из Америки и уделить время нашим артистам. Сегодня репетиционный период становится все динамичнее, а Татьяна Николаевна протанцовывает каждую партию сама – и за балерину, и за партнера. Не до седьмого пота, а до семьдесят седьмого! У нее столько энергии, что она может объяснять артисту элемент и два, и три раза – пока он не поймет все до конца. А потом буквально в течение часа приходит в себя.
Татьяна Легат платит пермскому балету взаимностью, но объективно оценивает и то, что можно улучшить, добавить:
– Я посмотрела вашу последнюю премьеру – «Корсара». Пермские артисты балета великолепны. В Перми очень хорошая труппа, замечательные солисты, не случайно ее знают во всем мире. Но мне в «Жизели» хочется расшевелить труппу. Чтобы ребята вспомнили все красивые старинные «французские» позы, стали танцевать с корпусом… Чтобы они поняли, что одно и то же движение в каждом спектакле должно выглядеть по-разному. В зависимости от настроения, внутренней сути этого спектакля. Это трудно. Да, когда мы были молодыми, нам тоже хотелось только танцевать. Но в той же «Жизели» столько мизансцен, персонажей, связанных друг с другом, что тут нужен не только танец, но и актерские приемы.
Побывала в хореографическом колледже. в Перми всегда появлялись талантливые артисты, которые потом блистали повсюду, в том числе у нас, в Кировском театре, – Любовь Кунакова, Галина Рогозина, Ольга Ченчикова. А Марат Даукаев сейчас – директор Вашингтонской хореографической школы! Со Светланой Смирновой и Людмилой Шипулиной, окончившими пермское училище, я работала в театре им. Станиславского в 1991 году. Ставила «Жизель»! Такие вот интересные совпадения.
– На ваш взгляд, какие особенности у российских театров?
– В Мариинском стиль – более интеллигентный, в Москве – более свободный, в Перми чаще прислушиваются к мнениям мастеров. В репертуаре сейчас очень много общего в театрах всего мира – вся классика идет и в Бостоне, и в Перми… Хотя, конечно, в Америке очень любят Баланчина, гораздо больше, чем в России. Но на пермской сцене он идет. Это большой плюс для театра. В балете короткая жизнь, поэтому нужно торопиться сделать как можно больше.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.