Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
20.11.2008
Алексей Проскурнин: «Духовики» — больше, чем профессия. Это — «национальность».

Его очередной каламбур давно стал крылатой фразой. В ней – человеческие судьбы, взаимоотношения, дела. Своей профессией заведующий отделением духовых инструментов Пермского музыкального колледжа выбрал кларнет. Если шире – музыку. Если конкретнее – оркестр и педагогику. Чтобы растить исполнителей на духовых.


Жизнь по партитуре
– За что же вы так любите кларнет?
– Да за все. За то, что отец мой, погибший на фронте, на нем играл. За то, что кормит меня этот инструмент всю жизнь. Да просто люблю музыку. Музыку в себе, а не себя в музыке.
– Что это за сообщество такое – духовой оркестр?
– Духовики – это больше, чем профессия. Это – как национальность. Нас, на самом деле, не так уж и много. И где бы мы ни встречались, всегда находятся родственные связи: учителя, коллеги, коллективы, программы, в конце концов. А самое главное, нас объединяет партитура. Можно перессориться, не здороваться, а сели в оркестр – аккорд-то надо строить. И как бы ни конфликтовали, уважаем друг друга. Мы ведь музыку играем, а в ней все должно быть едино: от идеи – до каждого штриха и нюанса. В противном случае на выручку приходит юмор. Вспоминаю, на гастролях как-то «приняли на грудь по чуть-чуть». С нами еще скрипач был в компании. От жары всех распекло. Что ни аккорд – не строит и все. Досталось нам потом. А скрипач на общем фоне поводил смычком «под шум волны», дирижер и не заметил. У нас ведь главное – дыхание, у медных – еще и особая точность высоты звука.
– Да уж, «имидж» у духовиков особенный…
– Было такое, чего греха таить. Из песни слов не выкинешь. Где-то в 80-х духовики хорошо зарабатывали, оркестров было много. А где деньги – там и выпивка. Сейчас – не то, спасибо перестройке. Оркестров нет, все держатся за рабочие места. Образованность сейчас выше. Внешне и не отличишь: скрипач это или трубач.
Что-то новое вы замечаете в оркестровой культуре Перми?
– Мы, наверное, всегда будем периферией. Особенно это ощущаешь, послушав лучшие коллективы страны: «светлановский» оркестр с Горенштейном, Башмета, Спивакова. Артист оркестра, как и театральный актер, – профессия, требующая служения, концентрации себя. А если бегать с работы на работу, за качеством не угонишься.
Что сказать о новом? Появился хороший ансамбль. Назвали себя смело – «Аристократы». Все – наши выпускники. Два месяца летом они играли в Театральном сквере («Новости культуры» подробно освещали эти концерты – прим. ред). Много музыки прозвучало, и, надо сказать, качественно.
– Композиторы в наши дни пишут для духовых?
– Почти нет. Или уж очень сложно, как, скажем, С. Губайдулина. Современные композиторы – это вообще «заоблачные дали». Юмор в том, что русские классики тоже не жаловали наши инструменты. У Римского-Корсакова есть три концерта (для гобоя, кларнета и тромбона), у Глазунова (для саксофона), вот и все. В советское время писали Николай Раков, Григорий Калинкович. Пахмутова сочинила концерт для трубы. Еще играем переложения. Сейчас много нотных изданий старинной музыки: Гуммель, Стамиц, другие.
 В молодые годы я успел много камерной музыки поиграть с интересными пермскими исполнителями: дуэты, трио, даже в квинтете. И сейчас, не скрою, кларнет беру в руки. С удовольствием бы поиграл, но где? Разве что в Грибушинском особняке, где замечательная публика.
«Юниор-brass»
Он, маэстро Проскурнин, по-прежнему хорош на сцене: фактурный, волевой, артистичный. В безукоризненном белом смокинге и «бабочке». Как и его студенты.
И сколько бы поколений молодых музыкантов ни играло в составе оркестра «Юниор – brass», особое, приподнятое настроение в зале – гарантировано. Такая уж у него, Алексея Проскурнина, и у духового оркестра энергетика. И для публики совсем не обязательно знать, как искал он замену заболевшему студенту, как сам лично покупал своим артистам одинаковые «бабочки» и приносил в специальной коробке, чтоб не помять. Зато они на сцене будут – «с иголочки». И не важно, где: на фестивале в Европе, в престижном зале Перми или в Доме культуры в Ныробе.
Он, маэстро духового оркестра, специалист по «байкам» и «хохмам», магнитит своим жизнелюбием, работая порой «несмотря на» и даже «вопреки».
Только Проскурнин мог придумать для юбилейной программы оркестра название «36,6». И все терялись в догадках насчет аптечного бизнеса или хотя бы спонсорства от фармацевтов.
Интрига оказалась почти из «реалити-шоу»: в концертном зале Пермского музыкального колледжа шел затяжной ремонт, и 35-летие оркестра отмечали спустя полтора года.
«Когда я начал в 1964-м преподавать в музыкальном училище (ныне – колледж), – рассказывает маэстро, – здесь была «духовая целина». Удалось собрать педколлектив, потом пошли студенты-лауреаты конкурсов: Юра Коновалов, Костя Березин. Для первых успехов понадобилось лет десять. Следующие четверть века все развивалось, а с 90-х началось «диминуэндо» (постепенное угасание – прим. авт.). Поменялись ценности в обществе, что поделаешь. Отделение сейчас небольшое, раньше столько ежегодно принимали.
Кульминацией развития оркестра, я считаю, был 1981 год. Тогда мы сыграли мощную монографическую программу из произведений Калинковича. Неплохое было качество. В 90-е годы – спад. А потом у нас была победа на Всероссийских Дельфийских играх («серебро»), поездки в Италию и Германию. Всего – четыре раза.
– Алексей Леонидович, а как оркестр выглядел в европейских музыкальных событиях?
– Мы ездили не на конкурсы, а на фестивали. Видимо, были интересны организаторам и публике. Нам предоставляли возможность играть концертную программу на целое отделение. В Европе, конечно, очень высокая культура. Мы могли потом и в Перми слышать духовой оркестр из Нижней Саксонии. Качество складывается из инструментария, из дисциплины. А главным образом – из отношения к делу и традиций музыкальной жизни.
– Чем занимаются выпускники отделения?
Кто-то преподает, но в основном играют в оркестрах: Москва, Нижний Новгород. Один «чудак» даже в Осло забрался. А уж в Перми все духовики – наши, от цирка и дальше.
– Кому-нибудь удалось создать свой оркестр?
– Пожалуй, только Володе Митрофанову, в былые времена, в Доме культуры профтехобразования. Прекрасный был руководитель. Лучшие духовики города начинали играть когда-то у него. Оркестр – дело трудное.
– Как изменились современные студенты?
– Сильно. С одной стороны, уровень вырос. Сегодня они легко играют то, до чего раньше только в консерватории дорастали. А если о другом – много сейчас соблазнов всяких и гораздо меньше и интереса к искусству, и профессиональных амбиций.
«Я в музыке – по любви…»
Вы-то как «дудку» в руки взяли?
– Очень просто. Отец мой, музыкант, погиб. Когда уходил на фронт, мне было два года. Остались от отца кларнет, костюм и велосипед. Мама, актриса, нацеливала меня на музыку. А у меня у самого-то тяга была. Я мог пацаном за военным оркестром бежать несколько кварталов. А потом – быстрей во двор, чтоб не налупили за самовольство. Так я и пришел в своем родном городе Иванове в любительский оркестр. Музыканты там были удивительные: днем где-то на фабрике работали, а вечером «дудку» держали по три – четыре часа. В воскресенье с утра до вечера – танцплощадка. И хотя, как по Чапаеву, «академий не кончали», сильные были исполнители. В общем, я в музыке – по любви.
Дальше – училище ивановское, а уж потом – Горьковская консерватория.
У меня был замечательный педагог – Прохор Анисимович Федотов (ученик выдающегося русского музыканта Сергея Розанова). Он не преподавал, а именно учил. Многое я запомнил.
– Как складывалась ваша оркестровая судьба?
– Еще в студенческие годы мы переиграли много классики: и «Эгмонт», и «Кориолан», и «Камаринскую». В Горьком я играл и в оркестре оперетты, и в кинотеатре. А с третьего курса консерватории по конкурсу я прошел в симфонический оркестр в оперу. Было мне тогда лет девятнадцать – двадцать, играл и за вторым, и за первым пультом – и «Чио-Чио-Сан», и «Лебединое». Очень любил все это.
 В Пермь я приехал случайно, из-за «квартирного вопроса». В оркестре театра мест не было. И только через год, когда пошли советские оперы с тройным составом, меня взяли.
Здесь все выглядело масштабно. В репертуаре, помню
58 спектаклей насчитывалось. Чтобы попасть на «Риголетто», надо было два месяца ждать. А в Горьком эта опера через день шла.
Потом уже в моей жизни была и пермская оперетта (народный театр), и оркестр Дома учителя, и даже детский коллектив Дворца пионеров. С Лешей Калейниковым там работали, даже на конкурс школьников возили. Многие пришли потом в нашу профессию.
Обстановочка должна быть музыкальная
– Все было: марш-парады духовых оркестров,
шествия, танцы, концерты, гастрольные поездки по городам края и деревням. Теперь это – только история?
– В нашей стране вообще все интересно: то мы все – на трактор, потом – на самолет, потом – на целину. Дальше – в кулинарное училище, потому что к колбасе ближе. Теперь вот – все в экономисты.
Я недавно прошел по нескольким супермаркетам, поговорил с начальниками. Предложил учас­тие оркестра в их внутренних событиях, акциях. Фотографии показал, диски. Никого это не заинтересовало. Все привыкли нажимать кнопку и слушать звуковой шум. Без живых эмоций.
– Есть такое понятие: «праздничная культура». Стадионы, площади, парки. Почему, на ваш взгляд, режиссеры не включают в действо «живой» оркестр?
– Хлопотно, наверное. С кнопкой и пультом – проще. А о том, что атмосфера иная, наверное, не задумываются. Или экономят. Но «живую» музыку ничем не заменишь. Я посчитал: в День Победы мы 21 год возглавляли колонну в шествии для возложения венков на могилы воинов. Тут и профессиональный рост, и воспитательная работа. И, конечно, атмосфера.
Вообще любовь к музыке надо прививать с детства: семья, школа, концерты, радио, телевидение. Система нужна. Хотя бы – как где-нибудь полвека тому назад, когда и кухарка знала напамять «Фауста» и «Онегина». Самодеятельность была, кружки всякие. А сейчас – как пятница, все – на огороды, которые у нас дачами зовутся. Смотришь на это поколение: и больно, и обидно, и стыдно.
– Как вам видится перспектива?
– Я много думал над этим. Резервы, конечно, есть. Надо край активно осваивать, к делу нашему приобщать. Но ситуация такая – и в других регионах страны. Лишь Москва как-то дышит. Рабочие места для оркестрантов надо создавать, интерес к искусству, к культуре, престиж профессии поднимать. Тогда и с экономикой, быть может, все будет понятнее. Словом, обстановочка должная быть музыкальная. А это уже – дело государственное.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.