Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
20.11.2008
Шесть органных впечатлений

Вот и закончился III Международный фестиваль органной музыки, организованный Пермской краевой филармонией при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций и комитета культуры администрации Перми. Шумный, яркий, масштабный, он дал богатую пищу для обсуждений, новых предложений и планов. А нам в ожидании будущих встреч с музыкантами мирового масштаба пока остается лишь делиться эмоциями и впечатлениями на тему того, как это было.


Но важно отметить, что за ярким и незабываемым зрелищем стояло выполнение значимых для культуры Пермского края (и России в целом) задач.
Все они, начиная от знакомства любителей музыки с топовыми мировыми исполнителями до демонстрации вклада города и края в органное искусство, были достигнуты. Но особо порадовало – а кое-кого и удивило, – что именно III Международный фестиваль органной музыки выявил заинтересованность молодежи в традиционной органной музыке и этой самой заинтересованности способствовал. В течение всех шести фестивальных дней в зале Пермской краевой филармонии наблюдался аншлаг. Причем очевидно было то, что добрую половину посетителей концертов составляла молодежь: студенты гуманитарных и творческих вузов и даже школьники! Многие из них бурно обсуждали услышанное во время антракта. Можно смело утверждать, что фестиваль разбил стереотипы о том, что традиционные места отдыха современной молодежи – кафе или клубы. И конечно, по доброй традиции фестивальное действо было отмечено присутствием не только музыковедов, директоров и педагогов музыкальных школ, но и избранных представителей власти и бизнеса.
Восторженные отклики были получены и от самих участников фестиваля. Так, например, участники испанского дуэта «MusArt» Рауль Рамирес и Тереза Сьерра отметили особую энергетику зала. Она, по их мнению, очень удачно сочетает два, казалось бы, взаимоисключающих свойства – камерность и вместимость. С одной стороны, шел мощный обмен энергией, артисты ощущали постоянный контакт с публикой, а с другой – зал позволил собрать довольно большое число меломанов. Видимо, в храме искусства, каким давно уже является Пермская краевая филармония, по-другому и быть не может.
По достоинству исполнители оценили и акус­тику зала, что особенно ценно, если учесть, что на этом органном форуме побывали известные музыканты.
Особенность фестиваля заключается в концепции «Орган +» – сочетании органа с другими инструментами, вокалом, визуальными образами. И новый фестиваль, как всегда, породил новые идеи. В будущем, приоткрывают завесу тайны организаторы мероприятия, планируется сочетать орган с разными видами искусства. А значит, нас ждут новые сильные впечатления и приятные сюрпризы.
Впечатления зрителей и гостей фестиваля
Любовь Федорова, председатель комитета по культуре администрации
г. Перми:
– Эти шесть фестивальных дней превратили наш город в настоящую органную Мекку. Мы успели встретиться с замечательными музыкантами, которые нам были известны ранее, и открыть не менее значимые и интересные новые имена. Нам была дана исключительная возможность услышать орган не только в сольном исполнении, но и в сочетании с другими инструментами и вокалистами. Поэтому мы можем смело говорить о том, что фестиваль – это новый приобретенный городом бренд, такой же, как «Дягилевские сезоны» и открытый конкурс артистов балета «Арабеск». И конечно же, я выражаю огромную благодарность директору Пермской краевой филармонии Галине Кокоулиной. С удовольствием будем ждать новых
фестивалей!
Екатерина Васильева, студентка ПГУ:
– На международном органном фестивале я присутствую впервые по рекомендации подруги-однокурсницы, которая посещает его с момента основания. Получила массу впечатлений, особенно от концерта испанского дуэта. Эти молодые ребята, органист и пианистка, вместе и по отдельности играли музыку – красивую и торжественную. Мне показалось, что каждую композицию они не просто проигрывали, а словно прочувствовали и проживали. От души благодарю устроителей этого замечательного фестиваля! Думаю, в следующем году я приведу на фестиваль кого-нибудь из своих друзей.
Елена Викторовна,
педагог музыкальной школы:
– Я, можно сказать, человек, искушенный музыкой, но на фестивале для меня каждый день был словно откровением. Например, совершенно завораживающим было выступ­ление немецкого органиста Ансгара Валленхорста. За два концертных часа он успел не только показать свою приверженность классике, сыграв произведения Сезара Франка и Ференца Листа, но и продемонстрировать поистине новаторские вещи. Разложив вместо нот картины, он просто «сыграл» пять шедевров русской авангардной живописи XX века. Незабываемое зрелище!
Coda
Наш эксперт, музыковед Галина Баталина, з.р.к. РФ, сформулировала итоги фестиваля в структурированном формате:
Полная реализация концепции «Орган +…»
Широкая звуковая панорама эпох, стилей, жанров.
Открытие неизвестных ранее композиторских и исполнительских имен.
Новые международные контакты (к коллективам из Германии, Испании, Финляндии, Канады, Австрии, Сербии добавились музыканты из Нидерландов и Англии).
Российский и пермский акценты международного фестиваля (молодежные коллективы: камерный оркестр Новосибирской филармонии, хор Казанской консерватории, а также Уральский государственный камерный хор
(г. Пермь); дуэт в составе Евгении Камянской (орган, Пермь) и Людмилы Дробышевой-Разумовской (фортепиано, Пермь).
Высокий художественный уровень прозвучавших программ.
Синтез искусств и звуковых красок – визуализация образов.
Эксклюзивность событий (масштабность объединения хора, органа и оркестра, включающего в свой состав музыкантов из Новосибирска и Перми; программа «Живопись в органных импровизациях» – звуковые ассоциации с картинами русских художников-авангардистов
XX века: мультимедиа-вернисаж).
Расширение географии фестиваля в культурном пространстве края (Краснокамск, Чусовой).
Четкая структура и организация.
Полное и оперативное информационное наполнение фестиваля.
Творческое общение музыкантов.
Яркие впечатления слушателей.
Значительный вклад в духовную составляющую жизни Перми и края.
Каким способом удалось добиться столь многого за столь короткий срок? Шесть дней – шесть незабываемых впечатлений – дадут ответ на этот вопрос.

Сыграть картину
Молодой немецкий органист Ансгар Валленхорст в ходе своего выступления в Перми в очередной раз доказал, что талантливый человек талантлив во всем. В первом отделении г-н Валленхорст остановился на классике, представил хорал ми мажор Сезара Франка, а также фантазию и фугу Ференца Листа на тему хорала «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Дж. Мейербера «Пророк». И тем самым доказал свою приверженность романтическому периоду органной музыки. В хорале ми мажор заключен внутренний духовный мир автора в его попытках понять мироздание, прикоснуться к космическому. И более того, этот первый ми-мажорный хорал – ветхозаветный рассказ о возникновении мира через Благовещение к Рождеству. Именно такой была мелодия, которая звучала в стенах Пермской краевой филармонии. А вот Фантазия и фуга, созданная Ф. Листом по мотивам реальных событий, получилась у Ансгара Валленхорста полной трагизма. И не удивительно, ведь она – о мученической смерти, которую приняли в одной из немецких церквей сторонники ортодоксального направления в религии.
Но зрители больше всего ждали второго отделения, которое началось с того, что музыкант разложил на нотной подставке… репродукции. Задача «сыграть» русскую авангардную живопись XX века на слух казалась чем-то из разряда фантастики. Но на деле все оказалось вполне реальным. Маэстро Валленхорст последовательно наиграл пять картин: «Точильщик» Казимира Малевича, «Казаки» Василия Кандинского, «Над городом» Марка Шагала, «Новый Иерусалим» Аристарха Лентулова и «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Они выводились на большой экран во время исполнения. Идея Ансгара Валленхорста заключалась в том, что единая музыкальная тема объединяла картины в общее произведение из пяти частей. После услышанного у зрителей осталось ни с чем не сравнимое ощущение причастности к созданию чего-то нового.

Высокое звучание храмов
 В основе концепции следующего вечера лежала идея о том, что орган – все-таки инструмент церковный. Вот почему органист из Германии Хартмут Ромайер в первом отделении исполнил хоральные прелюдии, а во втором – «Литургию» А. Гречанинова, совместно с Уральским государственным камерным хором. Необычность этого произведения в том, что в нем наряду с традиционными церковными напевами и богослужебными текстами отчетливо слышатся весьма современные музыкальные приемы. Поэтому судьба «Литургии» была трудна: у многих священнослужителей столь вольное обращение с канонами вызывало неприятие. Впрочем, в этот вечер эта высокая музыка храмов в сочетании с возвышенностью голосов певчих вызвала только бурный восторг. Хартмут Ромайер отметил высокий исполнительский уровень артистов хора и дирижерское мастерство Владислава Новика.

Орган + оркестр = мощь
Третий фестивальный день отличился размахом происходящего. На сцене целый вечер, то сменяя друг друга, то вместе рождая прекрасное, творил камерный оркестр Новосибирской филармонии и музыкант из Нидерландов, органист Аарт Бергверфф. Примечательно, что обладатель поистине артистического имени г-н Бергверфф – кантор Лютеранской церкви в Гааге, той самой, где в 1762 году на органе играл маленький Моцарт. Видимо, этот факт отчасти обусловил программу вечера. Первое отделение открылось дивертисментом ре мажор В.-А. Моцарта – своего рода знакомство с оркестром. Выразительный стиль композитора был продолжен и в сонате до мажор. В музыковедении она традиционно считается легкой, ведь ее обыкновенно играют юные пианисты. Но г-н Бергверфф в тандеме с оркестром показал, что совершенство стиля Моцарта не утрачивается и в этом сочинении. За классикой на контрасте последовал авангард – прелюдия и фуга М. Дюруфле, написанная в память о Жане Алене – талантливом композиторе, погибшем в самом начале Второй мировой войны. Аарт Бергверфф использовал максимум органных возможностей, даже извлекал из инструмента самый настоящий треск.
Впрочем, завершился концерт на более оптимистической ноте – на последней ноте концерта для органа, струнного оркестра и литавр Ф. Пуленка. Публика аплодировала гостям стоя.

Музыка Туманного Альбиона
Органный зал Пермской филармонии едва вместил всех желающих. А меж тем
III Международный фестиваль органной музыки подошел к своей золотой середине, на сцене весь вечер выступал один из лучших органистов Англии Дэвид Сангер. По доброй фестивальной традиции концепция «Орган +» на этот раз означала союз органа и образов мультимедиа. Г-н Сангер, согласно идее художественного руководителя фестиваля Эльке Фёлькер, исполнял произведения, а видеоряд служил своеобразным кодом, шифром, метафорой, визуальными образами.
 В исполнении Дэвида Сангера музыка Баха звучала торжественно, стройно, но, построенная в основном на низких нотах, она производила впечатление объема.
Со второго номера концерта – прелюдии на тему Уэльского гимна Р. Вильямса – появился видеоряд, сменяющие друг друга пейзажи. Под тихую музыку появлялись то туман у крепостной стены, то темное предгрозовое небо, то зеленые луга с коровами, то тихие и величественные дворцовые парки. Словом, здесь было абсолютно все, что укладывается в сознании каждого в стереотип «английское».
Совершенно отличным от предыдущего оказался следующий номер – скерцо и пассакалья современного композитора К. Лейгтона. И тут были уже свои «ключи» и «коды»: абстрактные фигуры, ромбы и многоугольники, пус­той дворцовый зал, Биг-Бен ночью. Этакое смешение стилей, игра в различные эпохи, переосмысление их, которое, впрочем, и демонстрирует нам современное искусство.
И наконец, еще одним ярким впечатлением вечера было исполнение фантазии Ж. Алена. Не случайное, потому что известный французский композитор был братом Мари-Клэр Ален, преподавателя самого Дэвида Сангера. На большом экране появлялись изображения того, что есть «французское»: маски, прекрасные дамы, цветы, Эйфелева башня с разных ракурсов и мелькающее слово «мир» на разных языках. Как знак того, что язык музыки понятен людям самых разных культур.

Финальный аккорд
 В последний и самый торжественный день фестиваля его организаторы подготовили еще один сюрприз для публики. Им стал организованный в ходе самого фестиваля ансамбль двух органисток – художественного руководителя Эльке Фёлькер и солистки Пермской краевой филармонии Евгении Камянской. В их исполнении прозвучали «Алиллуйя» из оратории «Мессия» Г.-Ф. Генделя и вариации на тему из Девятой симфонии Л. В. Бетховена. Две хрупкие женщины легко, почти шутя справлялись с внушительным серьёзным инструментом. Немка и русская, белый и черный костюмы – даже внешне концерт был построен на контрастах.
Программу продолжил молодой испанский дуэт «MusArt», Тереза Сьерра (фортепиано) и Рауль Прието Рамирес (орган) вместе и по отдельности исполняли музыку разную по характеру: и торжественную, и спокойную, и молодую, как они сами, и «размышляющую». Особое впечатление произвел южный бурный, эмоциональный темперамент гостей.
Поэтому финальный аккорд органного фестиваля получился по-настоящему праздничным.

Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.