без выходных. Приём и лечение у гинеколога. Запись к врачу онлайн
k-vashdoctor.ru
ПАРТНЕРЫ
Новости культуры. Пермь
11.11.2008
Творчество как норма жизни
На этой неделе семьдесят лет исполняется известному пермскому прозаику Дмитрию Ризову. Казалось бы, время подводить жизненные итоги, рассказывать о том, что уже было и что происходит в дне сегодняшнем. Но круглая дата не стала поводом для проведения шумного творческого вечера. Дмитрий Гилелович пожелал провести праздник уединенно, в кругу семьи. «Место писателя – за рабочим столом, а не на эстрадных подмостках», – издавна признавался в общении с друзьями и журналистами писатель. И в этом утверждении есть большая доля справедливости. Но также верно и то, что настоящий талант найдет чутких и преданных поклонников. И, выражая самую искреннюю признательность за труд и от всей души поздравляя с юбилеем, комитет по культуре администрации города Перми представляет сегодня именно его – Дмитрия Ризова.
Впрочем, большими праздниками судьба Дмитрия Гилеловича баловала нечасто. Это человек непростой судьбы. Ленинградец по рождению, он пережил трудные военные годы, трагическую смерть отца на Пулковских высотах в 1942 году. Воспоминания об этом эпизоде писатель впоследствии напишет в своем эссе «Ротный помощник по организации контратак личным примером»: «Пожалуй, только сейчас я понимаю, что прожил совсем иную жизнь, возможно, даже чужую мне же самому, а свою оставил где-то там… далеко… Она была оборвана в тот самый миг, когда в Бугуруслан, куда мы эвакуировались в начале войны из Ленинграда к родителям мамы, пришла похоронка на отца. Она оборвала едва начавшуюся нить моей биографии, обрывок оказался кое-как привязан к совершенно иному продолжению, которое я нынче называю своим личным прошлым».
После этого происшествия маленькому Дмитрию вместе с матерью пришлось срочно эвакуироваться в небольшой город Бугуруслан Оренбургской области. Именно там и прошло детство писателя. Именно там он после окончания школы-десятилетки учился в нефтепромысловом техникуме. А после даже успел немного поработать по специальности старшим механиком на Каменноложском нефтепромысле в районе станции Дивья. И не знала бы Пермская земля писателя Дмитрия Ризова, если бы не случай, не попытка попробовать свои силы в качестве журналиста в газете «Молодая гвардия». Видимо, человек творческий, человек слова без этого самого слова прожить не может, ведь истинный творец свою судьбу чувствует и не противится ей. И Дмитрий Ризов избрал печатное слово.
А дальше было громкое, окрыляющее звание заведующего отделом, была газета «Лесная промышленность» и не менее почетная должность собственного корреспондента. Настоящая же работа со словом началась уже в 1968 году, когда Дмитрий Гилелович стал печататься в коллективных сборниках и издавать свои собственные книги, такие как «Земля, которую я люблю», «Крапивные острова», «Ловцы» и другие. О себе писатель тогда говорил в них следующее: «Главное, чего хотелось и что я мог бы делать в полном соответствии со своей человеческой природой, осуществиться не могло. Мне были даны способности, по определению М. Пришвина, „творчества как поведения“. Это когда художник делает самого себя главным объектом собственного творчества. В „творчестве как поведении“ компромиссы с идеологическими установками, от кого бы они ни исходили, невозможны…»
Все это справедливо и для сегодняшнего Ризова, автора книг философских эссе. Яркий тому пример – «Ребра России», в которой автор открыто и прямо говорит о том, как складываются, а вернее не складываются его отношения с современностью. Но эта честность долгое время была никому не нужна, и только начиная с 1990-х годов у писателя, как и у многих других, снова появилась возможность печататься. Последняя из вышедших его книг «Я ухожу», как определяют ее критики и читатели, – не вопль, не крик, что в России все плохо, а просто спокойная взвешенная оценка того, что происходит в стране. «Что же случилось с людьми, со страной? Почему все пошло вразнос? Вроде бы ведь „хотели как лучше“!..» – рассуждает писатель. И сам же дает ответ на поставленный вопрос: «Нет свободы. Не внешней свободы. Внешняя – вот она, вокруг. Но: «Ах, свобода! Опасное, страшное слово для скота!» Стаду свобода не нужна. «Если внешняя свобода не согласована с внутренней, они разрушают друг друга».
Имя Дмитрия Ризова сегодня вызывает ассоциации не только с историей глубоких, «думающих» текстов, но и с новыми именами. Именно Дмитрий Гилелович одним из первых заметил и по достоинству оценил талант молодого писателя Алексея Иванова. А случилось это лет восемь назад: Дмитрий Гилелович принес в городской комитет по культуре рукопись – отрывок из романа «Чердынь – княгиня гор» тогда еще никому не известного молодого писателя А. Иванова – и попросил направить автора на литературный семинар в Москву. Специалисты комитета оценили произведение, и поездка писателя в столицу состоялась. Позднее, в 1999 году, рекомендованный Д. Ризовым роман «Географ глобус пропил» получил грант комитета по культуре на издание произведения, а позднее за роман Пермское отделение Союза писателей выдвинуло А. Иванова на соискание премии города Перми в области культуры и искусства.
За все это мы благодарим сегодня талантливого писателя и зоркого на таланты человека Дмитрия Ризова, желаем ему долгих лет жизни и долгого-долгого творческого горения!
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.