Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
30.10.2008
Тропинками судьбы

Слушая ее, ловишь себя на мысли, что это не она выбрала балет, а балет ее. Выбрал и сделал своей любимицей. Не случайно именно имя Елены Кулагиной приходит в голову первым, когда слышишь словосочетание «пермский балет». Ее девиз — не останавливаться на достигнутом. Народная артистка России, она перетанцевала весь классический репертуар, блистала во всех премьерах. Исключение составили время декретного отпуска и, пожалуй, поста­новка «Маэстро», которая «выпала» из-за болезни партнера. Самое примечательное, что балеты, прошедшие без участия Кулагиной, исчезали с афиш через сезон-другой. Что это, как не судьба?


12 ноября на сцене родного театра Елены Кулагиной состоится ее бенефис, посвященный 25-летию творческой деятельности. Два отделения, четыре партнера (Виталий Полещук, Илья Шитов, Артем Поздеев и Сергей Мершин), поздравления и коронные сцены из любимых балетов: «Умирающий лебедь» Сен-Санса, седьмой вальс «Шопенианы», адажио из «Анюты», бал из «Мастера и Маргариты». Впервые в качестве режиссера балетного вечера выступит художественный руководитель театра Георгий Исаакян.
– Елена, принято считать, что вы сразу стали «звездой», как пришли в театр. А сами когда почувствовали себя примой?
– Мой скорый взлет – это не более чем миф. Я всего добивалась очень постепенно: в училище, например, никогда не была первой. Всю свою учебу мечтала попасть к Л.П. Сахаровой, старалась до безумия, постоянно занималась. И после первого курса услышала заветное: «со следующего года ты учишься у Людмилы Павловны». Свершилось! Мечта сбылась. Однако у нее в классе были свои первые ученицы, до которых мне нужно было еще дорасти. Педагогом она была строгим, если не сказать больше… Но именно Людмила Павловна научила меня работать по-настоящему.
После училища пять лет танцевала в кордебалете, постепенно подбираясь к сольным партиям. Причем не жалею об этом! Нужен определенный опыт, чтобы партия получилась не только технически, но, главное, артистически эмоционально. А я в свое время и не думала о ведущих партиях. Не говоря уже о том, что у меня забурлила личная жизнь, да так, что я даже подумала: а может быть, мне и не надо этих ведущих партий? Меня буквально вытаскивали на сцену. Помню, что В.Н. Салимбаеву пришлось уговаривать меня на третий акт «Лебединого озера», а я все сомневалась: «Фуэте не скручу! Не буду! Не могу!» Уверенность пришла только лет через десять работы на сцене. Но, конечно, сомнения — тут что-то не так, тут можно сделать лучше — до конца не покидают.
– Неуверенность неуверенностью, но понятия «ошибки» или «неудачи» обходили вас стороной. Как удается работать без срывов?
– Почему же?! Они случались часто! Иногда я смотрю на других девчонок: танцуют спокойные, уверенные… На протяжении всей моей творческой карьеры я могла упасть, чего-то не довертеть. Такой уж я эмоциональный человек, что бывают перехлесты, потеря концентрации.
Правда, на гастролях срывы бывали редко, в какие бы ужасные условия ни попадали. Особенно запомнился приезд на «Золотую маску» в 2004 году с «Ballet Imperial». Кстати, тогда никто из нас не рассчитывал на победу — периферийный театр в Москве, хорошо уже то, что пригласили (я даже не знала о телевизионной трансляции). Так вот, когда мы туда приехали, нас поселили в центре города, но в ужасной гостинице, которая вдобавок вечером загорелась! Срочно, часов в десять вечера, половину труппы стали переселять куда-то еще, искать другие номера. В итоге я спала, зажав нос и под одеялом, думая об одном — лишь бы завтра станцевать… Станцевала, но упала — было какое-то место, особо скользкое на сцене, причем не одна я там полежала: балерина из спектакля, который показывали после нас, тоже там же не удержалась.
Сейчас я могу над этим и посмеяться, но тогда было не до смеха. Не плакала, а ужасно разозлилась. Никакие поздравления не могли обрадовать. И после всего этого театр получил «Маску»!.. Это было полной неожиданностью. К своим личным наградам или присуждению званий я была как-то готова, потому что, как уже сказала, всегда шла к новым вершинам постепенно. А эта «Маска» театру за лучший спектакль, пожалуй, единственный раз, когда все просто разом свалилось на голову.
– В некоторых балетах вы танцуете годами. Как избавиться от усталости, найти вдохновение, если знаешь спектакль вдоль и поперек?
– А избавляться не от чего. Между спектаклями случаются достаточно длительные перерывы, и каждый раз ты все вспоминаешь заново. За границей по-другому: несколько месяцев длятся репетиции премьеры, пару месяцев идет спектакль, чтобы затем навсегда сойти со сцены. Такая система — нарабатывать что-то в течение длительного времени – возможно, правильнее , но именно поэтому спектакль может надоесть. У нас более творческий подход — каждый раз можно придумать какой-то нюанс: в подаче, актерской игре, в деталях костюма или прическе.
– Ваша отличительная черта на сцене — необыкновенная легкость. И все-таки: какие партии «попили вам крови» больше всего?
– Переделка спектаклей. В последнее время была возобновлена целая плеяда спектаклей: «Дон Кихот», «Шопениана», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта»… Это неплохо, но нам, артистам, у которых тело уже привыкло к старому варианту, сделать то же самое движение, но чуть-чуть по-другому невероятно трудно. Премьеры даются легче.
– Остались ли не сыгранные роли, или сбылось все, о чем мечталось?
– Мне очень нравится «Кармен» — та, которую танцевала Майя Плисецкая в Большом театре, но на нашей сцене этот спектакль не шел. Раньше, в начале карьеры, меня воспринимали как лирическую героиню, а с возрастом стало интереснее танцевать характерные партии. Хвалят Сильфиду, Сомнамбулу, а мне хочется танцевать Зарему, которая на сцене бегает с ножом, или Черного лебедя, такую змею подколодную. Или страстную Кармен.
Обожаю игровые сцены, такие как сцена сумасшествия и смерти Жизели. Хотя многим нравится второй акт, где все лирично и красиво. К счастью, у нас во всех балетах есть экспрессивные сцены, ровных практически нет.
Вообще, на ваш вопрос ответить сложно, потому что в спектаклях определяющую роль играет хореограф. Всегда хочется создать новый образ, танцевать премьеру. С каждым спектаклем связано столько воспоминаний, что выделить что-то одно — невозможно. Всегда премьера — невероятный выброс эмоций, ни с чем не сравнимый по силе ощущений.
Каждый раз, когда приезжает хороший хореограф, он дает заряд всем артистам. Например, когда приехал Николай Николаевич Боярчиков, он совсем чуть-чуть почистил хореографию, но главное, все начали работать с удвоенной энергией.
Меня потрясло, когда к нам впервые приехали американские хореографы ставить Баланчина. Или Бен Стивенсон, который поставил «Пер Гюнта» — ни до, ни после у нас в театре ничего подобного не было: это и не современный балет, но и не классика. Своеобразный драм-балет, со множеством солистов и невероятным сюжетом.
«Мастер и Маргарита» Давида Авдыша даже не балетный спектакль, а балетное шоу, сильное и неожиданное.
Очень интересно было работать с Раду Поклитару в его постановке «Семи смертных грехов» – тяжелом для восприятия, абсолютно современном спектакле, где нужно было говорить, смеяться на сцене. Видимо, просто потанцевать мне уже неинтересно, мне нравятся проекты, в которых, кроме танцев, задействовано что-то еще.
Словом, побольше бы разных балетмейстеров, и все было бы замечательно!
– Все, что вы перечислили в принципе не подходит под определение «современная хореография». К ней как относитесь?
– Очень часто современный балет сводится к танцу ради танца. Включаешь канал «Меццо» и видишь, как люди, с ничего не выражающими лицами, делают какие-то движения. Я как-то только по музыке поняла, что идет «Золушка». Ни по костюмам, ни по эмоциям, это не понятно! Уверена, зрителю такое будет неинтересно. Благо, у нас в театре больше других спектаклей. Например «Сомнамбула» Баланчина, балет современный, но при этом настоящий, гениальный балетный спектакль, с закрученным сюжетом и хореографией.
– Как справляетесь с грузом ответственности единственной народной артистки в труппе и главного лица пермского балета?
– А я никогда не считала себя единственной, всегда отдавала себе отчет, что вопрос о званиях во многом зависит не от артиста, а от руководства, от властей, кто-то сумеет «выбить» эти звания, а кто-то нет.
Когда я танцую, я много отдаю и много получаю в ответ. Этой энергии, этих эмоций достаточно. У меня здесь все сложилось, мне давали танцевать, и я всегда была первая. Почему? Наверное, судьба. Например, когда пришел Авдыш, я была задействована во многих спектаклях и думала, что в его «Мастере и Маргарите» уже не буду участвовать. Вхожу в репетиционный зал, становлюсь в последних рядах… через десять минут слышу: «Лена, выходи, становись рядом».
– Меньше года назад вы танцевали премьеру возо­бновленного спектакля «Ромео и Джульетта», совсем недавно, всего-то три месяца назад, вы танцевали на закрытии сезона. И где бы вы ни танцевали – ваша работа безупречна. Рецензии, отзывы зрителей не натолкнули ли вас на мысль: может быть, еще остаться?
– Безумно приятно было слышать добрые слова. Особенно после концерта по случаю закрытия прошлого сезона, учитывая то обстоятельство, что я целый месяц отдыхала: остальная труппа готовилась к премьере «Корсара». Когда мало работаешь (а на протяжении последних двух лет я не очень часто выходила на сцену), поддерживать форму становится все сложнее и сложнее. Если говорить откровенно, то подготовка к грядущему творческому вечеру иногда бывает мучительной: нет былой легкости. Но главное даже не в этом, а в том, что я решила сама для себя — достаточно. Время пришло. Судьба со мной согласилась — как я решила уйти из театра, в городе появилась частная хореографическая школа, куда меня пригласили работать в качестве педагога. И так все там здорово, что я сразу согласилась, хотя изначально не хотела связываться с преподаванием ни в училище, ни в театре. Я благодарна всем обстоятельствам за то, что я ухожу из театра по своему собственному желанию и передо мной открыта новая дорога. В судьбу я верю.
– Тогда спрошу: за какие личностные качества судьба была к вам благосклонна?
– Я никогда не хотела выделиться, но, с другой стороны, всегда стремилась быть лучше, работать больше, что называется, прыгнуть выше головы. Думаю, эту золотую середину, между амбициями и творчеством, важно найти любому артисту. Артист должен выкладываться на 100 процентов, не сравнивая себя с другими. Если уж с кем и сравнивать, то с самим собой: каким я был вчера и чему я научился сегодня, что я смогу показать завтра? А для многих артистов соперничество с коллегами становится самоцелью, поэтому у них ничего и не получается: подход не тот.
Я не люблю тусовок, интервью, отношусь к этому как к части профессии. Например, когда открылась школа, необходимо было о ней везде рассказать: в газетах, журналах, на телевидении. Я просто заболела после всего этого, но это было важно для дела.
– Знаю, что вы занимаетесь не только с детьми, но и со взрослыми. Не поздно ли им заниматься балетом?
– В прошлом году я попробовала заниматься с девочками-подростками в фитнес-клубе и с удивлением поняла, что взрослым это даже интереснее, чем детям, которых приводят в класс родители. Не зря хореография сейчас одно из самых популярных направлений в спортивных клубах.
– Прославленная балерина Илзе Лиепа, которая в Москве открыла свою частную хореографическую школу, много играет в драматических спектаклях. А вам не хотелось себя попробовать в драме?
– Мысли такие были, особенно после того, как один из режиссеров предложил: «Я готовлю один спектакль, так вот, мне нужна такая артистка, как ты!» Но на тот момент я была сильно загружена в театре, да и сомнения сыграли свою роль: вдруг не справлюсь, вдруг роль не выучу…
– Как по-женски удавалось совмещать творчество и семью?
– Один человек мне как-то сказал: «Надо или балетом заниматься, или семьей». Я ему ответила: «буду все совмещать». Только когда появилась семья, поняла всю мудрость этих слов. Да, дети будут любить всегда, а мужчине не понравится, когда ему уделяют меньше внимания, чем теат­ру. У меня был театр, с его репетициями с утра до ночи.
– Как вы вообще рискнули в разгар карьеры родить двух детей? Не каждая балерина на такое решится…
– За то, что потеряю форму, не боялась. Так и случилось: после первых родов не работала год, после вторых — вообще три месяца. Тянуло в театр, дома не могла находиться, только и думала о том, как буду заниматься у станка. Была в голове мысль: чем раньше выйду, тем легче будет войти в форму… Кстати, то же самое каждый год происходит во время отпуска – он же у нас длинный, почти два месяца. Обязательно бежишь к станку раньше.
– Сыновьям страсть к балету передалась по наследству?
– Один пошел по моим стопам, закончил хореографическое училище, танцевал в театре, теперь работает в Голландии…
– То есть от артистической карьеры не предостерегали?
– Нет, потому что молодая была! (Смеется). Младшего в хореографическое отдавать не стала. Все-таки наша балетная жизнь тяжелая. С реальной жизнью плохо совмещается. Со стороны кажется, что мы живем в замкнутом круге: утро – репетиция в театре, затем дома обед, потом спектакль, опять дом. Позволить себе какой-то досуг, развлечения могут те, у кого нет ведущих партий. А я выбрала эту дорогу, о чем не жалею.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.