Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
30.10.2008
Игорь Машуков. В мире «божественных вибраций»

Он живет в атмосфере музыкальных фантазий и конкретных жизненных реалий. Пишет музыку, преподает. Заседает в комиссиях и жюри. Снова сочиняет. «Новости культуры» и Комитет по культуре администрации Перми представляют сегодня композитора Игоря Машукова, дважды обладателя гранта комитета и лауреата премии Пермской области в сфере культуры и искусства, знатока современных звуковых технологий, кумира творческой молодежи, председателя Пермского отделения Союза композиторов России. Его, Игоря Машукова, художественные открытия, ныне активно интегрируются в международное звуковое пространство. Он – автор эксклюзивных и масштабных проектов, имеющих резонанс: «Супер-рояль» (конкурс молодых пианистов Перми и Нижнего Новгорода), «Весна. Музыка. Мода» (дефиле со звучащей классикой), «Дистантное обучение юных композиторов» и др. Креативный музыкант, педагог с инновационным мышлением, активный организатор, живущий в темпо-ритме современности.


Электроника и мультимедиа. Творческие поиски
– Игорь Евгеньевич! В вашем творчестве, особенно в последнее время, явно доминирует «пермская тема». Чем она вам дорога?
– На самом деле, эта тема «звучит» у меня давно. Первое произведение, посвященное культурным традициям Перми – это «Трансцендентные вариации на тему Скрябина» для скрипки соло (вариации с исключительными по сложности виртуозными приемами). Здесь использованы две звуковые монограммы, связанные с именами А.Н. Скрябина и А.П. Немтина. Композитор Александр Немтин – наш земляк, выпускник Пермского музыкального училища и Московской консерватории, с которым, учась в Москве, я много общался. А.П. Немтин посвятил 26 лет своей жизни воссозданию незаконченного сочинения А.Н. Скрябина «Предварительное действо». Эта работа принесла ему мировую известность.
Другое сочинение «Квартет» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Он связан с именем и творчеством Евгения Панфилова. Крайние части «Квартета» основаны на темах электронного балета «Мужики и бабы», написанного мной для театра Панфилова еще в 90-м году. До этого я написал по просьбе Жени монобалет «Реквием по Анне», посвященный А.Ахматовой (где соединены музыка Баха и моя собственная). Балет «Мужики и бабы» из триптиха «Красное и черное» был поставлен в 1991 году и явился одним из первых электронных балетов в России. Позднее мы работали над созданием балета «Сергей Есенин», но трагическая смерть Панфилова оборвала все планы – остались многочисленные наброски, фрагменты партитуры. Что касается квартета, то он звучал в Прикамье, в Екатеринбурге, а также в Москве, в гостиной Б.П. Юргенсона, где примерно 100 лет назад показывал свои сочинения известному издателю Петр Ильич Чайковский.
– Много интересного в вашей пьесе «В Пермском зверином стиле»…
– Я написал эту пьесу для фортепиано в 6 рук в 2005-м году к 80-летию Пермского музыкального училища, а первыми исполнителями были его преподаватели Марина Окуневич, Ольга Соколова, Галина Нелюбина, ученицы нашего знаменитого педагога по фортепиано Маргариты Сергеевны Антроповой, которой и посвящена пьеса.
Пермский «звериный стиль» – наша история, наш раритет, способный питать фантазию. Эпиграфом я выбрал строки Алексея Домнина: «Там птицы, звери странные резцом наведены, там надписи чеканные в узоры сплетены». В трехъярусной структуре старинных фигурок пермского звериного стиля отражено восприятие мира нашими предками: верхний мир – птицы, средний – люди, нижний – ящеры.
Идея триады в этом сочинении формирует различные измерения: три пианистки, играющие на одном рояле, сочетание стихий фольклора, джаза и авангардной музыки, трёхчастная форма произведения.
«Молёбка» – сочинение 2008 года. Название деревеньки в Пермском крае, известное как аномальная зона. Мне хотелось отразить понимание природы нашими современниками – сложное, неоднозначное, таинственное. Получилась композиция, где объединяются фольклорные мотивы (наигрыши рожечников), элементы популярной музыки, электроники, звучание кларнета и виолончели. Пьеса эта звучала в разных городах Урала, в Москве, а также в Подмосковье, в Доме Цветаевых на завершении финно-российского проекта «Экология культуры».
– Электроника в академической музыке – мода, поиски красок?
– Это, конечно, не общая тенденция. Но для меня – Путь, основанный на тонких формах переплетения двух стихий – музыки акустической и электронной. Я увлекся этим еще в Москве, в студенчестве. И опять же Александр Немтин привел меня в музей Скрябина, где я осваивал первый отечественный синтезатор («АНС» – скрябинская аббревиатура), изобретенный инженером Мурзиным. Для этой «машины» создавали свои первые электронные композиции молодые тогда А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Артемьев, В. Мартынов.
– Какое будущее у этого направления?
– Мне близка позиция Эдуарда Артемьева, быть может, самого известного специалиста в этой сфере. Новые тембры, необычные фактурные решения, новые интонации позволяют создать сложную и, в то же время, гармоничную современную музыку. Сейчас в моём распоряжении – электронная студия, а когда-то балет «Мужики и бабы», за неимением собственного оборудования, мне пришлось записать на радиостудии «в один присест», часов за семнадцать, вместе с композитором Никитой Широковым.
– А мультимедиа?
– Это – тоже определённый резерв средств воздействия современного художника на слушателя. В пьесе «ДД» я соединил речевую фонограмму голоса Шостаковича, видеоряд на экране и музыку.
– А по заказу вы пишете?
– Предложения были из театральной сферы, из сферы кино. Но, честно говоря, меня больше греет другая ситуация – когда музыку заказывают высокопрофессиональные исполнители. Например, целый ряд произведений я написал по просьбе Московского ансамбля современной музыки. С некоторыми солистами ансамбля меня связывает многолетняя творческая дружба: Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Сергей Асташонок и Александр Загоринский (виолончель) – неоднократно были первыми исполнителями моих сочинений.

Союз «Союзов»
– А теперь – о композиторской организации. Проблемы творческих союзов недавно обсуждались на заседании Совета по культуре при главе администрации Перми. Как строится работа у вас?
– В ноябре мы будем отмечать 15-летие Пермской организации СК РФ. Наше главное детище – Международный фестиваль современной музыки в Перми, который проводится раз в два года и включает серию концертов, встреч, мастер-классов, конференций. Главная идея фестиваля – познакомить пермского слушателя с самыми различными направлениями, течениями современной музыки. Так, например, фестиваль 2005 года включал концерты «Власть песнопений», «Новые русские», «Голландия-Россия – музыкальные параллели», в 2007 году состоялись вечера электронно-акустической музыки и инструментального театра. Неизменно в рамках фестиваля проходит научно-практическая конференция с участием зарубежных музыковедов, композиторов, педагогов. Третий фестиваль пройдет в 2009-м году. Главным партнером фестиваля является Комитет по культуре администрации города Перми, где работают специалисты высокого класса.
– Есть ли некое противоречие в самом существовании Союза: ведь композитор, творец – индивидуум?
– Нас всех объединяют общие идеи. Прежде всего, идея создания и исполнения музыки. Композитор не может писать «для себя», его сочинения должны звучать. Поэтому естественно наше стремление вписаться в более широкое социально-культурное пространство. Если произведения исполняются в разных городах и странах – это серьезное достижение. Мир сейчас открытый.
– В наши дни и интерес к классике падает, что уж говорить о современной академической музыке…
– Современный композитор должен отдавать себе отчет, о чем он пишет, для кого, где будет звучать эта музыка. Музыка второй половины ХХ века содержит множество находок в области музыкального языка, формы, фактуры, и, вместе с тем, превышает порой пределы человеческого восприятия. Мне кажется, для современного автора гораздо белее ценны те «божественные вибрации», которые есть в классических шедеврах.
Со временем восприятие авангардных сочинений меняется: фактор новизны утрачивается, и на первый план выступают критерии красоты, гармонии, художественности, впрочем, как и в классической музыке. То, что было актуально лет 15—20 назад, теперь оставляет слушателя холодным и, вместе с тем, выявляются новые музыкально-эстетические приоритеты.
А, возвращаясь к нашему творческому Союзу, хочу все же сказать, что сама идея объединения по-прежнему актуальна. Но Союз должен претерпеть большие метаморфозы: либо он останется композиторским энергетическим центром, либо будет восприниматься как атавизм, пережиток прошлого.
– Как вы относитесь к интеграции разных творческих Союзов?
– Пермские творческие Союзы, конечно, разобщены. Совместная творческая деятельность, партнерство с собратьями по смежным искусствам – ресурс, который ещё предстоит освоить.

«Чувствовать болевую точку»…
– Коснемся вашей проектной деятельности. Сегодня это – современная форма мышления. Какие победы Вам дороги?
– В первую очередь, два гранта комитета по культуре администрации  г. Перми на фестивали 2005 × 2007 гг., грант на «Супер-рояль». Это уже – финансовая поддержка. Хотя, конечно, много приходится делать и на личные средства.
Креатив важен, но надо почувствовать «болевую точку», надо уметь понять общественную значимость проекта – только тогда можно надеяться на поддержку.
– В сфере ваших интересов и педагогика. Насколько музыкальное образование сегодня нуждается в обновлении?
– И дети сегодня другие и студенты. Наше лучшее в мире музыкальное образование требует серьезных изменений, активных шагов навстречу новым музыкальным потребностям. И мы делаем шаги в этом направлении. В этом учебном году совместно с Детской музыкальной школой № 1 мы открыли отделение композиции, джазовой импровизации и электронной музыки, где занимаются дети и подростки, начиная с 6 лет.
Со студентами мне интересно активно познавать быстро меняющуюся реальность современного мира, изменения характера и форм музыкальной коммуникации. Молодые талантливые ребята наиболее восприимчивы к новому, активно используют музыкальные ресурсы сети Интернет, электронные устройства. Я веду такие разные курсы, как композиция и гармония, массовая музыкальная и региональная культура, музыкальная информатика. На уроках мы с ребятами используем элементы звукорежиссуры, мультимедийные технологии. Получается интересно.
– У вас выстраивается цепочка непрерывного образования: вы начинали в училище (колледже), потом – в Педагогическом университете, теперь – в школе.
– Цепочка выстроилась сама собой – я, прежде всего композитор.
– Вы уже несколько лет член Совета по культуре при Главе города. Как вам видятся пути движения музыки к публике и публики к музыке?
– Мне кажется, для пермяков важно достроить музыкальную инфраструктуру. У нас замечательный театр оперы и балета, оркестр которого регулярно исполняет также и симфоническую музыку, яркие филармонические коллективы – Уральский камерный хор, квартет «Каравай», Хорус-квартет. Есть оркестр «Фрески» в Театре-Театре. Комитет по культуре поддерживает талантливых людей и творческие коллективы – хор «Млада», ансамбли «Ярмарка», «Ромэн», «Ба-ба-ту». Вместе с тем, необходимость создания муниципального симфонического оркестра ощущается давно – и музыкантами, и любителями.
 В соседнем Екатеринбурге, к примеру, кроме оркестра театра оперы и балета, ещё три самостоятельных коллектива: «BACH», филармонический оркестр, а недавно создан молодежный симфонический.
Несомненно, с появлением профессионального симфонического концертного коллектива музыкальная жизнь станет намного ярче, появится больше возможностей для композиторов, исполнителей, слушателей. Всё это будет работать на имидж Перми, как культурного музыкального центра.
У нас немало талантливых людей, которые создают музыкальную ауру Перми и могли бы включиться в этот процесс. Надеюсь, что творческие устремления музыкантов нашего города обретут своё материальное воплощение.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.