30.10.2008
Игорь Машуков. В мире «божественных вибраций»
Он живет в атмосфере музыкальных фантазий и конкретных жизненных реалий. Пишет музыку, преподает. Заседает в комиссиях и жюри. Снова сочиняет. «Новости культуры» и Комитет по культуре администрации Перми представляют сегодня композитора Игоря Машукова, дважды обладателя гранта комитета и лауреата премии Пермской области в сфере культуры и искусства, знатока современных звуковых технологий, кумира творческой молодежи, председателя Пермского отделения Союза композиторов России. Его, Игоря Машукова, художественные открытия, ныне активно интегрируются в международное звуковое пространство. Он – автор эксклюзивных и масштабных проектов, имеющих резонанс: «Супер-рояль» (конкурс молодых пианистов Перми и Нижнего Новгорода), «Весна. Музыка. Мода» (дефиле со звучащей классикой), «Дистантное обучение юных композиторов» и др. Креативный музыкант, педагог с инновационным мышлением, активный организатор, живущий в темпо-ритме современности.
Электроника и мультимедиа. Творческие поиски
– Игорь Евгеньевич! В вашем творчестве, особенно в последнее время, явно доминирует «пермская тема». Чем она вам дорога?
– На самом деле, эта тема «звучит» у меня давно. Первое произведение, посвященное культурным традициям Перми – это «Трансцендентные вариации на тему Скрябина» для скрипки соло (вариации с исключительными по сложности виртуозными приемами). Здесь использованы две звуковые монограммы, связанные с именами А.Н. Скрябина и А.П. Немтина. Композитор Александр Немтин – наш земляк, выпускник Пермского музыкального училища и Московской консерватории, с которым, учась в Москве, я много общался. А.П. Немтин посвятил 26 лет своей жизни воссозданию незаконченного сочинения А.Н. Скрябина «Предварительное действо». Эта работа принесла ему мировую известность.
Другое сочинение «Квартет» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Он связан с именем и творчеством Евгения Панфилова. Крайние части «Квартета» основаны на темах электронного балета «Мужики и бабы», написанного мной для театра Панфилова еще в 90-м году. До этого я написал по просьбе Жени монобалет «Реквием по Анне», посвященный А.Ахматовой (где соединены музыка Баха и моя собственная). Балет «Мужики и бабы» из триптиха «Красное и черное» был поставлен в 1991 году и явился одним из первых электронных балетов в России. Позднее мы работали над созданием балета «Сергей Есенин», но трагическая смерть Панфилова оборвала все планы – остались многочисленные наброски, фрагменты партитуры. Что касается квартета, то он звучал в Прикамье, в Екатеринбурге, а также в Москве, в гостиной Б.П. Юргенсона, где примерно 100 лет назад показывал свои сочинения известному издателю Петр Ильич Чайковский.
– Много интересного в вашей пьесе «В Пермском зверином стиле»…
– Я написал эту пьесу для фортепиано в 6 рук в 2005-м году к 80-летию Пермского музыкального училища, а первыми исполнителями были его преподаватели Марина Окуневич, Ольга Соколова, Галина Нелюбина, ученицы нашего знаменитого педагога по фортепиано Маргариты Сергеевны Антроповой, которой и посвящена пьеса.
Пермский «звериный стиль» – наша история, наш раритет, способный питать фантазию. Эпиграфом я выбрал строки Алексея Домнина: «Там птицы, звери странные резцом наведены, там надписи чеканные в узоры сплетены». В трехъярусной структуре старинных фигурок пермского звериного стиля отражено восприятие мира нашими предками: верхний мир – птицы, средний – люди, нижний – ящеры.
Идея триады в этом сочинении формирует различные измерения: три пианистки, играющие на одном рояле, сочетание стихий фольклора, джаза и авангардной музыки, трёхчастная форма произведения.
«Молёбка» – сочинение 2008 года. Название деревеньки в Пермском крае, известное как аномальная зона. Мне хотелось отразить понимание природы нашими современниками – сложное, неоднозначное, таинственное. Получилась композиция, где объединяются фольклорные мотивы (наигрыши рожечников), элементы популярной музыки, электроники, звучание кларнета и виолончели. Пьеса эта звучала в разных городах Урала, в Москве, а также в Подмосковье, в Доме Цветаевых на завершении финно-российского проекта «Экология культуры».
– Электроника в академической музыке – мода, поиски красок?
– Это, конечно, не общая тенденция. Но для меня – Путь, основанный на тонких формах переплетения двух стихий – музыки акустической и электронной. Я увлекся этим еще в Москве, в студенчестве. И опять же Александр Немтин привел меня в музей Скрябина, где я осваивал первый отечественный синтезатор («АНС» – скрябинская аббревиатура), изобретенный инженером Мурзиным. Для этой «машины» создавали свои первые электронные композиции молодые тогда А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Артемьев, В. Мартынов.
– Какое будущее у этого направления?
– Мне близка позиция Эдуарда Артемьева, быть может, самого известного специалиста в этой сфере. Новые тембры, необычные фактурные решения, новые интонации позволяют создать сложную и, в то же время, гармоничную современную музыку. Сейчас в моём распоряжении – электронная студия, а когда-то балет «Мужики и бабы», за неимением собственного оборудования, мне пришлось записать на радиостудии «в один присест», часов за семнадцать, вместе с композитором Никитой Широковым.
– А мультимедиа?
– Это – тоже определённый резерв средств воздействия современного художника на слушателя. В пьесе «ДД» я соединил речевую фонограмму голоса Шостаковича, видеоряд на экране и музыку.
– А по заказу вы пишете?
– Предложения были из театральной сферы, из сферы кино. Но, честно говоря, меня больше греет другая ситуация – когда музыку заказывают высокопрофессиональные исполнители. Например, целый ряд произведений я написал по просьбе Московского ансамбля современной музыки. С некоторыми солистами ансамбля меня связывает многолетняя творческая дружба: Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Сергей Асташонок и Александр Загоринский (виолончель) – неоднократно были первыми исполнителями моих сочинений.
Союз «Союзов» – А теперь – о композиторской организации. Проблемы творческих союзов недавно обсуждались на заседании Совета по культуре при главе администрации Перми. Как строится работа у вас?
– В ноябре мы будем отмечать 15-летие Пермской организации СК РФ. Наше главное детище – Международный фестиваль современной музыки в Перми, который проводится раз в два года и включает серию концертов, встреч, мастер-классов, конференций. Главная идея фестиваля – познакомить пермского слушателя с самыми различными направлениями, течениями современной музыки. Так, например, фестиваль 2005 года включал концерты «Власть песнопений», «Новые русские», «Голландия-Россия – музыкальные параллели», в 2007 году состоялись вечера электронно-акустической музыки и инструментального театра. Неизменно в рамках фестиваля проходит научно-практическая конференция с участием зарубежных музыковедов, композиторов, педагогов. Третий фестиваль пройдет в 2009-м году. Главным партнером фестиваля является Комитет по культуре администрации города Перми, где работают специалисты высокого класса.
– Есть ли некое противоречие в самом существовании Союза: ведь композитор, творец – индивидуум?
– Нас всех объединяют общие идеи. Прежде всего, идея создания и исполнения музыки. Композитор не может писать «для себя», его сочинения должны звучать. Поэтому естественно наше стремление вписаться в более широкое социально-культурное пространство. Если произведения исполняются в разных городах и странах – это серьезное достижение. Мир сейчас открытый.
– В наши дни и интерес к классике падает, что уж говорить о современной академической музыке…
– Современный композитор должен отдавать себе отчет, о чем он пишет, для кого, где будет звучать эта музыка. Музыка второй половины ХХ века содержит множество находок в области музыкального языка, формы, фактуры, и, вместе с тем, превышает порой пределы человеческого восприятия. Мне кажется, для современного автора гораздо белее ценны те «божественные вибрации», которые есть в классических шедеврах.
Со временем восприятие авангардных сочинений меняется: фактор новизны утрачивается, и на первый план выступают критерии красоты, гармонии, художественности, впрочем, как и в классической музыке. То, что было актуально лет 15—20 назад, теперь оставляет слушателя холодным и, вместе с тем, выявляются новые музыкально-эстетические приоритеты.
А, возвращаясь к нашему творческому Союзу, хочу все же сказать, что сама идея объединения по-прежнему актуальна. Но Союз должен претерпеть большие метаморфозы: либо он останется композиторским энергетическим центром, либо будет восприниматься как атавизм, пережиток прошлого.
– Как вы относитесь к интеграции разных творческих Союзов?
– Пермские творческие Союзы, конечно, разобщены. Совместная творческая деятельность, партнерство с собратьями по смежным искусствам – ресурс, который ещё предстоит освоить.
«Чувствовать болевую точку»… – Коснемся вашей проектной деятельности. Сегодня это – современная форма мышления. Какие победы Вам дороги?
– В первую очередь, два гранта комитета по культуре администрации г. Перми на фестивали 2005 × 2007 гг., грант на «Супер-рояль». Это уже – финансовая поддержка. Хотя, конечно, много приходится делать и на личные средства.
Креатив важен, но надо почувствовать «болевую точку», надо уметь понять общественную значимость проекта – только тогда можно надеяться на поддержку.
– В сфере ваших интересов и педагогика. Насколько музыкальное образование сегодня нуждается в обновлении?
– И дети сегодня другие и студенты. Наше лучшее в мире музыкальное образование требует серьезных изменений, активных шагов навстречу новым музыкальным потребностям. И мы делаем шаги в этом направлении. В этом учебном году совместно с Детской музыкальной школой № 1 мы открыли отделение композиции, джазовой импровизации и электронной музыки, где занимаются дети и подростки, начиная с 6 лет.
Со студентами мне интересно активно познавать быстро меняющуюся реальность современного мира, изменения характера и форм музыкальной коммуникации. Молодые талантливые ребята наиболее восприимчивы к новому, активно используют музыкальные ресурсы сети Интернет, электронные устройства. Я веду такие разные курсы, как композиция и гармония, массовая музыкальная и региональная культура, музыкальная информатика. На уроках мы с ребятами используем элементы звукорежиссуры, мультимедийные технологии. Получается интересно.
– У вас выстраивается цепочка непрерывного образования: вы начинали в училище (колледже), потом – в Педагогическом университете, теперь – в школе.
– Цепочка выстроилась сама собой – я, прежде всего композитор.
– Вы уже несколько лет член Совета по культуре при Главе города. Как вам видятся пути движения музыки к публике и публики к музыке?
– Мне кажется, для пермяков важно достроить музыкальную инфраструктуру. У нас замечательный театр оперы и балета, оркестр которого регулярно исполняет также и симфоническую музыку, яркие филармонические коллективы – Уральский камерный хор, квартет «Каравай», Хорус-квартет. Есть оркестр «Фрески» в Театре-Театре. Комитет по культуре поддерживает талантливых людей и творческие коллективы – хор «Млада», ансамбли «Ярмарка», «Ромэн», «Ба-ба-ту». Вместе с тем, необходимость создания муниципального симфонического оркестра ощущается давно – и музыкантами, и любителями. В соседнем Екатеринбурге, к примеру, кроме оркестра театра оперы и балета, ещё три самостоятельных коллектива: «BACH», филармонический оркестр, а недавно создан молодежный симфонический.
Несомненно, с появлением профессионального симфонического концертного коллектива музыкальная жизнь станет намного ярче, появится больше возможностей для композиторов, исполнителей, слушателей. Всё это будет работать на имидж Перми, как культурного музыкального центра.
У нас немало талантливых людей, которые создают музыкальную ауру Перми и могли бы включиться в этот процесс. Надеюсь, что творческие устремления музыкантов нашего города обретут своё материальное воплощение.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.