Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
28.10.2008
«Властелин душ» Гарри Гродберг в Перми

Легендарный Гарри Гродберг играл в Органном зале Пермской филармонии, соединив затейливо, но концептуально в одной программе Баха и Вену.
…Его называют «властелином Органной державы». А он адресует это величественное и мощное слово любимому инструменту. Орган для Гродберга – «властелин душ», так же, как для слушателей – сам Гарри Гродберг. Единственный в стране народный артист РФ в сфере органного исполнительства, кавалер ордена Почета и ордена «За заслуги перед Отечеством». Солист Московской филармонии, выступающий в разных странах мира уже более 50 сезонов. Артист, записавший более полутора миллионов экземпляров пластинок и дисков. Уникальный отечественный Мастер органного искусства исполнил в Перми программу «И.С. Бах и музыка Вены».


Мотивы Вены
Венские классики и «Венский карнавал». А может быть, «Сказки Венского леса»? Или еще что-нибудь «этакое», с названием блестящей музыкальной столицы Европы?
Удивительно ли, что мэтр органа обратил свой взор к Вене?.. Интересен и «букет» композиторских имен, и прозвучавшие в исполнении Гарри Гродберга в Перми некоторые новые для слушателей сочинения: Гайдн, Моцарт, Гуммель, Черни.
На протяжении как минимум двух столетий, в эпоху Барокко и Классицизма, Вена была крупнейшим музыкальным центром. В XVII веке венский двор – «оперный филиал» Италии. А в XVIII веке уже культивируются многонациональные оперные жанры и рождается классический симфонизм: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Театр, оживленная концертная жизнь, в том числе авторские программы видных композиторов («Академии»). А еще – бытовая культура: музыкальные собрания, танцевальные вечера, домашнее музицирование и звуки улиц. Веселая, пестрая толпа, не умолкающие днем и ночью инструментальные ансамбли и певцы. Жизнь, кажущаяся вечным праздником.
Но все это – только фон, контекст для более значительных творческих проявлений.
Помимо «венских классиков» история сохранила из той поры и другие имена, так или иначе связанные с гениями.
К примеру, Иоганн Гуммель. Австрийский пианист и композитор (XVIII-XIX вв.), слыл вундеркиндом, учился у Моцарта и Гайдна. Служил у того же князя Эстергази. Писал камерную музыку для венских концертов. Не обходил вниманием и театры, и оркестр. Его любили за обаятельный мелодизм в итальянском духе.
 В Перми Гарри Гродберг открыл программу прелестными редко звучащими миниатюрами – пьесами Гайдна и Моцарта «для механического органа в часах». Прелюдия и фуга Гуммеля до минор оказалась глубоко трагическим циклом. Прелюдия Черни ля мажор – светлой и грациозной, а его цикл Прелюдия и фуга ре минор – композицией, полной драматизма.
Далее последовал Бах: полные глубины и сосредоточенности два хорала и первая часть Концерта ля минор Вивальди-Баха.
Гарри Гродберг и в этот раз в Перми был для нашей публики первооткрывателем. И, как всегда, – само совершенство.

«Орган лечит. Он дает энергию»
«Нигде в Европе, – любит повторять Гарри Гродберг, – нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим, российским. Нигде нет такого интереса к органному искусству у рядовых слушателей. Да и органы наши лучше ухожены».
…Ему ли, деятельному эксперту Совета по органостроению Министерства культуры еще СССР, не знать ситуацию во всех подробностях! В 50-е годы XX века, когда он начинал «чисто органные» концерты, в стране было лишь 7 органов (3 из них – в Москве). При жизни одного поколения в 60 городах страны появилось более 70 инструментов престижных фирм.
Исполнительский стиль Гарри Гродберга формировался в то время, когда активно концертировала блестящая плеяда мастеров: пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Софроницкий, Т. Николаева, другие музыканты. Не отсюда ли, размышляют исследователи, высокая профессиональная требовательность в условиях конкуренции с исполнителями-инструменталистами?
Артистический потенциал Гарри Гродберга, способствующий его необычайному творческому долголетию, заметили еще в Московской консерватории (студент из Литвы занимался у Александра Гольденвейзера и Александра Гедике). О своем любимом ученике патриарх московской органной школы советского времени Александр Федорович Гедике говорил: «У Гарри – редкая, врожденная виртуозность в ногах». С. Рихтер и Н. Дормалиак рекомендовали молодого музыканта в качестве солиста в Московскую филармонию. В то время, кстати, органные концерты звучали обязательно с вокалом, с другими инструментами.
Свой первый сольный концерт Гарри Гродберг сыграл в 1995 году. Он выходит на сцену всегда со своим главным помощником и ассистентом, женой Натальей Владимировной, и отдается музыке по максимуму. Подчеркивая исполнительскую индивидуальность Гродберга, московский композитор Роман Леденев писал: «Его орган, в общем, современный инструмент в руках современного исполнителя. Это проявляется в манере исполнения и в своеобразных тембровых находках, идущих от возможностей новых инструментов». И не случайно, конечно, Гродбергу близка самая разная музыка, в том числе отечественная и европейская ХХ века.
Гарри Гродберг любит повторять: «Орган лечит. Он дает энергию. А музыка Баха – в особенности».

Приношение Баху
«Ваш Бах народа не соберет», – предупреждали молодого органиста, принимая на работу в Московскую филармонию (на всякий случай, лишь по договору). В студенческой консерваторской среде вскоре родился афоризм: «Гродберг – Бах – аншлаг». А потом случилось «знаковое совпадение»: 30-летие творческой деятельности артиста отмечалось в год 300-летия Баха.
Гарри Гродберг стал первым выдающимся русским интерпретатором Баха, признанным за рубежом. Он единственный из органистов России удостоен почетного звания члена Баховского и Генделевского обществ в Лейпциге.
Баховские программы, утверждают рецензенты, – это самые вдохновенные и магические интерпретации Гродберга. При всем множестве вариантов программ, их масштабности, в каждой – своя драматургия, свое видение «сверхзадачи». Способность передать глубокие мысли, величественную архитектонику творений – результат художественной интуиции и опыта.
И в пермской программе, в разных жанрах «баховского отделения» вечера, проявились лучшие черты исполнительского облика музыканта: сплав виртуозности, «широкого жеста», темперамента и строгой сосредоточенности.
Он начал с «Маленького гармонического лабиринта», пьесы затейливой и возвышенной по духу. Потом была скорбно-драматическая соль-минорная фуга. Далее – светлая четырехчастная «Пастораль» фа мажор, поэтическая идиллия в народном стиле, написанная для двух мануалов и педали. Этот звуковой колорит подхватила соль-мажорная Фантазия.
А затем… затем пермская публика в переполненном Органном зале воочию убедилась в уникальной традиции Гродберга: он всегда завершает программу Токкатой и фугой ре минор – одним из главных баховских шедевров.
…На встречу с Мастером пришли особые слушатели: изысканно-элегантные, достойные, внимательные. Не было ни одного случайного сигнала мобильника, ни одного неуместного хлопка. И высокий гость (Гарри Гродберг отмечает нынче собственное 80-летие), оценив публику в зале, улыбался, неспешно выходил на поклоны и с удовольствием играл «на бис». Сначала – миниатюрную, изумительной красоты, «Пастораль» Ле Фебуре Вели, потом яркую, праздничную «Фантазию» Петерса-Стенлея.
На том и расстались с «властелинами» – Гродбергом и органом. До следующей встречи.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.