Легендарный Гарри Гродберг играл в Органном зале Пермской филармонии, соединив затейливо, но концептуально в одной программе Баха и Вену.
…Его называют «властелином Органной державы». А он адресует это величественное и мощное слово любимому инструменту. Орган для Гродберга – «властелин душ», так же, как для слушателей – сам Гарри Гродберг. Единственный в стране народный артист РФ в сфере органного исполнительства, кавалер ордена Почета и ордена «За заслуги перед Отечеством». Солист Московской филармонии, выступающий в разных странах мира уже более 50 сезонов. Артист, записавший более полутора миллионов экземпляров пластинок и дисков. Уникальный отечественный Мастер органного искусства исполнил в Перми программу «И.С. Бах и музыка Вены».
Мотивы Вены
Венские классики и «Венский карнавал». А может быть, «Сказки Венского леса»? Или еще что-нибудь «этакое», с названием блестящей музыкальной столицы Европы?
Удивительно ли, что мэтр органа обратил свой взор к Вене?.. Интересен и «букет» композиторских имен, и прозвучавшие в исполнении Гарри Гродберга в Перми некоторые новые для слушателей сочинения: Гайдн, Моцарт, Гуммель, Черни.
На протяжении как минимум двух столетий, в эпоху Барокко и Классицизма, Вена была крупнейшим музыкальным центром. В XVII веке венский двор – «оперный филиал» Италии. А в XVIII веке уже культивируются многонациональные оперные жанры и рождается классический симфонизм: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Театр, оживленная концертная жизнь, в том числе авторские программы видных композиторов («Академии»). А еще – бытовая культура: музыкальные собрания, танцевальные вечера, домашнее музицирование и звуки улиц. Веселая, пестрая толпа, не умолкающие днем и ночью инструментальные ансамбли и певцы. Жизнь, кажущаяся вечным праздником.
Но все это – только фон, контекст для более значительных творческих проявлений.
Помимо «венских классиков» история сохранила из той поры и другие имена, так или иначе связанные с гениями.
К примеру, Иоганн Гуммель. Австрийский пианист и композитор (XVIII-XIX вв.), слыл вундеркиндом, учился у Моцарта и Гайдна. Служил у того же князя Эстергази. Писал камерную музыку для венских концертов. Не обходил вниманием и театры, и оркестр. Его любили за обаятельный мелодизм в итальянском духе. В Перми Гарри Гродберг открыл программу прелестными редко звучащими миниатюрами – пьесами Гайдна и Моцарта «для механического органа в часах». Прелюдия и фуга Гуммеля до минор оказалась глубоко трагическим циклом. Прелюдия Черни ля мажор – светлой и грациозной, а его цикл Прелюдия и фуга ре минор – композицией, полной драматизма.
Далее последовал Бах: полные глубины и сосредоточенности два хорала и первая часть Концерта ля минор Вивальди-Баха.
Гарри Гродберг и в этот раз в Перми был для нашей публики первооткрывателем. И, как всегда, – само совершенство.
«Орган лечит. Он дает энергию» «Нигде в Европе, – любит повторять Гарри Гродберг, – нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим, российским. Нигде нет такого интереса к органному искусству у рядовых слушателей. Да и органы наши лучше ухожены».
…Ему ли, деятельному эксперту Совета по органостроению Министерства культуры еще СССР, не знать ситуацию во всех подробностях! В 50-е годы XX века, когда он начинал «чисто органные» концерты, в стране было лишь 7 органов (3 из них – в Москве). При жизни одного поколения в 60 городах страны появилось более 70 инструментов престижных фирм.
Исполнительский стиль Гарри Гродберга формировался в то время, когда активно концертировала блестящая плеяда мастеров: пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, В. Софроницкий, Т. Николаева, другие музыканты. Не отсюда ли, размышляют исследователи, высокая профессиональная требовательность в условиях конкуренции с исполнителями-инструменталистами?
Артистический потенциал Гарри Гродберга, способствующий его необычайному творческому долголетию, заметили еще в Московской консерватории (студент из Литвы занимался у Александра Гольденвейзера и Александра Гедике). О своем любимом ученике патриарх московской органной школы советского времени Александр Федорович Гедике говорил: «У Гарри – редкая, врожденная виртуозность в ногах». С. Рихтер и Н. Дормалиак рекомендовали молодого музыканта в качестве солиста в Московскую филармонию. В то время, кстати, органные концерты звучали обязательно с вокалом, с другими инструментами.
Свой первый сольный концерт Гарри Гродберг сыграл в 1995 году. Он выходит на сцену всегда со своим главным помощником и ассистентом, женой Натальей Владимировной, и отдается музыке по максимуму. Подчеркивая исполнительскую индивидуальность Гродберга, московский композитор Роман Леденев писал: «Его орган, в общем, современный инструмент в руках современного исполнителя. Это проявляется в манере исполнения и в своеобразных тембровых находках, идущих от возможностей новых инструментов». И не случайно, конечно, Гродбергу близка самая разная музыка, в том числе отечественная и европейская ХХ века.
Гарри Гродберг любит повторять: «Орган лечит. Он дает энергию. А музыка Баха – в особенности».
Приношение Баху «Ваш Бах народа не соберет», – предупреждали молодого органиста, принимая на работу в Московскую филармонию (на всякий случай, лишь по договору). В студенческой консерваторской среде вскоре родился афоризм: «Гродберг – Бах – аншлаг». А потом случилось «знаковое совпадение»: 30-летие творческой деятельности артиста отмечалось в год 300-летия Баха.
Гарри Гродберг стал первым выдающимся русским интерпретатором Баха, признанным за рубежом. Он единственный из органистов России удостоен почетного звания члена Баховского и Генделевского обществ в Лейпциге.
Баховские программы, утверждают рецензенты, – это самые вдохновенные и магические интерпретации Гродберга. При всем множестве вариантов программ, их масштабности, в каждой – своя драматургия, свое видение «сверхзадачи». Способность передать глубокие мысли, величественную архитектонику творений – результат художественной интуиции и опыта.
И в пермской программе, в разных жанрах «баховского отделения» вечера, проявились лучшие черты исполнительского облика музыканта: сплав виртуозности, «широкого жеста», темперамента и строгой сосредоточенности.
Он начал с «Маленького гармонического лабиринта», пьесы затейливой и возвышенной по духу. Потом была скорбно-драматическая соль-минорная фуга. Далее – светлая четырехчастная «Пастораль» фа мажор, поэтическая идиллия в народном стиле, написанная для двух мануалов и педали. Этот звуковой колорит подхватила соль-мажорная Фантазия.
А затем… затем пермская публика в переполненном Органном зале воочию убедилась в уникальной традиции Гродберга: он всегда завершает программу Токкатой и фугой ре минор – одним из главных баховских шедевров.
…На встречу с Мастером пришли особые слушатели: изысканно-элегантные, достойные, внимательные. Не было ни одного случайного сигнала мобильника, ни одного неуместного хлопка. И высокий гость (Гарри Гродберг отмечает нынче собственное 80-летие), оценив публику в зале, улыбался, неспешно выходил на поклоны и с удовольствием играл «на бис». Сначала – миниатюрную, изумительной красоты, «Пастораль» Ле Фебуре Вели, потом яркую, праздничную «Фантазию» Петерса-Стенлея.
На том и расстались с «властелинами» – Гродбергом и органом. До следующей встречи.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.