Эта оперу мы ждали долго, пожалуй, даже слишком долго. Работу, начавшуюся чуть ли не год назад, тормозили нелепые, даже мистические случайности, из-за которых создатели никак не могли собраться вместе. И вот свершилось – опера «Отелло» Дж. Верди прозвучит в концертном исполнении 18 октября на сцене Пермского академического театра оперы и балета. Много позже, предположительно в конце февраля, нам предстоит оценить и режиссуру приглашенного из столицы Владимира Петрова, и декорации Юрия Купера (США). Накануне первого и единственного исполнения, быть может, самой популярного сюжета в концертном варианте на наши вопросы ответил главный дирижер театра Валерий Платонов.
– Валерий Игнатьевич, в работе над «Отелло» театр решил обойтись собственными силами. Не было ли в этом риска? Оказалась ли оперная труппа готовой к подобному испытанию?
– «Отелло» – одна из самых сложных опер Дж. Верди. Более того, она находится в десятке сложнейших произведений мирового оперного репертуара. Но мы же не столкнулись с этим в процессе репетиций! Естественно, затевая эту работу, театр прекрасно понимал, какие тут кроются сложности, и представлял, какими ресурсами обладает для их разрешения.
Уже то, что мы взялись за эту работу, свидетельствует: пермская оперная труппа «доросла» до «Отелло». Хотя каким будет результат этой работы, покажет только реакция публики на премьере! Создание спектакля – это хождение в незнаемое. Ты никогда не знаешь, что получится в итоге. Никогда! В моей солидной театральной практике бывали разные случаи: иногда вплоть до премьеры было ощущение грядущего провала, а на премьере происходило какое-то чудо, и все получалось здорово! А бывало наоборот: прекрасный настрой оборачивался полной неудачей.
– Как говорится, публика – дура?
– Нет! Очень не люблю это выражение. Если зал не откликается, значит, мы чего-то не доделали, не донесли, либо в зал пришла не та публика. Она же тоже очень разная: на премьеру чаще приходит подготовленный зритель, который хорошо знаком с сюжетом и композитором, даже может напеть какие-то мотивы. А иногда приходят люди, которые во время действия достают сотовые и начинают играть – или что там они делают с этими телефонами? Меня это всегда крайне удивляет: что же, нельзя было пойти в другое место – в кафе, например…
– Вопрос дилетанта: бытует мнение, что концертное исполнение – это «усеченный» вариант спектакля, более простая его версия…
– Неправда. Концертное исполнение требует повышенного внимание певцов, оркестра, дирижера. Потому что внимание публики в этом случае сосредоточено только на музыкальной части: музыка должна захватить зрителя, а исполнение – соответствовать великой музыке. В спектакле у публики много других раздражителей: декорации, свет, сценическое действие. И шероховатости, которые бывают в любом спектакле и в любом театре, часто проходят не замеченными залом.
Никаких «упрощений» музыкального материала не произойдет – мы исполним всю оперу «от корки до корки». И пусть не будет декораций, театрального света, сценического действия (Отелло не накинется на Дездемону, как это будет в спектакле), но при этом какие-то элементы общения персонажей друг с другом останутся даже в концертном варианте.
На печальном концерте 15 сентября дуэт Отелло и Дездемоны из первого акта был исполнен. И актеры, будучи не в костюмах, а в концертных платьях, прекрасно показали внутреннюю эмоциональность действия.
– Уже известны имена исполнителей главных ролей?
– Есть два состава артистов. Какой будет петь на концертном показе, станет понятно на двух последних прогонах. Так, партию Дездемоны готовят замечательная молодая певица Екатерина Орлова и великолепная Ирина Крикунова, обладающая солидным театральным стажем. Отелло – Виктор Компанеев и солист Нижегородского театра, регулярно выступающий у нас, Павел Полянинов. Яго – Александр Агапов и Дмитрий Бобров, Эмилия – Лариса Келль и Татьяна Каминская.
– Ввод новых спектаклей неизбежно приводит к тому, что кое-что из старого репертуара остается за бортом. Какой критерий используется в этом случае? Степень зрительского интереса?
– Чаще всего из проката изымаются спектакли, которые не пользуются успехом у публики. Но при этом они должны потерять свою актуальность и для театра. Так, у нас ушла очень очень интересная, с моей точки зрения, работа «Женские истории» (состоящая из трех одноактных моноопер). В нее было интересно погрузиться, актрисам – создать образы. Часть публики это оценила. Или еще пример: для творческого роста труппы очень важно работать в операх, которые исполняются на языке оригинала – итальянском. Но для большинства пермяков важно понимать текст, поэтому публика игнорирует подобные спектакли и они «живут» не очень долго.
Однако если театр будет ориентироваться исключительно на кассовый успех, то тогда нужно вообще оперу убрать со сцены и «гонять» одни оперетты. Еще лучше – мюзиклы. Театр обязан думать о просветительском, воспитательном аспекте, поэтому часто мы держим в репертуаре спектакли, которые важны с точки зрения идеологии театра. «Орлеанская дева», поставленная полвека назад, до сих пор является визитной карточкой нашего театра. Эта опера не идет больше ни в одном другом российском театре! Естественно, это дает повод для особой гордости.
– Сейчас в режиссерской среде модно переделывать классику на свой лад. Пермского «Отелло» это коснется?
– Новых, иногда абсурдных трактовок не избежало, по-моему, ни одно классическое произведение. Но утвержденные эскизы Юрия Купера говорят о том, что это будет классическая постановка, без всякого авангарда. В любом случае в «Отелло» для режиссера простор колоссальный – поиск скрытых конфликтных ситуаций, новых поворотов драматургии…
Если продолжить размышления о зрителях, стоит сказать, что каждому интересно что-то свое. Некоторые хотят увидеть, например, в «Мазепе» Чайковского иллюстрацию того времени: хаты с соломенной крышей, мужиков в красных шароварах… Но ценность спектакля, поставленного Георгием Исаакяном, не в том, что показывается быт Украины, а в удивительно точной драматургии человеческих страстей и поступков. В идеях, переживаниях и эмоциях, актуальных во все времена. Я надеюсь, что это произойдет и с «Отелло» и нам удастся выйти на более высокий уровень обобщения, открыв за популярным названием нечто неизведанное.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.