Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
17.10.2008
«Отелло» без прикрас

Эта оперу мы ждали долго, пожалуй, даже слишком долго. Работу, начавшуюся чуть ли не год назад, тормозили нелепые, даже мистические случайности, из-за которых создатели никак не могли собраться вместе. И вот свершилось – опера «Отелло» Дж. Верди прозвучит в концертном исполнении 18 октября на сцене Пермского академического театра оперы и балета. Много позже, предположительно в конце февраля, нам предстоит оценить и режиссуру приглашенного из столицы Владимира Петрова, и декорации Юрия Купера (США). Накануне первого и единственного исполнения, быть может, самой популярного сюжета в концертном варианте на наши вопросы ответил главный дирижер театра Валерий Платонов.


– Валерий Игнатьевич, в работе над «Отелло» театр решил обойтись собственными силами. Не было ли в этом риска? Оказалась ли оперная труппа готовой к подобному испытанию?
– «Отелло» – одна из самых сложных опер Дж. Верди. Более того, она находится в десятке сложнейших произведений мирового оперного репертуара. Но мы же не столкнулись с этим в процессе репетиций! Естественно, затевая эту работу, театр прекрасно понимал, какие тут кроются сложности, и представлял, какими ресурсами обладает для их разрешения.
Уже то, что мы взялись за эту работу, свидетельствует: пермская оперная труппа «доросла» до «Отелло». Хотя каким будет результат этой работы, покажет только реакция публики на премьере! Создание спектакля – это хождение в незнаемое. Ты никогда не знаешь, что получится в итоге. Никогда! В моей солидной театральной практике бывали разные случаи: иногда вплоть до премьеры было ощущение грядущего провала, а на премьере происходило какое-то чудо, и все получалось здорово! А бывало наоборот: прекрасный настрой оборачивался полной неудачей.
– Как говорится, публика – дура?
– Нет! Очень не люблю это выражение. Если зал не откликается, значит, мы чего-то не доделали, не донесли, либо в зал пришла не та публика. Она же тоже очень разная: на премьеру чаще приходит подготовленный зритель, который хорошо знаком с сюжетом и композитором, даже может напеть какие-то мотивы. А иногда приходят люди, которые во время действия достают сотовые и начинают играть – или что там они делают с этими телефонами? Меня это всегда крайне удивляет: что же, нельзя было пойти в другое место – в кафе, например…
– Вопрос дилетанта: бытует мнение, что концертное исполнение – это «усеченный» вариант спектакля, более простая его версия…
– Неправда. Концертное исполнение требует повышенного внимание певцов, оркестра, дирижера. Потому что внимание публики в этом случае сосредоточено только на музыкальной части: музыка должна захватить зрителя, а исполнение – соответствовать великой музыке. В спектакле у публики много других раздражителей: декорации, свет, сценическое действие. И шероховатости, которые бывают в любом спектакле и в любом театре, часто проходят не замеченными залом.
Никаких «упрощений» музыкального материала не произойдет – мы исполним всю оперу «от корки до корки». И пусть не будет декораций, театрального света, сценического действия (Отелло не накинется на Дездемону, как это будет в спектакле), но при этом какие-то элементы общения персонажей друг с другом останутся даже в концертном варианте.
На печальном концерте 15 сентября дуэт Отелло и Дездемоны из первого акта был исполнен. И актеры, будучи не в костюмах, а в концертных платьях, прекрасно показали внутреннюю эмоциональность действия.
– Уже известны имена исполнителей главных ролей?
– Есть два состава артистов. Какой будет петь на концертном показе, станет понятно на двух последних прогонах. Так, партию Дездемоны готовят замечательная молодая певица Екатерина Орлова и великолепная Ирина Крикунова, обладающая солидным театральным стажем. Отелло – Виктор Компанеев и солист Нижегородского театра, регулярно выступающий у нас, Павел Полянинов. Яго – Александр Агапов и Дмитрий Бобров, Эмилия – Лариса Келль и Татьяна Каминская.
– Ввод новых спектаклей неизбежно приводит к тому, что кое-что из старого репертуара остается за бортом. Какой критерий используется в этом случае? Степень зрительского интереса?
– Чаще всего из проката изымаются спектакли, которые не пользуются успехом у публики. Но при этом они должны потерять свою актуальность и для театра. Так, у нас ушла очень очень интересная, с моей точки зрения, работа «Женские истории» (состоящая из трех одноактных моноопер). В нее было интересно погрузиться, актрисам – создать образы. Часть публики это оценила. Или еще пример: для творческого роста труппы очень важно работать в операх, которые исполняются на языке оригинала – итальянском. Но для большинства пермяков важно понимать текст, поэтому публика игнорирует подобные спектакли и они «живут» не очень долго.
Однако если театр будет ориентироваться исключительно на кассовый успех, то тогда нужно вообще оперу убрать со сцены и «гонять» одни оперетты. Еще лучше – мюзиклы. Театр обязан думать о просветительском, воспитательном аспекте, поэтому часто мы держим в репертуаре спектакли, которые важны с точки зрения идеологии театра. «Орлеанская дева», поставленная полвека назад, до сих пор является визитной карточкой нашего театра. Эта опера не идет больше ни в одном другом российском театре! Естественно, это дает повод для особой гордости.
– Сейчас в режиссерской среде модно переделывать классику на свой лад. Пермского «Отелло» это коснется?
– Новых, иногда абсурдных трактовок не избежало, по-моему, ни одно классическое произведение. Но утвержденные эскизы Юрия Купера говорят о том, что это будет классическая постановка, без всякого авангарда. В любом случае в «Отелло» для режиссера простор колоссальный – поиск скрытых конфликтных ситуаций, новых поворотов драматургии…
Если продолжить размышления о зрителях, стоит сказать, что каждому интересно что-то свое. Некоторые хотят увидеть, например, в «Мазепе» Чайковского иллюстрацию того времени: хаты с соломенной крышей, мужиков в красных шароварах… Но ценность спектакля, поставленного Георгием Исаакяном, не в том, что показывается быт Украины, а в удивительно точной драматургии человеческих страстей и поступков. В идеях, переживаниях и эмоциях, актуальных во все времена. Я надеюсь, что это произойдет и с «Отелло» и нам удастся выйти на более высокий уровень обобщения, открыв за популярным названием нечто неизведанное.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.