Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
17.10.2008
Борис Гамус. Пространство первой скрипки

Борис Гамус – один из звуковых символов современной Перми. Быть может, самый известный в городе музыкант.
Интеллигентный, умный, обаятельный, он сумел вписаться в пространство культуры Перми так, чтобы сполна реализовывать свои безграничные творческие возможности. Чтобы оставаться «профи» в круговороте событий. Чтобы щедро отдавать свое искусство людям. Комитет по культуре администрации Перми и «Новости культуры» представляют удивительную и многогранную личность.
Борис Гамус, заслуженный артист России, – не только концертмейстер симфонического оркестра, его «первая скрипка». Он создатель струнного «Гамус-квартета». Активно концертирующий музыкант. Убежденный просветитель. Профессор музыкальных факультетов двух пермских вузов. Художественный руководитель камерного оркестра детской музыкальной школы № 1. 
«В ближайшем будущем у нас мало обнадеживающих перспектив, – с сожалением говорит Мастер. – Но все вернется на круги своя. Человек без музыкальной классики обойтись не сможет!»


«Флейта, бубен и… утюг?»
«Гамус-квартет» – единственный в Перми постоянно действующий профессиональный камерный ансамбль. Коллективу в составе Бориса Гамуса (1-я скрипка), Галины Охапкиной (2-я скрипка), Виолетты Цалолихиной (альт), Татьяны Савиновой (виолончель) – 13 лет. Все участники квартета – артисты театрального оркестра. Лет восемь подряд они ежегодно исполняли камерные программы в фойе театра оперы и балета, приглашали в ансамбль и солистов, предлагая вниманию публики как популярную классику, так и редко звучащие партитуры. Сейчас без «Гамус-квартета» не обходится ни одна солидная презентация или корпоративная встреча. И это всегда знак качества, стиля, вкуса.
– Борис Михайлович! Струнный квартет нынче в моде. Надолго ли? 
– Всякая мода приходит и уходит. Действительно, «живая» музыка сейчас очень востребована. И не в тех вариантах, где «флейта, бубен и… утюг», а в благородном звучании арфы, струнных. Если эта традиция сохранится – хорошо. Может быть, и уйдет. Но в дальнейшем, я уверен, все вернется к классике.
– Ощущаете ли вы искренний слушательский интерес? Или звучание квартета – лишь фон для события?
По-разному случается. Иногда слушают очень внимательно, подходят, благодарят, интересуются. Но типично и потребительство: пригласили, заплатили – и все. Иногда, правда, потом снова нас находят. Вспоминают, что понравилось.
– Вы нередко играете на теплоходах в речных круизах. Там – такие же процессы в общении?
– Нет, там иначе. Другая обстановка. Всегда находятся из двух сотен туристов человек 80, которым наша музыка интересна, очень благодарная аудитория. А другим это просто не надо. По определению.
– Как меняется репертуар в свете нынешней ситуации с исполнительством?
– Мы кое-что пересматриваем. В плане пропорций между глубокой по содержанию музыкой, которая нуждается во вдумчивом слушании, и классикой развлекательного характера. Я думаю, даже «легкая» по восприятию музыка в качественном исполнении – это уже хорошо. Но от классической составляющей программ мы никогда не откажемся. Репертуар порой ищем и в Интернете, делаем свои аранжировки. Играть интересную, красивую музыку нам и самим интересно.
– Звучание музыки вы часто предваряете собственными комментариями. Почему для вас важно сначала рассказать, а потом уже – играть?
– На самом деле в музыке многое говорит само за себя. Звук, тембр, темп и многое другое – все это воздействует на эмоции, на сознание напрямую. Но человек так устроен, что ему нравится слушать то, что он знает. И не очень нравится незнакомая музыка. Уже заранее. И неважно, какая это будет эпоха. Все равно может возникнуть напряженность. А знакомая музыка, пусть даже не очень высокого уровня, слушается с большей приятностью.
Коль скоро мы не всегда играем популярную музыку, возникает потребность акцентировать какие-то моменты: что за композитор, какая эпоха, жанр музыки, история создания и другое.
– Это ведь – отдельная работа и забота. Может быть, довольствоваться лишь текстом в программке?
– Когда разговариваешь с публикой, видишь реакцию, отношение. Все это – импульс для импровизации, ведь в голове у меня – лишь канва, основа. Такая доверительность беседы, я уверен, располагает к более внимательному и правильному восприятию музыки.

Радуга звуков
– Борис Михайлович, еще одна впечатляющая цифра – 36 лет. Именно столько вы являетесь художественным руководителем детского камерного оркестра – творческого коллектива ДМШ № 1 (директор – з.р.к. РФ Лев Касаткин). Как эта история начиналась?
– В 1972 году я вернулся из рядов Советской Армии. Служил в оркестре военного училища на Бахаревке. Меня разыскала руководившая тогда школой  з. р.к. РФ Регина Михайловна Соколова. И я согласился. Для меня многое было новым: держать внимание многих детей, толково объяснять, свести все партии, все звуки вместе. Оркестр там существовал давно (сейчас ему более 75 лет), и струнное отделение было большим, дети хорошо обучены. Так и начинали. С тех пор каждое воскресенье в 9 утра у нас сводная репетиция. Ежегодно – 30-минутная программа с солистами, нашими учащимися.
– Какие процессы вы наблюдаете в детском оркестре?
– Многое меняется – и прежде всего в отношении к процессу обучения. Раньше профессия музыканта считалась престижной, хотя никогда не была денежной. Дети хотели получать дальнейшее образование. Теперь для родителей нередко главное – занять ребенка, чтоб несколько часов в неделю был под присмотром. В музыку как профессию своих детей не отправляют.
…Увы, все это так: детское увлечение не всегда совпадает с родительскими устремлениями. Руководитель оркестра, преподаватель ДМШ № 1 Ольга Смагина рассказала: «Дети обожают занятия с Гамусом. Он для них живая легенда: авторитет, контакт, общение, шутки, интересный репертуар. Даже из других школ ученики приходят, свои выпускники – тем более».
Концерты в общеобразовательных школах, на сцене муниципального Дворца культуры, театра кукол, поездки в Добрянку, Ильинский, Кудымкар. В последние годы – на международные фестивали на берегу Черного моря. Гран-при, звания лауреатов – яркие творческие победы. Веселая радуга звуков детского образцового коллектива с маэстро Гамусом за пультом.

«Музыку, слава богу, не трогают!»
– О многом мы поговорили. Вернемся сейчас к главному вашему делу. Как же становятся «первой скрипкой», а если назвать статус точно – концерт­мейстером оркестра?
– Процесс этот обычно достаточно долгий. Здесь должны совпасть несколько обстоятельств: природные данные, воля самого исполнителя, наконец, вакансия. Я попал в наш театр сразу после консерватории. Случилось это уже давно, но помнится, как будто вчера. Меня пригласила дирекция театра, главный дирижер. Конкурсов тогда не объявляли, просто слышали обо мне и вызвали в Пермь. Я был молод и, конечно, неопытен. Но были большое желание, воля. Мне показалось, что должность концертмейстера оркестра и солиста – это мое. Первый мой год работы, определяющий, – 1970-й. Конечно, не исключалась вероятность и не подойти, но все сошлось.
– Возможно ли гипотетически, чтобы «первый» скрипач вынужден был пересесть за другой пульт?
– В жизни все может произойти. К примеру, музыкант становится нездоров, очень нервничает и по этой причине ему трудно играть соло. Или человек конфликтный, или с дирижером несовпадения.
– Сосчитаем: вы – наша «первая скрипка» уже 38 лет.
– Да. И пролетели эти годы незаметно. Артист оркестра нечасто имеет возможность солировать. Исключение, пожалуй, развернутые соло скрипки в балетах Чайковского. Тем, кто ощущает себя солистом или любит рафинированное ансамблевое звучание (трио, квартеты и др.), приходится искать такую возможность вне стен театра.
– Вы – личность многогранная. Есть ли какие-то предпочтения, или вы ощущаете гармонию творческих проявлений?
– Мне интересно все, чем занимаюсь. Если я сегодня дирижирую (школьным оркестром или иногда – балетными спектаклями), меня это заводит. Завтра иду к студентам (а я веду класс камерного ансамбля в институте искусства и культуры и педагогическом университете) и с удовольствием общаюсь со студентами, нахожу у них новые взгляды на известные истины. Хотя технология нашей профессии незыблема, проверена веками, возникают свежие идеи, подходы.
– И все же: по времени, которое вы отдаете той или иной грани, по весомости сделанного, ваша «первая скрипка» – главное в жизни. В чем специфика театрального оркестра? Какие тенденции обнаруживаются в его деятельности?
– Специфика в том, что это – и симфонический оркестр, и оркестр аккомпанирующий: солистам, хору, балету. На качестве его, как и любого оркестра, сказывается личность лидера. Оркестр наш, конечно, эволюционирует. Есть у нас и ветераны, и совсем молодые ребята. Идет процесс ротации, без этого всегда есть шанс превратиться в дом престарелых.
– Как гастрольные поездки последних лет стимулируют деятельность музыкантов?
– Это всегда творческий толчок, необходимость тщательно работать, держать форму. Ведь если не заниматься, более спокойно относиться к обязанностям, это незамедлительно скажется на качестве игры. А в результате можно не попасть на зарубежные гастроли. Это очень ответственно. Это и просто очень интересно. Голландия, США – все вносит жизненное разнообразие, наполняет впечатлениями.
– Вы работали с большим количеством дирижеров, в том числе приглашенных. Всегда ли легко возникает взаимопонимание у «первой скрипки» и дирижера?
– Одна из непреложных истин оркестрового музыканта – уметь подчиниться. Если я не согласен или вижу, что дирижер в чем-то ошибается, могу найти корректную форму и проговорить свои предложения. Но не в процессе репетиции. Вообще, я предпочитаю угадывать посыл дирижера, когда он уже за пультом. Интуиция и опыт мне помогают. А дальше я должен транслировать творческий посыл дирижера: что-то шепнуть, показать игрой, повести за собой.
– Изменились ли вкусы публики за последнее время?
– Да, конечно. Сейчас заметна линия осовременивания спектаклей. Возможно, это и путь для привлечения в театр какой-то категории новых слушателей. Это – мировая тенденция, и у нее есть право на существование. Слава богу, музыку не трогают.
– А как вы оцениваете состояние оркестровой культуры в Перми?
– В целом не очень высоко. Наш оркестр старается сохранять достойный уровень. Держать планку – credo оркестра. В этом плане для нас всегда важны и полезны симфонические концерты. Жаль, что они не часты.
 В городе, к сожалению, нет системы в концертной деятельности. Если когда-нибудь сформируется самостоятельный симфонический или хотя бы камерный оркестр, появится приток свежих сил, здоровая конкуренция, это будет мощный прорыв в культурном пространстве Перми.
Будем ждать. Мечтать. А тем временем – работать.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.