17.10.2008
Борис Гамус. Пространство первой скрипки
Борис Гамус – один из звуковых символов современной Перми. Быть может, самый известный в городе музыкант.
Интеллигентный, умный, обаятельный, он сумел вписаться в пространство культуры Перми так, чтобы сполна реализовывать свои безграничные творческие возможности. Чтобы оставаться «профи» в круговороте событий. Чтобы щедро отдавать свое искусство людям. Комитет по культуре администрации Перми и «Новости культуры» представляют удивительную и многогранную личность.
Борис Гамус, заслуженный артист России, – не только концертмейстер симфонического оркестра, его «первая скрипка». Он создатель струнного «Гамус-квартета». Активно концертирующий музыкант. Убежденный просветитель. Профессор музыкальных факультетов двух пермских вузов. Художественный руководитель камерного оркестра детской музыкальной школы № 1.
«В ближайшем будущем у нас мало обнадеживающих перспектив, – с сожалением говорит Мастер. – Но все вернется на круги своя. Человек без музыкальной классики обойтись не сможет!»
«Флейта, бубен и… утюг?»
«Гамус-квартет» – единственный в Перми постоянно действующий профессиональный камерный ансамбль. Коллективу в составе Бориса Гамуса (1-я скрипка), Галины Охапкиной (2-я скрипка), Виолетты Цалолихиной (альт), Татьяны Савиновой (виолончель) – 13 лет. Все участники квартета – артисты театрального оркестра. Лет восемь подряд они ежегодно исполняли камерные программы в фойе театра оперы и балета, приглашали в ансамбль и солистов, предлагая вниманию публики как популярную классику, так и редко звучащие партитуры. Сейчас без «Гамус-квартета» не обходится ни одна солидная презентация или корпоративная встреча. И это всегда знак качества, стиля, вкуса.
– Борис Михайлович! Струнный квартет нынче в моде. Надолго ли?
– Всякая мода приходит и уходит. Действительно, «живая» музыка сейчас очень востребована. И не в тех вариантах, где «флейта, бубен и… утюг», а в благородном звучании арфы, струнных. Если эта традиция сохранится – хорошо. Может быть, и уйдет. Но в дальнейшем, я уверен, все вернется к классике.
– Ощущаете ли вы искренний слушательский интерес? Или звучание квартета – лишь фон для события?
– По-разному случается. Иногда слушают очень внимательно, подходят, благодарят, интересуются. Но типично и потребительство: пригласили, заплатили – и все. Иногда, правда, потом снова нас находят. Вспоминают, что понравилось.
– Вы нередко играете на теплоходах в речных круизах. Там – такие же процессы в общении?
– Нет, там иначе. Другая обстановка. Всегда находятся из двух сотен туристов человек 80, которым наша музыка интересна, очень благодарная аудитория. А другим это просто не надо. По определению.
– Как меняется репертуар в свете нынешней ситуации с исполнительством?
– Мы кое-что пересматриваем. В плане пропорций между глубокой по содержанию музыкой, которая нуждается во вдумчивом слушании, и классикой развлекательного характера. Я думаю, даже «легкая» по восприятию музыка в качественном исполнении – это уже хорошо. Но от классической составляющей программ мы никогда не откажемся. Репертуар порой ищем и в Интернете, делаем свои аранжировки. Играть интересную, красивую музыку нам и самим интересно.
– Звучание музыки вы часто предваряете собственными комментариями. Почему для вас важно сначала рассказать, а потом уже – играть?
– На самом деле в музыке многое говорит само за себя. Звук, тембр, темп и многое другое – все это воздействует на эмоции, на сознание напрямую. Но человек так устроен, что ему нравится слушать то, что он знает. И не очень нравится незнакомая музыка. Уже заранее. И неважно, какая это будет эпоха. Все равно может возникнуть напряженность. А знакомая музыка, пусть даже не очень высокого уровня, слушается с большей приятностью.
Коль скоро мы не всегда играем популярную музыку, возникает потребность акцентировать какие-то моменты: что за композитор, какая эпоха, жанр музыки, история создания и другое.
– Это ведь – отдельная работа и забота. Может быть, довольствоваться лишь текстом в программке?
– Когда разговариваешь с публикой, видишь реакцию, отношение. Все это – импульс для импровизации, ведь в голове у меня – лишь канва, основа. Такая доверительность беседы, я уверен, располагает к более внимательному и правильному восприятию музыки.
Радуга звуков – Борис Михайлович, еще одна впечатляющая цифра – 36 лет. Именно столько вы являетесь художественным руководителем детского камерного оркестра – творческого коллектива ДМШ № 1 (директор – з.р.к. РФ Лев Касаткин). Как эта история начиналась?
– В 1972 году я вернулся из рядов Советской Армии. Служил в оркестре военного училища на Бахаревке. Меня разыскала руководившая тогда школой з. р.к. РФ Регина Михайловна Соколова. И я согласился. Для меня многое было новым: держать внимание многих детей, толково объяснять, свести все партии, все звуки вместе. Оркестр там существовал давно (сейчас ему более 75 лет), и струнное отделение было большим, дети хорошо обучены. Так и начинали. С тех пор каждое воскресенье в 9 утра у нас сводная репетиция. Ежегодно – 30-минутная программа с солистами, нашими учащимися.
– Какие процессы вы наблюдаете в детском оркестре?
– Многое меняется – и прежде всего в отношении к процессу обучения. Раньше профессия музыканта считалась престижной, хотя никогда не была денежной. Дети хотели получать дальнейшее образование. Теперь для родителей нередко главное – занять ребенка, чтоб несколько часов в неделю был под присмотром. В музыку как профессию своих детей не отправляют.
…Увы, все это так: детское увлечение не всегда совпадает с родительскими устремлениями. Руководитель оркестра, преподаватель ДМШ № 1 Ольга Смагина рассказала: «Дети обожают занятия с Гамусом. Он для них живая легенда: авторитет, контакт, общение, шутки, интересный репертуар. Даже из других школ ученики приходят, свои выпускники – тем более».
Концерты в общеобразовательных школах, на сцене муниципального Дворца культуры, театра кукол, поездки в Добрянку, Ильинский, Кудымкар. В последние годы – на международные фестивали на берегу Черного моря. Гран-при, звания лауреатов – яркие творческие победы. Веселая радуга звуков детского образцового коллектива с маэстро Гамусом за пультом.
«Музыку, слава богу, не трогают!» – О многом мы поговорили. Вернемся сейчас к главному вашему делу. Как же становятся «первой скрипкой», а если назвать статус точно – концертмейстером оркестра?
– Процесс этот обычно достаточно долгий. Здесь должны совпасть несколько обстоятельств: природные данные, воля самого исполнителя, наконец, вакансия. Я попал в наш театр сразу после консерватории. Случилось это уже давно, но помнится, как будто вчера. Меня пригласила дирекция театра, главный дирижер. Конкурсов тогда не объявляли, просто слышали обо мне и вызвали в Пермь. Я был молод и, конечно, неопытен. Но были большое желание, воля. Мне показалось, что должность концертмейстера оркестра и солиста – это мое. Первый мой год работы, определяющий, – 1970-й. Конечно, не исключалась вероятность и не подойти, но все сошлось.
– Возможно ли гипотетически, чтобы «первый» скрипач вынужден был пересесть за другой пульт?
– В жизни все может произойти. К примеру, музыкант становится нездоров, очень нервничает и по этой причине ему трудно играть соло. Или человек конфликтный, или с дирижером несовпадения.
– Сосчитаем: вы – наша «первая скрипка» уже 38 лет.
– Да. И пролетели эти годы незаметно. Артист оркестра нечасто имеет возможность солировать. Исключение, пожалуй, развернутые соло скрипки в балетах Чайковского. Тем, кто ощущает себя солистом или любит рафинированное ансамблевое звучание (трио, квартеты и др.), приходится искать такую возможность вне стен театра.
– Вы – личность многогранная. Есть ли какие-то предпочтения, или вы ощущаете гармонию творческих проявлений?
– Мне интересно все, чем занимаюсь. Если я сегодня дирижирую (школьным оркестром или иногда – балетными спектаклями), меня это заводит. Завтра иду к студентам (а я веду класс камерного ансамбля в институте искусства и культуры и педагогическом университете) и с удовольствием общаюсь со студентами, нахожу у них новые взгляды на известные истины. Хотя технология нашей профессии незыблема, проверена веками, возникают свежие идеи, подходы.
– И все же: по времени, которое вы отдаете той или иной грани, по весомости сделанного, ваша «первая скрипка» – главное в жизни. В чем специфика театрального оркестра? Какие тенденции обнаруживаются в его деятельности?
– Специфика в том, что это – и симфонический оркестр, и оркестр аккомпанирующий: солистам, хору, балету. На качестве его, как и любого оркестра, сказывается личность лидера. Оркестр наш, конечно, эволюционирует. Есть у нас и ветераны, и совсем молодые ребята. Идет процесс ротации, без этого всегда есть шанс превратиться в дом престарелых.
– Как гастрольные поездки последних лет стимулируют деятельность музыкантов?
– Это всегда творческий толчок, необходимость тщательно работать, держать форму. Ведь если не заниматься, более спокойно относиться к обязанностям, это незамедлительно скажется на качестве игры. А в результате можно не попасть на зарубежные гастроли. Это очень ответственно. Это и просто очень интересно. Голландия, США – все вносит жизненное разнообразие, наполняет впечатлениями.
– Вы работали с большим количеством дирижеров, в том числе приглашенных. Всегда ли легко возникает взаимопонимание у «первой скрипки» и дирижера?
– Одна из непреложных истин оркестрового музыканта – уметь подчиниться. Если я не согласен или вижу, что дирижер в чем-то ошибается, могу найти корректную форму и проговорить свои предложения. Но не в процессе репетиции. Вообще, я предпочитаю угадывать посыл дирижера, когда он уже за пультом. Интуиция и опыт мне помогают. А дальше я должен транслировать творческий посыл дирижера: что-то шепнуть, показать игрой, повести за собой.
– Изменились ли вкусы публики за последнее время?
– Да, конечно. Сейчас заметна линия осовременивания спектаклей. Возможно, это и путь для привлечения в театр какой-то категории новых слушателей. Это – мировая тенденция, и у нее есть право на существование. Слава богу, музыку не трогают.
– А как вы оцениваете состояние оркестровой культуры в Перми?
– В целом не очень высоко. Наш оркестр старается сохранять достойный уровень. Держать планку – credo оркестра. В этом плане для нас всегда важны и полезны симфонические концерты. Жаль, что они не часты. В городе, к сожалению, нет системы в концертной деятельности. Если когда-нибудь сформируется самостоятельный симфонический или хотя бы камерный оркестр, появится приток свежих сил, здоровая конкуренция, это будет мощный прорыв в культурном пространстве Перми.
Будем ждать. Мечтать. А тем временем – работать.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.