Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
10.10.2008
Пространство молодой режиссуры

Приятной неожиданностью стало то, что международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» открылся работами молодых режиссеров. Все логично. «На разогреве» у людей маститых выступали те, кому до большой сцены осталось год или два.


Изюминка выступлений молодых да ранних заключалась в почти полной спонтанности происходящего. Выпускники и без пяти минут студенты ГИТИСа и питерской Государственной академии театрального искусства за два-три дня пребывания в Перми должны были поставить «нечто» с участием актеров пермского Театра-Театра. За этот короткий срок нужно было успеть и с актерским коллективом познакомиться, и нужных по типажу людей отобрать, и донести до них свое видение пьесы или отрывка из нее, плюс эту самую пьесу поставить. Профессионалы свидетельствуют, что у настоящих мастеров режиссерского искусства на все это уходят месяцы, а в отдельных случаях и годы. Но, с другой стороны, когда как не в молодости доказывать всем, что невозможное возможно.
Утром выходного дня на молодых режиссеров прибыли посмотреть две категории лиц: «молодые» и «режиссеры». В числе последних были такие безусловные авторитеты, как Борис Мильграм, Игорь Тернавский и Татьяна Жаркова. В качестве молодых выступали студенты творческих вузов (искусствоведы, театроведы, филологи), а также просто заинтересованная молодежь. Некоторые из них признались, что добирались до Перми ночью чуть ли не автостопом, чтобы посмотреть на «пространство молодой режиссуры». Сами виновники происходящего, представлявшие отрывки, выглядели заметно уставшими – за этим угадывались бессонные ночи и изрядная доля волнения – как оценят?.. Впрочем, занавес, занавес!
Первой в камерной обстановке сцены Малого зала театра была представлена работа студентки IV курса ГИТИСа Веры Поповой, ученицы режиссера Сергея Женовача. Для работы девушка взяла ни много ни мало – шекспировского «Гамлета», а точнее, сцену первую пятого акта, знаменитый, разговор могильщиков на кладбище. Сам отрывок из классики традиционно считается трагичным, философским, окутанным какой-то зловещей атмосферой. Вера же (не без помощи актера Сергея Семерикова, известного нам по ролям преимущественно комическим) превратила мини-постановку отчасти в фарс. Фактурный Семериков бегал по сцене, без конца шепелявя: «Почему могильщик?» И в нем угадывался одновременно и шут из «Сна в летнюю ночь», и Расплюев из «Тарелкин Дрим». Интересен был и Вячеслав Чуистов в роли Гамлета, нервный, таскающий за собой по сцене почти безвольного Горацио – Андрея Дюженкова. Примечательно то, что именно Чуистов в Театре-Театре – один из исполнителей роли Юрия Живаго, «русского Гамлета» в одноименном спектакле. Отдельно стоит отметить и минимальную сценографию в духе «русское бедное». Груда кирпичей, лопата и пыль, которая заменила режиссеру даже знаменитый череп Йорика. Пыль стала яркой метафорой мини-спектакля, символом вещности и бренности всего на Земле.
Веру Попову вскоре сменил ее однокурсник Александр Хухлин, тоже замахнувшийся на классику. Александр представил на суд пермского зрителя отрывок из шекспировской «Бури». Пространство сцены в этом случае было выстроено еще более скудными средствами: две бочки, где пережидали стихию персонажи, да пятилитровая бутылка «Red Label», из которой жадно припивал дворецкий – пьянчужка Стефано в исполнении Дмитрия Захарова. «Буря» получилась еще более игровой и стебной, чем предыдущая постановка. Герои катались по сцене в бочках, обливались содержимым бутылки, кривлялись и ломались.
Зато гораздо более серьёзной и реалистичной на этом фоне смотрелась работа Семена Александровского, выпускника ГАТИ. Семен, мастером которого являлся знаменитый Лев Додин, уже успел заявить о себе, как о талантливом режиссере, поставив, например, «Историю обыкновенного безумия» по Чарльзу Буковски. За три дня в Перми Семен поставил не отрывок, не фрагмент, а целый моноспектакль «Мальчик у телефона» ленинградского драматурга Бориса Голлера. Главной удачей пермской версии постановки стал, наверное, актер Михаил Лебедев, удивительно вжившийся в роль взрослеющего подростка. По сути дела, Мальчик-Лебедев на протяжении получаса просто сидит на кровати и болтает по телефону с одноклассницей, в которую безответно влюблен. О герое известно мало: типичный «ботаник» с характерными очками и стопкой книг. Но за всеми этими ничтожными бытовыми реалиями происходит эволюция мальчика. Идут годы (тридцать пятый, тридцать шестой, тридцать восьмой…), он взрослеет, теряет отца, в конце концов уходит на войну и сам. Кстати, трагический финал готовится заранее, на протяжении всего действия, когда мирный разговор то и дело прерывают сигналы учебной воздушной тревоги. И ясно становится, что последняя из них окажется отнюдь не учебной… Пафос или драматизм ситуации мы видим в конце, можно спорить. Одно ясно: спектакль завораживает.

Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.