Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
10.10.2008
Диалог с самим собой

Поначалу идея фестиваля «Пространство режиссуры» казалась лишь «красным словцом», сказанным для привлечения зрительского внимания, но, наполнившись конкретным содержанием – спектаклями, представленными на наш суд Критиком, Актером, Продюсером и Режиссером, – обрела свою гениальность. Не отменяя заслуг прежних крупных творческих форумов, которыми богата культурная история города, следует признать – этот фестиваль выделялся из общего ряда.


Фестиваль с аналогичным названием – «Пространство режиссуры» – впервые прошел в пермском академическом Театре-Театре в прошлом году, и уже тогда выкристаллизовались его главные тезисы: театр должен стать местом, где объединятся разные режиссеры, старшее поколение и молодежь, критика и зритель. Где театр предстает не как лоскутное одеяло, разные части которого не имеют отношения друг к другу, но как единое и непрерывное пространство. Наверное, этот фестиваль начался даже не год назад, а с того момента, как Борис Мильграм стал приглашать для постановок в своем театре ярких художников с соседних «полей» – Сергея Федотова («Мелкий бес») и Георгия Исаакяна («Гамлет»).
По убеждению Мильграма, ведущая фигура в театре – это режиссер: «Своей личностью, индивидуальностью, своим именем режиссер должен и может не только определять форму и содержание спектакля, но и само существование театра». Но фестиваль получился не только режиссерским (хотя его не обошли своим вниманием наиболее известные режиссеры: Георгий Исаакян, Михаил Скоморохов, Борис Цейтлин, Игорь Тернавский, Сергей Федотов, Валентин Ярюхин и многие другие). Это был еще фестиваль актерский. В эмблему фестиваля – затейливый белый квадрат на черном фоне – удачно вписался ангел с эмблемы «Аллеи звезд». Причем настолько удачно, что человечка тут же окрестили «актером, влетающим в квадратный мозг режиссера».
 В этом году «Пространство режиссуры» вышло на новый уровень – как статусный (I международный фестиваль-форум), так и творческий – спектакли, привезенные в Пермь, спорные и неоднозначные, являлись безусловными шедеврами. Каждый – в своем жанре. До сих пор непонятно, как удалось «заманить» на пермскую сцену и соединить их в одном пространстве. Пространстве режиссуры.
Особую признательность следует выразить фонду уникальных проектов «Аллея звезд» и Министерству культуры РФ, благодаря поддержке которых этот фестиваль-мечта стал возможным.

Как коллега коллеге
В категорию лучших попали «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса (театр п/р О. Табакова), «Гроза» питерца Льва Эренбурга, поставленная в Магнитогорском театре драмы, «Игра в правду» «Независимого театрального проекта» (режиссер Виктор Шамиров) и «Сизве Банзи умер» Питера Брука, а также «Доктор Живаго» Бориса Мильграма, этот спектакль и открыл фестиваль.
После каждого спектакля зал аплодировал стоя, не желая отпускать артистов со сцены, а после, до полуночи, в Малом зале Театра-Театра режиссеры, критики и студенты ломали копья, споря о плюсах и минусах постановки. Неоднозначным в плане понимания разных пластов смысла оказалась даже завоевавшая «Золотую маску» «Гроза» Эренбурга с ее неспешным действием, точным воспроизведением деревенского быта, сложной сценографией и бессловесными этюдными зарисовками, превращающими трагедию в фарс. К сожалению, этот спектакль, выбранный актрисой Ингой Оболдиной, посмотрели менее двухсот человек. Но таков уж был формат: зрительские места были расположены прямо на сцене.
Если «Грозу» как эталонный спектакль мог выбрать только актер, то только продюсер – Эльшан Мамедов – в качестве лучшего спектакля мог назвать «Игру в правду». Как и «Грозе», этому спектаклю всего год. Но в отличие от нее, крепко замешанной на режиссерском таланте Эренбурга, «Игра в правду» крепко замешана на звездах-актерах, которые могут сами написать для себя роли. В главных ролях – Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Дмитрий Марьянов и Константин Юшкевич.
«Я был ограничен в своем выборе, потому что как продюсер хотел выбрать спектакль нашей компании, существующей по принципу европейских антрепризных театров, – комментировал Эльшан. – Это поколенческая история про нас, сорокалетних. Она настоящая, живая». Им вторил устроивший овацию зал: «Это про меня», – утверждали выходящие из театра люди. Потому что иногда важнее глубокой философии становятся банальные вопросы, которые с тобой каждый день: почему все случается не так, как хотелось, куда уходит восторженность молодости, где бы в жизни найти новизну и как бы отвлечься от повседневности.
Но однозначное принятие спектакля зрителями ознаменовалось столь же однозначным неприятием «Игры в правду» коллегами – за отсутствие режиссуры, примитивное содержание, непрофессиональное произношение артистов и за то, что для создателей главный критерий успеха спектакля – продажа билетов. Обиженный нападками критики Гоша Куценко в самом начале обсуждения покинул зал. Зато Ирина Апексимова была готова защищать спектакль от кого угодно: «Я долго работала в репертуарном театре, у Виктюка переиграла множество историй про „других“, историй, которые никогда со мной реальной не произойдут. Сейчас же я играю историю про меня и моих друзей – мы именно так собираемся на кухне, как показано в спектакле. Антреприза мне сегодня ближе еще и потому, что у меня есть возможность выбора: ролей, режиссера, актерской компании. Мне это нравится».
Объединило две «враждующие» стороны, пожалуй, одно: с тем, что антреприза и репертуарный театр нынче не антагонисты, а просто разные институты, которые будут развиваться по своим законам, согласились все.

Знакомьтесь, Питер Брук
Для многих участников фестиваля, особенно молодых, за эти четыре дня некоторые мифы были развеяны. Например, миф об «идеальном» спектакле. Потому что каждый спектакль создает свой мир, который не бывает идеальным. Или миф о себе, как человеке тонком и все понимающем. С трепетом ждавшие творения Питера Брука, чтобы восхититься, удивились выбору темы: зачем вообще делать спектакль об апартеиде в Африке 60-х годов?!
Адольф Шапиро, режиссер, удостоенный всевозможных наград и дипломов, назвав в качестве одного из своих самых сильных театральных впечатлений последнего времени спектакль с мудреным названием «Сизве Банзи умер», не был уверен, что он появится в Перми. Однако это свершилось. И для Шапиро выбранная тема «про других» была не менее значимой, чем профессионализм Брука, в последнее время проповедующего режиссерскую аскезу (минимум актеров, декораций и смены сценических действий):
– Наш театр бесконечно антисоциален. Кроме профессионального урока, этот спектакль – проверка на чуткость и отзывчивость. Питер Брук умеет жить болью других людей. Всегда умел – и в 60-е, когда он со сцены говорил о Вьетнаме. Грустно осознавать, что у нас в стране, которая воюет уже долгие годы, не было сделано ни одного достойного художественного произведения на военную тему! Только не надо войну упоминать на сцене всуе, чтобы пощекотать зрителю нервы. Ведь за этим стоит катастрофа тысяч людей… Об этом надо говорить либо серьезно, либо не говорить никак.
А гений Брука и в 83 года с ним. Его умение превратить злободневную социальную историю в библейскую притчу – это и есть высшая режиссура.

От «Пространства» к «Территории»
Каждый крупный театральный фестиваль, афиши которого пестрят именами звездных актеров и знаковых режиссеров, – априори праздник для зрителей. Но в то же время за кулисами спектаклей «Пространства режиссуры» шла не менее насыщенная жизнь. Мастер-классы по молодой режиссуре могли, по большому счету, стать полноценным фестивалем (поэтому «Новости культуры» и решили рассказать об этом подробнее). Отдельной темой для размышления не только для студентов творческих вузов, но и для их преподавателей стал показ учебного спектакля Анатолия Праудина по легендарной книге Станиславского «Работа актера над собой».
Мы впервые могли увидеть «систему Станиславского в действии». До того как показать два коротеньких этюда, три актера в течение часа в него «входили», открывая, закрывая, показывая друг другу несуществующие в реальности, но существующие в этюде окружающие предметы. Подобный метод помогает актерам выстроить психологически точное, безусловное и наполненное существование в роли.
 В кулуарах многие студенты спрашивали друг у друга: «Да, посмотреть интересно, но что дает это актеру»? Учитывая, что в первый показ эксперимент не удался – после упражнений на воображение актеры так и не смогли убедительно сыграть этюд из «Отелло», вопрос не праздный.
Так был развенчан еще один миф – о непогрешимости и статичности системы Станиславского, который, кстати, сам менял свои взгляды на театр каждые несколько лет. Но для Праудина «не получилось» стало лишь еще одним поводом, чтобы убедиться – надо работать дальше: «Так же, как артисты балета постоянно, напряженно делают физические упражнения, необходимые для танца, для актера важны эмоциональные и психофизические экзерсисы».
Творческий метод Праудина (если быть точнее, он основан на комбинации двух ведущих театральных систем – Станиславского и Мейерхольда) предполагает не только работу в учебной студии, но и длительную совместную работу труппы и художественно-постановочной части «в поле». Так, например, спектакль «Урок первый. Воскресенье», посвященный 2000-летию христианства, создавался в полной изоляции: актеры, режиссер, драматург и художник жили 40 дней в заброшенном деревенском доме.
Завершил учебную часть фестивальной программы семинар философа Льва Закса.

После четырех дней насыщенного существования нелегко было возвращаться в «прозу повседневности». Но, как отметила актриса и режиссер Татьяна Жаркова, «фестиваль встряхнул представление обо мне, о том, что я делаю, о театре, в котором я служу, о студентах, с которыми работаю. Это был удар по совести. В первую очередь по творческой».
Сейчас, когда фестиваль уже закончился, главное, что будет и второй – в 2010 году. Однако и на следующий год скучать не придется – впервые легендарный московский фестиваль «Территория» вступит на Пермскую землю.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.