Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
10.10.2008
Диптих с Бахом и Князевым

Александра Князева называют одним из самых харизматичных современных исполнителей. Первую пластинку Александр записал в 16 лет, как только стал лауреатом между­народного конкурса имени Чай­ковского. Теперь музыканту под 50, и он давно покорил весь мир. «Бог вио­лончели» – так воспри­нимают Князева, ученика М. Ростроповича. А он позиционирует себя и в другом амплуа – органиста.
Два вечера подряд перфекционист Александр Князев играл в Органном зале Перми музыку Баха, открывая филармонические абонементы «Органисты России» и «Виртуозы смычка». Уникальный музыкант представлял эксклюзивный проект – своеобразный баховский диптих на двух инструментах.
«День концерта – день страданий. Особенно перед выступлением, – сказал как-то в интервью артист. – Меня защищает музыка. Я это ощущаю, особенно когда удаётся сыграть хороший концерт».


Бах. Выбор Князева
Ту музыку, что представил пермской публике Александр Князев, справедливо можно назвать «космосом» баховского Барокко. Два масштабных цикла: 6 трио-сонат для органа и 6 сюит для виолончели соло. Труднейшие в исполнительском плане программы, звучащие по этой причине в России редко. Князев рассказал за кулисами, что все трио-сонаты как цикл он играл в Перми впервые, предварив их в качестве преамбулы тремя хоралами. У Баха – свыше 150 хоральных обработок, и каждая по глубине сродни частям духовных кантат. Хоралы в интерпретации Князева выстраивались в свою внутреннюю драматургическую линию и вводили в основной цикл.
Известно, что Бах написал шесть сонат в конце 20-х годов XVIII века для обучения сыновей. Рукописи двух сохранившихся автографов указывают на оригинальную версию для клавесина с двумя клавиатурами и ножной педалью. Позже Бах переложил эту музыку для органа. Каждая трио-соната (а это ведущий инструментальный жанр Барокко) здесь основана на переплетении трёх самостоятельных мелодических линий и состоит из трёх частей. «Трудно описать эту красоту», – указывают исследователи. И подчёркивают, что трио-сонаты Баха – Gradus ad Parnassum (путь к Парнасу, к вершине) для каждого органиста.
Именно Баху виолончелист обязан страстью к органу. И если для органа Бах создал девять томов музыки, то для виолончели – только шесть сюит.
Сюиты, написанные композитором в тот же творческий период, называют «виолончельной бахианой». Они, кстати, звучат и в переложении для альта и даже контрабаса. Циклом исполняются нечасто в силу внушительной протяжённости и сложности. Даниил Шафран, к примеру, играл все шесть сюит в два вечера. Александр Князев представил их в Перми в одной программе с двумя антрактами. Концерт длился почти четыре часа.
Интересно, что Бах обратился здесь к виолончели в ту эпоху, когда ещё шла борьба со старинной виолой da gamba. И он показал современникам неисчерпаемые выразительные и технологические возможности инструмента.
Сюиты для виолончели соло – идеальный образец синтеза чувства и мысли. В каждой – свои контрасты, своя драматургия. Наиболее сложны поздние, особенно Шестая. Здесь есть авторская ремарка «Сюита для пяти струн» (то есть для старинной viola pomposa, которую держали на руках и могли играть на ней быстрые пассажи в верхнем регистре).
У Князева в Перми была своя, не баховская, логика чередования сюит. Что касается интерпретации, она весьма приближалась к точке зрения знаменитой польской клавесинистки Ванды Ландовской (ХХ век): «Не надо чувства… побольше стиля!»

Князев в мире Баха
«Эта музыка гениальна, – не раз подчёркивал Князев. – Она раскрывается вновь и вновь своей красотой и потрясающим совершенством».
 В антракте первого вечера он уделил время для интервью «Новостям культуры».
И разговор мы начали с органа.
– Для многих вы – как органист – открытие. Что для вас значит этот инструмент?
– К органу я пришёл в один из непростых моментов в судьбе. И он очень мне помог. Так лёгкое увлечение стало второй профессией. Сейчас это – значительная часть концертной деятельности и в России, и за рубежом.
– Часто ли вы играете в таком варианте два вечера подряд?
– В этом, конечно, есть некий элемент аттракциона. Я не знаю музыкантов, кто бы так делал. Тематически это логично: всё объединяет Бах. Была ещё идея сыграть с Сергеем Стадлером шесть скрипичных сонат с органом. Получился бы небольшой баховский фестиваль. Но нас не поддержали. Не сложилось.
На двух же инструментах в одном концерте я играю часто. У меня есть программа из позднего Брамса: две альтовые сонаты в переложении, вокальный цикл (на смерть Клары Шуман) и последнее его сочинение для органа. Была интересная программа также из Франка: соната, квинтет и органные хоралы.
– Три хорала Баха перед его трио-сонатами имели для вас какой-то особый смысл?
– Скажу честно: первая причина – чисто техническая. Играть весь цикл трио-сонат очень тяжело. Надо войти в мир Баха самому и ввести публику. Трио-сонаты, хотя и написаны с чисто педагогическими целями, – абсолютно гениальны, как и всё у Баха, но играть их надо в суперрафинированном зале.
Хоралы, кстати, я выбрал не самые популярные. Все они трудны. Первые два – с двойной педалью. У Баха таких – всего три. Они мне безумно нравятся.
– Скажите, в чём, на ваш взгляд, секрет интереса в наши дни к старинной музыке?
– Мне кажется, одна из причин – в глубочайшем кризисе современной академической музыки. Я не знаю ни одного композиторского имени, которое можно было бы поставить в один ряд с великими. Плеяда гениев со смертью Шостаковича прервалась. Очень надеюсь, что она продолжится. На мой взгляд, модернизм в музыке дошёл до своего логического конца. Интересно, как пойдёт развитие в композиторском творчестве. Я думаю, это будет возврат на новом уровне к неоклассицизму.
– Как вы относитесь к аутентичности?
– Сложно. Я беру из этой манеры всё ценное – в плане штрихов, артикуляции. Но я очень отрицательно отношусь к тем, кто превращает старинную музыку в «музей». Играть в наше время на виолончели с жильными струнами, без шпиля, с кривым смычком – это просто чушь. Я попробовал лишь один раз. Виолончель ведь тоже эволюционировала. Почему появился шпиль? Неудобно играть. Откуда смычок с винтом? Потому что, когда держат смычок за волос, нет такой эластичности, подвижности. Масса важных моментов. Звук при аутентичном исполнении – поверхностный, не очень красивый. Не используются достижения современной инструментальной техники: вибрация, смена смычка. Как на этом инструменте противостоять массе оркестра? Вот и играют иногда солисты, как плохие студенты, выдавая всё за аутентизм.
Я воспитан в Московской консерватории на школе Ростроповича. Он относился к аутентичной манере так же, только выражался «круче». «Старик, – говорил он, – вот если все приедут в каретах, в зале будут гореть свечи, кругом – камзолы и парики, я, быть может, появлюсь на таком концерте. В карете. Иначе эту ахинею слушать не буду».
И ещё. Никто из по-настоящему великих скрипачей и виолончелистов ХХ века этим не занимался: Стерн, Шеринг, Менухин, Жаклин Дюпре, Пьер Фурнье. Это о многом говорит.
– У вас – уникальная виолончель…
– Да, инструмент потрясающий. Он родился в Кремоне в 1733 году в руках любимого ученика Страдивари – Карло Бергонци. В 1917 году инструмент в России национализировали. Кому принадлежал до того – не знаю. А в советское время на виолончели играли великие музыканты: Григорий Пятигорский, Святослав Кнушевицкий. В ноябре исполнится 20 лет, как на этом инструменте из Государственной коллекции России играю  я. 
– Как выглядят ваши контакты с Пермью?
– Я был у вас три раза. Первый раз давно, в 80-м году. На авторском концерте Александра Чайковского в зале театра оперы и балета. Композитор играл свой фортепианный концерт, Башмет – альтовый, а я – виолончельный. Потом был долгий перерыв. И пару раз меня приглашал Сергей Стадлер.«

Р.S.
«Я чувствую не только зал в целом, я даже знаю, какие люди (»хорошие» или «плохие») пришли ко мне на концерт и как они настроены«, – сказал в одном из интервью Александр Князев.
На пермских концертах не было аншлага. Сложная программа, рассчитанная на искушённых слушателей и на профессионалов, большая длительность, один исполнитель в течение двух вечеров – всё создавало определённое напряжение. И надо отдать должное Александру Князеву – играл он гениально: с полной отдачей, мастерски и глубоко, ощущая контакт, понимание и признательность.
Ясно главное: тонкий слой любителей высокого искусства стремительно уменьшается. Здесь нужна системная, кропотливая просветительская работа, умение сохранять и развивать прежние традиции. Ведь быть зрителем на самом деле – духовный труд и искусство.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.