Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.10.2008
Русское интернациональное

Новый сезон не успел начаться, а его самые значительные события уже состоялись. По иронии судьбы в Перми открылись, причем параллельно, две диаметрально противоположеные по идеологической направленности выставки: персональная Церетели в галерее и современного искусства «Русское бедное» в здании речного вокзала. Развести их по времени не могли даже многочисленные форс-мажоры, в результате которых открытие обеих выставок – каждое по своим причинам – было перенесено почти на месяц. «Бедные» художники под эгидой харизматической личности Марата Гельмана противопоставили громкому имени Зураба Константиновича оригинальную концепцию и отчаянное желание попасть в историю искусства. Попутно доказав Перми, для которой современное искусство – все еще больше модный аттракцион, нежели вещь с серьезным культурным смыслом, что и актуальные произведения могут быть содержательно значимыми.


Попасть в историю
Громкие московские имена скандального галериста Марата Гельмана (куратор выставки) и культового режиссера Кирилла Серебренникова (автор идеи и ведущий концерта-открытия) заранее обеспечили выставке шумную огласку даже за пределами Перми. Но выставка «Русское бедное» интересна далеко не только репутацией создателей (в конце концов, мы видели немало звезд), но и собственно концепцией «бедного искусства». Искусства, в котором используются только дешевые, «бедные» материалы. Не новая в мире, для российского обывателя философия «бедного искусства» нова. Выставка «Русское бедное» представляет собой не манифест эстетических воззрений группы художников, а точно подмеченный срез русского искусства, генетически предрасположенного к бедным материалам, когда красота рождается буквально из ничего – из того, что лежит под ногами. Но отнюдь не из мусора. Организаторы настаивают на том, что не нужно путать «бедное искусство» с «с трэш»-артом – намеренном отказе от красоты и возведенном в культ тотальном стебе. «Русское бедное» – это попытка отказаться от наносного, найти прекрасное в простейшем, гениальное в своей простоте: не зря источником вдохновения для создателей выставки служили такие простые деревянные боги Пермской художественной галереи.
 В этом заключается второй стержень, на котором держится выставка: проявить русскую идентичность как формальное явление. Впервые показать современное русское искусство как единое цельное эстетическое явление. Которое, несмотря на свою яркую национальную окраску, вполне вписывается во всемирный художественный процесс: «Наконец-то публика может увидеть, что русские современные художники умеют работать в интернациональном контексте», – не без гордости отметил на открытии Марат Гельман.
Использование дешевых материалов (сознательное или нет) позволяет дистанцироваться художнику от гламура, арт-рынка и обывательщины, уверяет тот же Гельман. Однако «бедные» художники не прячутся по подвалам и не устраивают революционных, антибуржуазных акций. В «бедном» искусстве акцент сделан на художественных поисках, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность. Словом, перефразируя Бориса Эйхенбаума, сила позиции «бедных художников» заключается в том, что, противопоставляя себя эпохе, они не отворачиваются от нее.


Город в городе
Из представленных на выставке художников пермяк – только один, Владимир Анзельм. Его работы из серии «Гастарбайтеры духа»: череп, наковальня, самолет, пистолет, выполненные из угля и смолы, стали предметом самого пристального анализа.
Практически в каждом закутке выставки – работы художников, имена которых известны в мире: Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Петр Белый, Владимир Архипов. Сергей Шиховцев сделал колонну из поролона, Злата Понировская из обломков старых игрушек собрала милых «роботов». Даже инсталляция скандальных «Синих носов» «Маленькие человечки», вся жизнь которых сведена к треугольнику еда-секс-туалет, не вызывает брезгливости.
 В отдельной комнатке, в полутьме стоит «Населенный пункт» Александра Бродского – чудесная тележка-шарманка, на дне которой романтически подсвечиваемый город. Чтобы зазвучала музыка и закрутилась снежная метель, посетителю нужно самостоятельно покрутить ручку в шарманке. И – вот чудо – ощутить себя как в детстве.
Но прежде, еще до входа в здание речного вокзала, зрителя встретит «Граница империи» – ряд резных столбов, появившихся на улице Орджоникидзе специально к выставке. Вообще автор, Николай Полисский, творит преимущественно масштабно – причем настолько, что многие его работы можно увидеть только на фотографиях или в окрестностях деревни Никола-Ленивец (Калужская область). Словом, с точки зрения коллекционеров, автор непривлекательный – куда же можно засунуть работу размером десять на десять метров?! Но это и сделало Полисского одним из главных «динозавров» «бедного искусства». Плюс тот факт, что с 2000 года он ни разу не притронулся к дорогим покупным материалам. Начав с обычных снеговиков («Снег – самый что ни на есть бесплатный, бедный материал!»), Полисский сотоварищи продолжил работать с дровами и травой. В результате наглядно доказал, как можно «из воздуха» сделать жизнь лучше: с приходом Полисского жизнь в деревне начала улучшаться. Место стало брендовым: известны никола-ленивецкие промыслы, здесь проходит крупный архитектурный фестиваль. Сами деревенские мужики уже объездили пол-Европы. Недавно побывали в Венеции на архитектурном биеннале. Следующий проект – гастрольный тур по Европе. Окучивают мировое пространство.
– Однажды я был в жюри на конкурсе студентов-дизайнеров, которые использовали драгоценные металлы. Но произведения получились до того нехороши, что просто обесценили исходный дорогой материал. Честное слово, в чистом виде его можно было бы продать дороже! Так что главное в нашем деле, чтобы материал не был дороже идеи. Сила мысли важнее любых денег. Художников в стране немного – остались самые убежденные, верные и преданные. Молодежи больше по нутру дизайн. Мы с моими деревенскими художниками самые крупные и самые бедные художники!
– На открытии Гельман заявил, что «в искусстве форма все-таки важнее содержания». Согласны?
– Он немножко слукавил: не бывает хорошего произведения без одного из двух компонентов. К тому же очень часто форма рождает содержание. Есть художники, которые до сих пор живут в XVII веке: успеха они не добьются, потому что окружают себя приведениями, старой формой, лишенной современного содержания. Но искусство не может быть не современным – если это действительно искусство, оно должно о настоящей жизни думать.

Второй шаг
После Перми выставка отправится в двухлетнее мировое турне – Русский музей, Москва, Милан и Нью-Йорк (после чего вернется обратно в Пермь). И везде, по задумке создателей, «Русское бедное» должно ассоциироваться именно с Пермью, положив начало долгожданному Пермскому музею современного искусства, который может себе позволить больше эксперимента, нежели традиционные музеи, и сформировать вокруг себя живое арт-сообщество, способное рождать новых художников.
– Если общественностью и публикой будет поддержан проект создания Пермского музей современного искусства (а я в этом абсолютно уверен), то здание речного вокзала – идеальное место, – говорит инициатор проекта, сенатор Сергей Гордеев. – В ближайшее время мы будем решать вопрос о его передаче из федеральной в краевую собственность, а также о реконструкции и создании нового музея.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.