Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.10.2008
Создавая новое пространство

Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» – это та самая территория, где режиссер востребован как личность. Где важен не только факт спектакля, но и факт театра как особого мира, явленный в каждой отдельной режиссерской работе.
Фестиваль – повод для профессионалов поговорить о профессии, которая имеет свою природу, свой отдельный смысл; а для зрителей – повод насладиться лучшими мировыми постановками последних лет.
Спектакли-участники фестиваля отобраны модераторами фестиваля «Пространство режиссуры» – Режиссером, Критиком, Актером и Продюсером. Каждый из театральных специалистов представит в Перми по одному спектаклю, который, по его мнению, является театральным Олимпом сегодняшнего дня.


Пустое пространство, полное смысла
«СИЗВЕ БАНЗИ УМЕР»
7 октября, вторник
Режиссер – Питер Брук. Театр «Буфф дю Нор», Париж, Франция.
Имя Питера Брука, 83-летнего живого классика мирового театра, руководителя парижского театра «Буфф дю Нор» и основателя Международного центра театральных исследований, заставляет любого человека театра вставать по стойке «смирно». Все, что выходит из рук Брука, ценно уже потому, что это сделал «тот самый Брук».
Его стали называть великим режиссером уже в 60-е годы прошлого века. Его спектакли вошли во все учебники истории театра, в них играли великие актеры Пол Скофилд и Джон Гилгуд, он сотрудничал с Сальвадором Дали, спорил о природе театра с Ежи Гротовским, Бертольдом Брехтом. Стоит ли говорить, что значит для пермской публики показ спектакля Брука.
 В спектакле «Сизве Банзи умер» почти нет декораций и всего два актера. Главный герой, человек, не имеющий «правильных документов», растерянный и беспомощный, никак не может понять несовершенное устройство этого мира: «Чего они от меня хотят? Что со мной не так?». Эта пьеса – о бессмысленности и обреченности системы массовой дискриминации. Сюжет для Брука не имеет, кажется, никакого значения: ему важен не сам рассказ, а рассказчики. Важно то невероятное воодушевление, с которым рассказывается эта история.

Человек на грани жизни и смерти
«РАССКАЗ О СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ»
4 октября, суббота
Театр п/р О. Табакова.
Режиссер-постановщик – Миндаугас Карбаускис.
Режиссеру интересен человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, человек в свои последние часы перед казнью. Карбаускис делает быстрые зарисовки, сценические этюды к прозе Леонида Андреева. Герои «Рассказа» – люди весьма необычные: пятеро из них террористы, двое – уголовники-убийцы и один – жертва несостоявшегося покушения. Но тема насилия и жестокости мало занимает режиссера. Подобно энтомологу, он рассматривает и исследует своих героев через увеличительное стекло, которым является сцена.
«Режиссер точно и внятно выстраивает каждую подробность отношения людей к предстоящей казни, – пишет театральный критик Ольга Егошина. – И тупое упрямство молчаливого убийцы Янсона, убеждающего всех подряд: „Мейня не найдо вейшать!“ И детский восторг террористки по прозвищу Муся, мечтающей о казни как о мученическом венце. И железную волю главного революционера Вернера, который разыгрывает мысленную шахматную партию, отстраняя от себя ужас близящегося конца. И мычащий страх Василия Каширина. И борьбу с собственным телом Сергея Головина: он увлеченно делает гимнастику, чтобы с отчаянием осознать, что сейчас его мускулистому телу лучше ослабнуть, сойти на нет, а то слишком неестественно думать о смерти, когда играет каждая жилочка. Так возникает спектакль о неизбежности смерти, о бессмертии духа и о той беспечности, с которой каждый из нас проживает свою бесценную жизнь„.
Присутствие близкой смерти меняет восприятие самых простых действий. Последнее свидание с родителями, последнее объятие. Близость смерти точно снимает все наносное, случайное в людях, в их жизни.

Больше, чем игра
“ИГРА В ПРАВДУ»
6 октября, понедельник
«Независимый театральный проект». Перевод с французского Ирины Прохоровой.
Режиссер – Виктор Шамиров. Продюсер – Эльшан Мамедов.
Предельно откровенные ответы на любые вопросы. Уклоняться от ответов запрещено. Тот, кто решится сыграть, обязан говорить правду. Только правду. Ничего, кроме правды. Таковы простые правила.
«Игра в правду» по пьесе Филиппа Лелюша во Франции стала своеобразным манифестом нашего времени, когда романтические идеалы проверяются на прочность. Шамиров поставил адаптированный к русской публике спектакль. «Игра в правду» – этакая антреприза нового времени. Главные роли исполнят звезды сцены и кино, чьи имена гарантируют пристальный интерес публики, – Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Дмитрий Марьянов.
Действие перенесено из галантной Франции в родную российскую реальность. Трое друзей, бывших однокурсниками в вузе во времена позднего социализма, по-разному строят жизнь и карьеру. До тех пор, пока в их жизни вновь не появляется она – единственная и неповторимая Женщина. Друзьям становится предельно ясно, что вот здесь и сейчас, рядом с этой женщиной, врать и притворяться больше нельзя. Именно благодаря ее появлению герои и решаются, как в юности, на игру в правду.
«В этой непростой, а главное, жестокой игре нет победителей и побежденных, – пишет театральный критик Жанна Филатова. – Каждый из героев пытается освободиться от фальши в себе, но это совсем не так просто, временами очень смешно, иногда грустно».

Могучая, неистовая гроза
«ГРОЗА»
5 октября, воскресенье
Драма Александра Островского в двух действиях.
Режиссер – Лев Эренбург.
«Пьеса «Гроза» – произведение могучее, как и сам этот природный катаклизм. Любовь – непознанная стихия. Она обрушивается как гроза, поражает как молния и может погубить человека, застигнутого ею врасплох. В этом произведении я увидел сердечные драмы людей, каждый из которых по-своему хороший человек. Поэтому в нашем спектакле нет места хрестоматийному делению героев на «плохих» и «хороших», – говорит режиссер Лев Эренбург.
Нашумевший спектакль Магнитогорского театра, получивший в этом году «Золотую Маску», – череда видений режиссера, возникших после прочтения пьесы, набор талантливых и неожиданных этюдов на тему «Грозы». Самые запоминающиеся сцены лишены диалогов.
«Лев Эренбург буквально втискивается между строчками „Грозы“, чтобы, раздвинув их как можно дальше, обрушить на зрителя увиденные по-новому режиссером знакомые эпизоды, – говорит критик Светлана Полякова. – Здесь буянят, рвут страсти в клочья, не экономят на эмоциях и не таят их от мира и от людей. Но „промахиваются“ люди мимо цели во всех своих проявлениях – в любви, в ревности, и в желании добра своей семье. Люди здесь мечутся и мучаются, не понимая, зачем живут».
Эренбург, забыв про добролюбовский «луч света», очаровался «темным царством». Он увидел в нем тесную семейную жизнь под одной крышей людей, кровно связанных, вынужденно связанных и совсем не связанных родственными узами и давящими традициями.

Судьбы скрещенья
«ДОКТОР ЖИВАГО»
3 октября, пятница
Музыкальная фантазия по одноименному роману Бориса Пастернака.
Режиссер – Борис Мильграм.
Говоря современным языком, пермский «Живаго» – хит прошедшего театрального сезона. Это грандиозное событие – по масштабу замысла, по уровню лежащей в основе литературы, по смелости эксперимента в поисках жанра.
Стилистика мюзикла – нечто среднее между советской опереттой 50-х годов и советской же эстрадной песней 70-х. Авторам спектакля удалось создать связную и живую историю: глыба романной жизни обрела чистые и ясные формы трех действий, каждое из которых – еще и театральная метафора. Лейтмотивом спектакля, обрамляя каждое действие, звучит зонг на стихи Юры Живаго «Рождественская звезда». В этом эксклюзивном музыкальном сочинении занята вся актерская труппа театра, и более того – детский хор и оркестр.
Постановка «Доктора Живаго» в Перми не случайна. Борис Пастернак бывал в городе в 1916 году и, как утверждают исследователи творчества писателя, именно Пермь стала прообразом романного Юрятина.

Подготовила Ирина Гулая.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.