Что такое «Симфонический Олимп»? Это мировой уровень исполнителей, где каждый – звезда. Это шедевры музыкальной классики в филармоническом зале. Это качество, вкус, стиль. Высоты духовных исканий в искусстве. И – позитив. Позитив от встречи, которую многие из присутствующих на концерте, конечно, будут помнить не один год. А для кого-то это, возможно, станет поводом снова прийти в филармонию.
Фестиваль открыл Государственный Академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова. Ровесник Пермской филармонии, прошедший долгий и непростой путь, оркестр стал сегодня одним из ведущих коллективов страны и мира.
Его история ведет отсчет с концерта на сцене Большого зала Московской консерватории 5 октября 1936 года. В течение 35 лет, с 1965 по 2000 год, оркестром руководил Евгений Светланов, «бриллиантовый дирижер». Именно в этот период сформировался имидж грандиозного по масштабу коллектива с безграничными творческими возможностями. Программа концертного выступления ГАСО России в рамках фестиваля «Симфонический Олимп» посвящалась двум знаменательным датам: 80-летию со дня рождения Евгения Светланова и 100-летию со дня рождения Давида Ойстраха.
Оркестр исполнил в Перми два крупных музыкальных полотна: Концерт для скрипки с оркестром Брамса и Пятую симфонию Чайковского. Любопытно, что столь разные по жанру и национальной принадлежности произведения созданы в конце XIX века (с разницей в 10 лет). Объединяет их не только эпоха, но также философско-содержательные и драматургические свойства: последовательное утверждение идеи, внутренняя логика развития, обостренный драматизм и жизненная энергия.
Музыка «из глубин» «…Склад душевный мой такой, – сказал однажды в интервью Виктор Третьяков, солировавший на первом концерте „Симфонического Олимпа“, – что я с колоссальным удовольствием, каждый раз находя что-то новое, играю то, что уже много раз играл… Из этих глубин вынуть все, слава богу, нереально». В субботу он играл Концерт Иоганнеса Брамса D-dur, ор. 77 (1878 год).
Музыка Брамса – сплав классических европейских традиций с образами и интонациями немецкого романтизма. Она наполнена острой конфликтностью, поэтичной лирикой и романтическим воодушевлением. У Брамса четыре концерта: два фортепианных, скрипичный и двойной (для скрипки и виолончели). И все они сложны. Богатая гамма чувств, симфоничность масштаба цикла и его драматургии требуют от исполнителя искусства эмоционального переключения, органичного сочетания романтической поэтичности и логики. Виртуозность, эффектность, свойственные жанру концерта, подразумевают исключительные технические сложности. Здесь это – скачки, двойные ноты в левой руке и многое другое.
Но у истинного Мастера проблемы интерпретации оставались «за кадром», он погружал слушателей в мир красоты, экспрессии и сопереживания перипетиям душевной драмы, написанной звуками. Третьяков концентрировал внимание на лирическом начале музыки Брамса, с точно выверенными интонациями и красотой звука. Стихия венгерского танца в финале Концерта сочными мазками дорисовывала образы активного движения.
Роман о Прекрасном Пятую симфонию Чайковского любят и исполнители, и слушатели. Искренность, открытость чувств, мелодическое и тембровое богатство, яркость драматических коллизий, их философский подтекст – здесь каждый находит свое.
Исследователи творчества Чайковского утверждают, что по богатству и значительности содержания каждая из его симфоний сродни русским реалистическим романам второй половины XIX века. В Пятой по-своему воплощена важнейшая для Чайковского тема: «Человек и судьба». Крушение иллюзий под жизненными ударами, трагическая безысходность, попытка уйти от проблем, сложный путь внутренней борьбы и победа над душевным разладом – этапы симфонии-драмы. Концептуально, быть может, превращение силы, подавляющей человека, в торжество разума и воли. Не об этом ли финальный марш-гимн? Во всяком случае, о Прекрасном в жизни.
Масштаб идеи, целостность драматургического замысла, точность смыслового соотношения частей и многозначность темы интродукции, лейтобраза симфонии – дирижеру всегда есть о чем думать. Тем более если он Марк Горенштейн.
Пермская публика в полной мере ощутила безукоризненное качество звучания, интонационную выразительность каждой из музыкальных тем, живое дыхание музыкальной ткани, тембровую рельефность (с особой ролью медных духовых), яркую театральность. Оркестр и маэстро Горенштейна зал приветствовал стоя с долго не смолкавшим «браво». В знак признательности гости подарили «на бис» танец Феи Драже. Изысканно. Достойно.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.