Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.10.2008
Звезды «Симфонического Олимпа»

Что такое «Симфонический Олимп»? Это мировой уровень исполнителей, где каждый – звезда. Это шедевры музыкальной классики в филармоническом зале. Это качество, вкус, стиль. Высоты духовных исканий в искусстве. И – позитив. Позитив от встречи, которую многие из присутствующих на концерте, конечно, будут помнить не один год. А для кого-то это, возможно, станет поводом снова прийти в филармонию.


Фестиваль открыл Государственный Академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова. Ровесник Пермской филармонии, прошедший долгий и непростой путь, оркестр стал сегодня одним из ведущих коллективов страны и мира.
Его история ведет отсчет с концерта на сцене Большого зала Московской консерватории 5 октября 1936 года. В течение 35 лет, с 1965 по 2000 год, оркестром руководил Евгений Светланов, «бриллиантовый дирижер». Именно в этот период сформировался имидж грандиозного по масштабу коллектива с безграничными творческими возможностями. Программа концертного выступления ГАСО России в рамках фестиваля «Симфонический Олимп» посвящалась двум знаменательным датам: 80-летию со дня рождения Евгения Светланова и 100-летию со дня рождения Давида Ойстраха.
Оркестр исполнил в Перми два крупных музыкальных полотна: Концерт для скрипки с оркестром Брамса и Пятую симфонию Чайковского. Любопытно, что столь разные по жанру и национальной принадлежности произведения созданы в конце XIX века (с разницей в 10 лет). Объединяет их не только эпоха, но также философско-содержательные и драматургические свойства: последовательное утверждение идеи, внутренняя логика развития, обостренный драматизм и жизненная энергия.

Музыка «из глубин»
«…Склад душевный мой такой, – сказал однажды в интервью Виктор Третьяков, солировавший на первом концерте „Симфонического Олимпа“, – что я с колоссальным удовольствием, каждый раз находя что-то новое, играю то, что уже много раз играл… Из этих глубин вынуть все, слава богу, нереально».
 В субботу он играл Концерт Иоганнеса Брамса D-dur, ор. 77 (1878 год).
Музыка Брамса – сплав классических европейских традиций с образами и интонациями немецкого романтизма. Она наполнена острой конфликтностью, поэтичной лирикой и романтическим воодушевлением. У Брамса четыре концерта: два фортепианных, скрипичный и двойной (для скрипки и виолончели). И все они сложны. Богатая гамма чувств, симфоничность масштаба цикла и его драматургии требуют от исполнителя искусства эмоционального переключения, органичного сочетания романтической поэтичности и логики. Виртуозность, эффектность, свойственные жанру концерта, подразумевают исключительные технические сложности. Здесь это – скачки, двойные ноты в левой руке и многое другое.
Но у истинного Мастера проблемы интерпретации оставались «за кадром», он погружал слушателей в мир красоты, экспрессии и сопереживания перипетиям душевной драмы, написанной звуками. Третьяков концентрировал внимание на лирическом начале музыки Брамса, с точно выверенными интонациями и красотой звука. Стихия венгерского танца в финале Концерта сочными мазками дорисовывала образы активного движения.

Роман о Прекрасном
Пятую симфонию Чайковского любят и исполнители, и слушатели. Искренность, открытость чувств, мелодическое и тембровое богатство, яркость драматических коллизий, их философский подтекст – здесь каждый находит свое.
Исследователи творчества Чайковского утверждают, что по богатству и значительности содержания каждая из его симфоний сродни русским реалистическим романам второй половины XIX века.
 В Пятой по-своему воплощена важнейшая для Чайковского тема: «Человек и судьба». Крушение иллюзий под жизненными ударами, трагическая безысходность, попытка уйти от проблем, сложный путь внутренней борьбы и победа над душевным разладом – этапы симфонии-драмы. Концептуально, быть может, превращение силы, подавляющей человека, в торжество разума и воли. Не об этом ли финальный марш-гимн? Во всяком случае, о Прекрасном в жизни.
Масштаб идеи, целостность драматургического замысла, точность смыслового соотношения частей и многозначность темы интродукции, лейтобраза симфонии – дирижеру всегда есть о чем думать. Тем более если он Марк Горенштейн.
Пермская публика в полной мере ощутила безукоризненное качество звучания, интонационную выразительность каждой из музыкальных тем, живое дыхание музыкальной ткани, тембровую рельефность (с особой ролью медных духовых), яркую театральность. Оркестр и маэстро Горенштейна зал приветствовал стоя с долго не смолкавшим «браво». В знак признательности гости подарили «на бис» танец Феи Драже. Изысканно. Достойно.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.