Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.10.2008
«Маски-шоу» в Театре кукол

Сегодня в Пермском театре кукол каждый может попробовать себя в качестве профессионального критика. Потому что уже второй год на его сцене проходит программа «Лучшие спектакли театров кукол», в рамках которой демонстрируются постановки, получившие главные призы Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска».


«Маска» в России и в Перми
Ныне все знают, что «Золотая Маска» – это национальная театральная премия, которая была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России. И вручается она спектаклям всех жанров театрального искусства, будь то драма, опера, балет, оперетта, мюзикл или кукольный театр.
Но далеко не все знают, какое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной политике: с 2000 года действует программа «Лучшие спектакли в городах России». За это время фестивали состоялись более чем в тридцати городах России, и в них приняли участие почти три десятка театральных коллективов. Три года назад «венценосные» спектакли уже приезжали в Пермь, но это были постановки разных жанров. Программы, полностью посвященной театрам кукол, тогда не было. Вот почему год назад эту инициативу в городе поддержали с восторгом. Тем более что старт программы в 2007 году совпал с 70-летним юбилеем Пермского театра кукол. Тогда малыши и взрослые смогли увидеть четыре постановки из Санкт-Петербурга, Омска и Пензы. Открыл фестиваль обладатель премии «Золотая Маска» 2000 года, спектакль из Северной столицы «Золушка» режиссера Александра Максимычева. Питерцы представили на суд пермских зрителей также «Спящую красавицу» и «Робина-Бобина». На последнем самые маленькие зрители кроме удовольствия от просмотра получили и сладкий сюрприз: в ходе действия на них посыпались конфеты из живота ненасытного главного героя. Театр из Пензы показал пермякам две волшебные сказки: «Зимнюю» с чародейством и смешную «Забытую». А свое понимание вечного противостояния добра и зла взрослые и дети увидели в «Сказке о царе Ироде», поставленной омским коллективом.
Сюрприз тогда приготовил и наш театр. Закрытие фестиваля ознаменовалось громкой премьерой «Обыкновенного кукольного концерта» (о котором «Новости культуры» неоднократно писали). Более того, по окончании спектакля театр буквально совершил хождение в народ: под открытым небом во дворе кукольного состоялся большой праздник.

Лучшие спектакли-2008 
 В этом году на сцене Пермского театра кукол было показано уже шесть «венценосных» постановок. Это екатеринбургские «Соловей» и «Картинки с выставки», «Золоченые лбы» Театра кукол Республики Карелия, а также питерские «Всадник Cuprum», «Волшебное перышко» и «Гадкий утенок». Корреспонденту «НК» посчастливилось познакомиться со школой театра кукол из соседнего Екатеринбурга.
Две постановки – два разных творческих мира, два видения. Поставленный по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена «Соловей» оказался поистине спектаклем – китайской шкатулкой. Подобное ощущение создавала и (несмотря на большую сцену!) камерность происходящего, и сопровождающие действие китайские мелодии, и фактура сценографии, основными материалами которой были шелк и бархат. Так что спектакль получился очень ярким, почти осязаемым из-за обилия в нем элементов китайского стиля – легких беседок, домиков, фруктовых деревьев. Интересно использовали создатели спектакля и компьютерные технологии – переменчивая погода в китайском государстве создавалась посредством программы, запускающей на заднем фоне то бегущие облака, то дождь.
Кроме того, искушенное современными мультфильмами и блокбастерами детское сознание получило свою порцию динамизма. В спектакле постоянно наблюдалось какое-то движение: то едет в лес за соловьем паровозик, то крутятся педали велосипеда, то качается на волнах китайская лодка.
«Соловей» – это еще и полудраматический спектакль. В нем в силу небольшого размера самих кукол в сочетании с большим пространством сцены возросла роль живого актера.
И наконец, «Соловей» на деле оказался шкатулкой с двойным дном. За пышностью и красочностью происходящего мы увидели философскую притчу о природе естественного и искусственного, ложного в жизни, о том, как достойно эту самую жизнь прожить. Вот почему пронзительно в конце действия звучат, казалось бы, чужие, казалось бы, из чуждой эпохи и культуры строчки Марины Цветаевой: «И так же будут таять луны и таять снег, когда промчится этот юный прелестный век».
Вторая работа екатеринбургской школы – «Картинки с выставки», выполненные совсем в другой эстетике. В ней перед нами возникает атмосфера галантной культуры XVIII века с ее неизменными персонажами: Арлекином, Пьеро и Мальвиной. Все происходящее внешне напоминает детскую игру, которой увлечены актеры, игру, в которую словно включается и зал. Персонажи-куклы непосредственны словно дети: показывают импровизированный театр теней, строят кукольный дом. И каждое их действие зритель воспринимает почти не дыша. Важно, что все происходит при полном отсутствии в спектакле слов, это активно компенсируется невербальными средствами: мимикой, жестами, позами.
Но за внешней детской игрой в «Картинках с выставки» скрывается игра внутренних страстей – игра для взрослых. На сцене мы наблюдаем классический любовный треугольник, который в итоге разрешается отнюдь не типично – победой слабейшего, победой Пьеро. Метод контраста, на котором строятся различия между персонажами, подчеркивается еще и музыкально. Новый выход – новая мелодия: для Арлекина – это грубоватая, резковатая рок-композиция, для Пьеро – полублюзовые вариации, для Мальвины – сентиментальные детские мелодии.
Примечательной, на мой взгляд, можно считать реакцию зала. Уже на выходе один мальчик сказал: «Мне очень понравилось, но я ничего не понял». Спектакли «Золотой Маски» часто несколько перегружены двойным смыслом, который ребенок может понять только интуитивно. Высказать – вряд ли. Да и не стоит.

Разговор с экспертом
Татьяна Шерстневская, заведующая литературно-драматической частью Пермского театра кукол.
– Татьяна Сергеевна, отслеживает ли Пермский театр кукол лауреатов фестиваля «Золотая маска»?
– Конечно, с самого начала существования премии. Тем более что лучшими из лучших становились люди, которые имеют отношение к нашему театру. Например, Игорь Всеволодович и Анна Дмитриевна Игнатьевы, проработавшие здесь целых четыре года и поставившие столько прекрасных спектаклей! (В 2002 году Анна Игнатьева удостоилась звания лучшего художника по костюмам за спектакль «Щелкунчик и мышиный король». А в 2004-м спектакль «Приключения незадачливого дракона», поставленный «Кукольным театром Сказки», был признан лучшим – ред.). Конечно, сейчас они находятся далеко от нас, работают в петербургском «Кукольном театре Сказки». Но мы отслеживаем все, что там происходит, переживаем, смотрим их по телевидению, поздравляем, когда к ним приходит очередная победа. Ведь это свои, родные люди! Многие в нашем театре разделяют такую позицию: «Слава в искусстве: не делать, а умножать». Мы считаем неприемлемым толкнуть кого-то локтем, когда надо радоваться от осознания того, как люди растут и развиваются.
– Как вы считаете, спектакли, удостоившиеся премии, – это действительно те, что вызывают наибольший восторг у детей?
– Почему только у детей? Я не знаю, есть ли в жюри «Золотой Маски» хоть один ребенок, думаю, нет. Но скромно надеюсь, что номинацию театров кукол отслеживают хотя бы детские психологи. Например, на нашем фестивале «Большой Урал-2003» было сформировано целых две судейских коллегии, причем в детской заседал даже первоклассник. Мнения сторон довольно часто расходились, но насчет главного спектакля все возрасты были единодушны. Да и участники были самые разные: от профессионалов со стажем до камерных семейных театров.
– Каков сегодня вообще уровень развития театров кукол в нашей стране?
– Недавно в одной газете прочитала фразу: «Театр для детей только начинает подниматься с колен». Конечно, это так. И слава богу, что «Золотая Маска» тоже содействует возрождению хороших детских спектаклей. Ведь как на этих спектаклях ведут себя дети? Сначала ничего не понятно, а потом завораживает все больше и больше. Так что сейчас в «Золотой Маске» первенствуют в основном художники. С одной стороны, это правильно, потому что театр кукол – это прежде всего театр чудесного, правильно организованного пространства. И в этом, очевидно, есть огромная потребность. Надо войти в какой-то свой мир, но сначала его надо сделать. А это очень сложно. Но если у художника получается захватить зрителей этим волшебным миром в плен, с ними потом можно делать все что угодно. Парадокс в том, что не все знают, что с ними нужно делать.
– Получилось ли у художников лучших спектаклей «Золотой Маски» захватить пермского зрителя?
– Безусловно, да. Взять хотя бы екатеринбургский спектакль «Соловей». Его художественного руководителя Андрея Ефимова мы запомнили очень давно. Он даже чисто внешне почти подросток, вечный мальчик, романтик внутри, и это не проходит со временем. Я помню ранние его спектакли с лирическими отступлениями о смысле жизни, проходящие под музыку Вивальди. В «Соловье» тоже очевидно стремление автора дать зрителю какие-то ценности. Но художественное пространство – отдельное слово. Сколько там было передвижных конструкций, сколько спецэффектов. Ведь здесь не обойдешься красивым фоном и парой перегородок.
– Как вам кажется, чему мог бы поучиться Пермский театр кукол у лауреатов «Золотой Маски»?
– Мы могли бы позаимствовать у них более требовательное отношение к решению пространства. На примере представленных спектаклей мы видим, как образно оно организовано. Не служебно: вот тут такая выгородка, тут такой фон. Зритель видит чудесную атмосферу, в которую немедленно хочется погрузиться. Более того, после первого спектакля люди из нашего зала выходили в слезах – настолько прониклись этой аурой. Можно много говорить о том, что нам нужно больше профессионализма в той или иной сфере. Но главное, как мне кажется, – это научиться вере в силу нашего искусства!

Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.