Сегодня в Пермском театре кукол каждый может попробовать себя в качестве профессионального критика. Потому что уже второй год на его сцене проходит программа «Лучшие спектакли театров кукол», в рамках которой демонстрируются постановки, получившие главные призы Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска».
«Маска» в России и в Перми Ныне все знают, что «Золотая Маска» – это национальная театральная премия, которая была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России. И вручается она спектаклям всех жанров театрального искусства, будь то драма, опера, балет, оперетта, мюзикл или кукольный театр.
Но далеко не все знают, какое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной политике: с 2000 года действует программа «Лучшие спектакли в городах России». За это время фестивали состоялись более чем в тридцати городах России, и в них приняли участие почти три десятка театральных коллективов. Три года назад «венценосные» спектакли уже приезжали в Пермь, но это были постановки разных жанров. Программы, полностью посвященной театрам кукол, тогда не было. Вот почему год назад эту инициативу в городе поддержали с восторгом. Тем более что старт программы в 2007 году совпал с 70-летним юбилеем Пермского театра кукол. Тогда малыши и взрослые смогли увидеть четыре постановки из Санкт-Петербурга, Омска и Пензы. Открыл фестиваль обладатель премии «Золотая Маска» 2000 года, спектакль из Северной столицы «Золушка» режиссера Александра Максимычева. Питерцы представили на суд пермских зрителей также «Спящую красавицу» и «Робина-Бобина». На последнем самые маленькие зрители кроме удовольствия от просмотра получили и сладкий сюрприз: в ходе действия на них посыпались конфеты из живота ненасытного главного героя. Театр из Пензы показал пермякам две волшебные сказки: «Зимнюю» с чародейством и смешную «Забытую». А свое понимание вечного противостояния добра и зла взрослые и дети увидели в «Сказке о царе Ироде», поставленной омским коллективом.
Сюрприз тогда приготовил и наш театр. Закрытие фестиваля ознаменовалось громкой премьерой «Обыкновенного кукольного концерта» (о котором «Новости культуры» неоднократно писали). Более того, по окончании спектакля театр буквально совершил хождение в народ: под открытым небом во дворе кукольного состоялся большой праздник.
Лучшие спектакли-2008 В этом году на сцене Пермского театра кукол было показано уже шесть «венценосных» постановок. Это екатеринбургские «Соловей» и «Картинки с выставки», «Золоченые лбы» Театра кукол Республики Карелия, а также питерские «Всадник Cuprum», «Волшебное перышко» и «Гадкий утенок». Корреспонденту «НК» посчастливилось познакомиться со школой театра кукол из соседнего Екатеринбурга.
Две постановки – два разных творческих мира, два видения. Поставленный по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена «Соловей» оказался поистине спектаклем – китайской шкатулкой. Подобное ощущение создавала и (несмотря на большую сцену!) камерность происходящего, и сопровождающие действие китайские мелодии, и фактура сценографии, основными материалами которой были шелк и бархат. Так что спектакль получился очень ярким, почти осязаемым из-за обилия в нем элементов китайского стиля – легких беседок, домиков, фруктовых деревьев. Интересно использовали создатели спектакля и компьютерные технологии – переменчивая погода в китайском государстве создавалась посредством программы, запускающей на заднем фоне то бегущие облака, то дождь.
Кроме того, искушенное современными мультфильмами и блокбастерами детское сознание получило свою порцию динамизма. В спектакле постоянно наблюдалось какое-то движение: то едет в лес за соловьем паровозик, то крутятся педали велосипеда, то качается на волнах китайская лодка.
«Соловей» – это еще и полудраматический спектакль. В нем в силу небольшого размера самих кукол в сочетании с большим пространством сцены возросла роль живого актера.
И наконец, «Соловей» на деле оказался шкатулкой с двойным дном. За пышностью и красочностью происходящего мы увидели философскую притчу о природе естественного и искусственного, ложного в жизни, о том, как достойно эту самую жизнь прожить. Вот почему пронзительно в конце действия звучат, казалось бы, чужие, казалось бы, из чуждой эпохи и культуры строчки Марины Цветаевой: «И так же будут таять луны и таять снег, когда промчится этот юный прелестный век».
Вторая работа екатеринбургской школы – «Картинки с выставки», выполненные совсем в другой эстетике. В ней перед нами возникает атмосфера галантной культуры XVIII века с ее неизменными персонажами: Арлекином, Пьеро и Мальвиной. Все происходящее внешне напоминает детскую игру, которой увлечены актеры, игру, в которую словно включается и зал. Персонажи-куклы непосредственны словно дети: показывают импровизированный театр теней, строят кукольный дом. И каждое их действие зритель воспринимает почти не дыша. Важно, что все происходит при полном отсутствии в спектакле слов, это активно компенсируется невербальными средствами: мимикой, жестами, позами.
Но за внешней детской игрой в «Картинках с выставки» скрывается игра внутренних страстей – игра для взрослых. На сцене мы наблюдаем классический любовный треугольник, который в итоге разрешается отнюдь не типично – победой слабейшего, победой Пьеро. Метод контраста, на котором строятся различия между персонажами, подчеркивается еще и музыкально. Новый выход – новая мелодия: для Арлекина – это грубоватая, резковатая рок-композиция, для Пьеро – полублюзовые вариации, для Мальвины – сентиментальные детские мелодии.
Примечательной, на мой взгляд, можно считать реакцию зала. Уже на выходе один мальчик сказал: «Мне очень понравилось, но я ничего не понял». Спектакли «Золотой Маски» часто несколько перегружены двойным смыслом, который ребенок может понять только интуитивно. Высказать – вряд ли. Да и не стоит.
Разговор с экспертом Татьяна Шерстневская, заведующая литературно-драматической частью Пермского театра кукол.
– Татьяна Сергеевна, отслеживает ли Пермский театр кукол лауреатов фестиваля «Золотая маска»?
– Конечно, с самого начала существования премии. Тем более что лучшими из лучших становились люди, которые имеют отношение к нашему театру. Например, Игорь Всеволодович и Анна Дмитриевна Игнатьевы, проработавшие здесь целых четыре года и поставившие столько прекрасных спектаклей! (В 2002 году Анна Игнатьева удостоилась звания лучшего художника по костюмам за спектакль «Щелкунчик и мышиный король». А в 2004-м спектакль «Приключения незадачливого дракона», поставленный «Кукольным театром Сказки», был признан лучшим – ред.). Конечно, сейчас они находятся далеко от нас, работают в петербургском «Кукольном театре Сказки». Но мы отслеживаем все, что там происходит, переживаем, смотрим их по телевидению, поздравляем, когда к ним приходит очередная победа. Ведь это свои, родные люди! Многие в нашем театре разделяют такую позицию: «Слава в искусстве: не делать, а умножать». Мы считаем неприемлемым толкнуть кого-то локтем, когда надо радоваться от осознания того, как люди растут и развиваются.
– Как вы считаете, спектакли, удостоившиеся премии, – это действительно те, что вызывают наибольший восторг у детей?
– Почему только у детей? Я не знаю, есть ли в жюри «Золотой Маски» хоть один ребенок, думаю, нет. Но скромно надеюсь, что номинацию театров кукол отслеживают хотя бы детские психологи. Например, на нашем фестивале «Большой Урал-2003» было сформировано целых две судейских коллегии, причем в детской заседал даже первоклассник. Мнения сторон довольно часто расходились, но насчет главного спектакля все возрасты были единодушны. Да и участники были самые разные: от профессионалов со стажем до камерных семейных театров.
– Каков сегодня вообще уровень развития театров кукол в нашей стране?
– Недавно в одной газете прочитала фразу: «Театр для детей только начинает подниматься с колен». Конечно, это так. И слава богу, что «Золотая Маска» тоже содействует возрождению хороших детских спектаклей. Ведь как на этих спектаклях ведут себя дети? Сначала ничего не понятно, а потом завораживает все больше и больше. Так что сейчас в «Золотой Маске» первенствуют в основном художники. С одной стороны, это правильно, потому что театр кукол – это прежде всего театр чудесного, правильно организованного пространства. И в этом, очевидно, есть огромная потребность. Надо войти в какой-то свой мир, но сначала его надо сделать. А это очень сложно. Но если у художника получается захватить зрителей этим волшебным миром в плен, с ними потом можно делать все что угодно. Парадокс в том, что не все знают, что с ними нужно делать.
– Получилось ли у художников лучших спектаклей «Золотой Маски» захватить пермского зрителя?
– Безусловно, да. Взять хотя бы екатеринбургский спектакль «Соловей». Его художественного руководителя Андрея Ефимова мы запомнили очень давно. Он даже чисто внешне почти подросток, вечный мальчик, романтик внутри, и это не проходит со временем. Я помню ранние его спектакли с лирическими отступлениями о смысле жизни, проходящие под музыку Вивальди. В «Соловье» тоже очевидно стремление автора дать зрителю какие-то ценности. Но художественное пространство – отдельное слово. Сколько там было передвижных конструкций, сколько спецэффектов. Ведь здесь не обойдешься красивым фоном и парой перегородок.
– Как вам кажется, чему мог бы поучиться Пермский театр кукол у лауреатов «Золотой Маски»?
– Мы могли бы позаимствовать у них более требовательное отношение к решению пространства. На примере представленных спектаклей мы видим, как образно оно организовано. Не служебно: вот тут такая выгородка, тут такой фон. Зритель видит чудесную атмосферу, в которую немедленно хочется погрузиться. Более того, после первого спектакля люди из нашего зала выходили в слезах – настолько прониклись этой аурой. Можно много говорить о том, что нам нужно больше профессионализма в той или иной сфере. Но главное, как мне кажется, – это научиться вере в силу нашего искусства!
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.