25.09.2008
Театр- Театр: Ударное открытие 82-го театрального сезона
Поклонники Театра-Театра не устают удивляться постоянным сюрпризам. Чего только стоила смена консервативного названия Пермской драмы или то, как театральная труппа вдруг запела. Нынешняя осень не стала исключением: накануне открытия нового сезона труппа Театра-Театра взяла да и рванула в Сочи. Конечно, не ради отдыха: сочинцам показали четыре спектакля, а заодно «опробовали» на южной публике премьеру нового сезона – спектакль «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева, одного из любимых авторов Советского Союза. «Квадратура круга» откроет 82-й театральный сезон Пермского академического Театра-Театра и в Перми – 25 сентября.
Сочи: это наш зритель
Гастроли Театра-Театра в Сочи стали одновременно и открытием нового сезона, и отдыхом перед пермским «стартом» театра. Не все прошло так, как было запланировано, но, как говорит заведующая литературной частью Театра-Театра Елена Сушанек, послевкусие от гастролей самое приятное: – Не только благодаря солнцу и морю, их мы вкусили в изобилии, но и благодаря теплому зрительскому приему.
Настоящей проблемой для Театра-Театра стала подготовка Сочи к VII международному инвестиционному форуму, который открылся в южном городе после отъезда труппы, 18 сентября. – Зимний театр, в котором мы выступали, по архитектуре представляет из себя совершенно потрясающее здание. Это такой сталинский ампир, но южный, облегченный его вариант: в нем есть что-то и возвышенное, и патетическое… И я бы даже сказала, летящее. В театре прекрасно оборудована сцена, удобный зрительный зал. Это очень престижная площадка, но… В дни нашего пребывания в Сочи Зимний театр и улицы вокруг него были буквально оцеплены милицией: вовсю шло строительство палаток, павильонов для инвестиционного форума. Подъехать к театру на машинах было невозможно совсем. Подойти – можно, но если только ты этого очень захочешь и настроишь себя на преодоление всех заслонов и кордонов. Отсюда понятно, какой зритель мог дойти до нас! Самый-самый!..
Местная администрация была озабочена исключительно форумом и ожиданием Путина, ей было не до пермских гастролей. «Оцепление» стало нашей проблемой. Из-за перипетий с «осадой» Зимнего театра пермяки отменили два спектакля «Кот в сапогах». – Дойти до кассы было настоящим приключением, перед ней шло строительство, и рабочие ужасно раздражались на праздношатающихся. Надо было ругаться, объясняться, требовать. Мы взяли эту неблагодарную миссию на себя, сами провожали людей в кассу, проводили через заслоны. Сочинцы говорили нам потом: «Почему вы не приехали после экономического форума? В ноябре всё было бы по-другому». Но мы приехали сейчас, и надо было как-то существовать в предложенных обстоятельствах. Приспособились. На первый спектакль, «Доктор Живаго», пришло считанное количество зрителей, что всех чрезвычайно расстроило. Но мы взяли инициативу на себя и справились с проблемой: договорились с милицией, расчистили пути, и уже на следующем спектакле публика в театре была. И какая – благодарная, щедрая на аплодисменты, душевная… Огромную роль в привлечении публики сыграл и первый спектакль «Доктор Живаго», молва о нем быстро облетела город, и сочинский зритель уже был готов на все, чтобы увидеть пермские спектакли. Главное, что было важно для театра, – эмоции, с которыми публика восприняла все без исключения спектакли: и «Нельскую башню», и «Кота в сапогах», и премьеру – комедию «Квадратура круга»: – Реальная история: ко мне подошла женщина с ребенком и стала рассказывать, что ее ребенок – больной, страдает аутизмом… И она была потрясена тем, что он высидел весь спектакль «Кот в сапогах» и даже как-то реагировал на происходящее, открылся. Это с ним бывает редко. Налицо – терапевтический эффект. Искусство лечит. Хотя бы в данном конкретном случае. Эмоции зрителей чувствовались на каждом спектакле – это поддерживало и вдохновляло актеров. Труппа работала с большой самоотдачей, на что обратили внимание сами сочинцы. Они, например, отмечали, что московские театры часто играют в полсилы, это сразу видно и очень неприятно. «Другое дело вы, – говорили зрители, – вы играете в полную силу, и это зажигает».
Нас благодарили, приглашали приехать еще, но в другое время. «И тогда, – говорили сочинцы, – у вас будут аншлаги». Можно сказать, что эти гастроли стали своеобразной проверкой территории. Теперь мы знаем: в Сочи – наш зритель. Он нас ждет. На сочинскую премьеру спектакля «Квадратура круга» зрителей пришло достаточно много. – К премьере мы уже немножко развернулись, поняли, как взаимодействовать со строителями, милицией: нас уже не гоняли, даже начали уважать, считаться с нашим зрителем. Правда, опять было «но». Технически спектакль прошел не так, как задумывалось: не работал лифт, не было фейерверков… Пермскому зрителю 25 сентября повезет больше: все будет как надо. Своя площадка – это своя площадка. Ожидается, что на премьерный спектакль в Пермь приедут режиссер «Квадратуры круга» Владимир Гурфинкель и художник Ирена Ярутис.
И конечно, Театр-Театр превратит открытие сезона в яркое событие. Оно задумано и будет проведено в лучших традициях строителей социализма – с лозунгами, плакатами тех лет, маршами энтузиастов, советским буфетом и другой атрибутикой тех лет. Театр не обещает на открытии – 25, 26, 27, 28 сентября – перенести своего зрителя прямо в социализм. Театр сделает все, чтобы зритель мог вспомнить то странное время, коммунистов, комсомольцев и немного поиграть его реалиями. Ощутив время, публике легче будет погрузиться в историю Катаева-Гурфинкеля.
Великие спектакли в пермском пространстве В начале октября поклонников театра ожидает событие, равного по значению которому в Перми еще не было. Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» в этом году развернется в полную силу. С 3 по 7 октября истинные ценители театра получат возможность насладиться лучшими мировыми постановками последних лет, отобранными модераторами фестиваля – людьми, имеющими непосредственное отношение к театру. Модераторов будет четыре: Режиссер, Критик, Актер и Продюсер. Каждый из театральных специалистов привезет в Пермь по одному спектаклю, который, по его мнению, является театральным Олимпом сегодняшнего дня. Выбор, сделанный модераторами, и станет предметом дискуссии фестиваля. – Идея режиссерского фестиваля возникла у Бориса Мильграма уже давно. Но воплощается она не очень просто. В прошлом году фестиваль, к сожалению, получился не таким, каким задумывался. Все сложилось как фестиваль одного режиссера – Бориса Цейтлина. Но на том «пилотном» форуме, собравшем режиссеров и театральных деятелей, дозрела концепция «Пространства режиссуры», оформилась идея с модераторами, – рассказывает Елена Сушанек. Режиссер Адольф Шапиро привезет в Пермь спектакль легендарного Питера Брука «Сизве Банзи умер». Брук рассказывает историю о расовой дискриминации, несовершенном устройстве мира и непростой жизни темнокожих людей. На сцене Театра-Театра выступит труппа французского Театра де Буфф дю Нор.
Критик Анатолий Смелянский выбрал для участия в фестивале спектакль, поставленный в театре О. Табакова, «Рассказ о семи повешенных» режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Режиссеру интересен человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, человек в свои последние часы перед казнью. Подобно энтомологу Карбаускис рассматривает своих героев через увеличительное стекло, которым является сцена.
Актриса Инга Оболдина представит нашумевший спектакль магнитогорского театра драмы «Гроза», получивший в этом году «Золотую Маску». По словам режиссера «Грозы» Льва Эренбурга, «классика тем и хороша, что она всегда „поворачивается“ на сегодняшний день… Я внедряюсь в то, что называется духом автора – тот энергетический и содержательный заряд, который заложен в пьесе вне зависимости от того, осознается это автором или нет».
Продюсер Эльшан Мамедов покажет в Перми спектакль «Игра в правду» Виктора Шамирова. Эту постановку можно отнести к особому виду театра – «продюсерскому» или «поп-театру». «Игра в правду» Шамирова – это адаптированный для русской публики спектакль. Главные роли исполнят звезды сцены и кино Гоша Куценко и Ирина Апексимова. Герои разглагольствуют о патриотизме, международном положении, демографическом кризисе, срывая смех и аплодисменты зала.
После показов спектаклей-участников фестиваля пройдут обсуждения каждого из них. «Защитниками» будут модераторы. Кроме того, в рамках фестиваля запланированы «уроки» в мастерских для молодых режиссеров. Ученики прославленных режиссеров Сергея Женовача и Льва Додина в течение нескольких дней будут заниматься постановкой с актерами Театра-Театра отрывков из выбранных ими спектаклей по произведениям Шекспира и Островского.
Такую форму работы с молодыми режиссерами можно назвать своеобразной творческой лабораторией, где весь процесс проходит на глазах зрителей.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.