Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
17.09.2008
Профессор, красный пояс и женское фэнтези

Что могут делать на полке рядового читателя книги доктора экономических наук, математика и двух профессоров филологии? Ответ прост: радовать читательскую душу! Всех вышеперечисленных объединяет одно: математик Чарльз Лютвидж Доджсон (всем известный как Льюис Кэрролл), филологи Джеймс Рональд Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис (последний, правда, в академической среде считался скорее теологом) обогатили мир не только – и не столько – сухими учёными трактатами. Они писали и другие книги… нет, даже не так: Книги! С большой буквы нужно именовать произведения, не только вошедшие в золотой фонд мировой литературы, но и, по мнению многих, серьёзно изменившие ход развития всей европейской культуры. Что же касается доктора технических наук, то его вклад пока, конечно, поскромнее, но и этот вклад уже отмечен по достоинству. И не «его», а «её» вклад: наш доктор наук – пермская писательница-фантастка Елена Долгова.


Женское слово, женское дело
Представительниц этого жанра немного. Но у нас есть настоящие писательницы. К сегодняшнему дню книг у профессора Долговой вышло пять, практически по одной в год, минус перерыв на докторскую диссертацию. Два романа в жанре «фэнтези» и ещё три – научная фантастика («сайенс фикшн»). Возможно, какой-нибудь привередливый читатель скажет: «Женское фэнтези – розовые слюни». И окажется не прав по многим причинам.
«Как поклонник боевых искусств может не посетить знаменитый монастырь Шаолинь? – вопрошает Елена, обладатель красного пояса по тхэквондо. – Это просто немыслимо!» Она всё ещё полна впечатлений от туристической поездки в Китай. Однако наш разговор плавно переходит в обсуждение литературы и писательского творчества.
– «Сфера Маальфаса» – это твой первый роман. Почему именно фэнтези?
– На самом деле выбор у писателей-фантастов небольшой: налево пойдёшь – в фэнтези попадёшь, направо пойдёшь – в сайенс фикшн попадёшь. Сейчас пишут, что сайенс фикшн – тоже фэнтези в какой-то степени. А мне хотелось написать сказку, поэтому написала «Сферу Маальфаса».
– В Перми немало писательниц-фантасток – Наталья Володина, Наталья Сова. А есть ли какая-то конкуренция между ними?
– Я к писателям лояльна. Авторам могут портить жизнь зловредные издатели, которые гонорары не платят. А сами писатели должны друг к другу доброжелательны быть. Бывает, что они ругаются, как-то конкурируют, но я считаю, это от лукавого. Я категорически не одобряю межписательских разборок. С творчеством Володиной я не очень знакома, а Сова – человек способный, как мне кажется.
– А как ты относишься к разделению фантастики на женскую и мужскую?
– Нет на самом деле такого разделения. Есть разделение на плохую и хорошую.
– Но ведь говорят, что у женщин-писательниц большая склонность к психологизму, описаниям, а у мужчин – к действию…
– На самом деле это не так. Например, я при желании могу сымитировать «мужской роман». Для человека, который владеет техникой писательства, это труда не составляет. У автора пола нет. Бывает литература какой-то направленности на пол, например женский роман. Но мужчины тоже могут писать женские романы. Если человек нормально пишет, он может что угодно писать – женский роман, мужской роман, нейтральную литературу. Потому что хорошая литература пишется не про себя, а про людей. Если все герои списаны с автора… Можно и так: ученическая литература называется.
А если смотреть по аудитории, то про свои романы я не могу сказать, что меня только женщины читают. Читателей и читательниц примерно одинаковое количество.
– Как ты думаешь, почему часто говорят, что фэнтези – женский жанр?
– Потому что большинство женщин – гуманитарии. Я сама работаю в технической среде и вижу, что женщин здесь гораздо меньше, чем мужчин. А для написания фэнтези каких-то особых знаний не нужно. Даже если ты опишешь какой-то меч неправильно, современный читатель этого не заметит. А в научной фантастике часто требуется хоть какое-то знание технических наук, хотя бы на уровне отсутствия грубых ляпов.
Есть, конечно, классические женские романы о страданиях от несчастной любви. Я отношусь к этим произведениям уважительно, они в своё время выполнили свою функцию – подняли женские темы, создали особый стиль, язык. Но сегодня они, мягко говоря, неактуальны.
Сейчас чисто женские страдания не имеют такой широкой аудитории, как раньше. Несчастная любовь, разбитое сердце – всё это испытывают и современные мужчины. Поэтому и аудитория чисто женских романов сегодня мала, а их место заняли сериалы. У меня не было такого личного опыта, который я стала бы описывать в подобных историях. Да и тема эта меня мало интересует, кажется слишком простой. У меня более сложные интересы, совсем другие.
– Ты рассчитываешь на какую-то определённую читательскую аудиторию?
– На самом деле, когда пишешь, про аудиторию думать даже вредно. Я просто описываю то, что мне интересно. Я совершенно не представляю, для какого читателя пишу.
Я вижу только тех читателей, которые присутствуют в сети. А это особая аудитория. А каков мой настоящий читатель, который не сидит в Интернете, я не знаю. Одна знакомая читала своему сыну-школьнику один из моих романов, ему понравилось. Хотя я до сих пор гадаю, что из этого романа можно было читать школьнику…
Лирика физика
– У тебя сейчас красный пояс по тхэквондо… Наверное, многим женщинам сложно писать экшн, не имея «боевого опыта»?
– В общем, да. И не только женщинам. Для написания боевика необходимо минимальное знание физического взаимодействия тел, скажем так. Да и просто знание физики. Как-то раз молодой человек учился писать рассказы под моим руководством. Помню, у него стрела попала главному герою в живот и вышла из ягодицы. После извлечения стрелы, герой, естественно, вскочил и бодро продолжил сражаться. Мы долго доказывали, что так быть не может – стрела как минимум застрянет в тазовой кости. Ну и вскочить после такого ранения довольно сложно. Есть в Интернете такой полезный для начинающих писателей сайт врача-ортопеда, который объясняет, что после огнестрельного ранения в руку или ногу, если задета кость, человек встанет с постели только через полгода, но никак не через неделю, как иной раз описывается в литературе.
– Как ты начала писать фантастику?
– Был такой период перестроечный, когда денег не было, делать было нечего. И я целыми днями читала. Прочитала тогда очень много. А потом постепенно начали издавать всё подряд. Я подумала: «А ведь и я могу не хуже». И написала роман. Видимо, прошёл какой-то период накопления, когда всё собранное уже выплёскивается наружу…
– Совсем недавно ты получила премию «Человек года» в номинации «Феномен»… Насколько для тебя эта премия значима?
– Мне, конечно, приятно. Если дали, значит, всё-таки было за что: решили, раз я всем сразу занимаюсь – преподаю теорию искусственного интеллекта, пишу художественную литературу, увлекаюсь единоборствами… Мне-то не пришлось прилагать к этому никаких усилий – кто-то там выдвинул, потом вручили приз, поздравили… Конечно, приятно. Но если бы не дали, я бы не обиделась.
– Ты не честолюбива? Может быть, есть какие-то премии, которые ты мечтаешь получить?
– Пожалуй, если бы мне дали Букера, я бы очень обрадовалась! (смеётся) А вообще нет. Если что-то дадут – хорошо, не дадут – тоже неплохо. К тому же сегодня есть мнение, что на конвентах (сборах любителей фантастики) дают призы в основном одним и тем же авторам.
– И в союз писателей России как-то очень легко получилось попасть…
– Да, туда меня рекомендовали. Я человек не скандальный и не конфликтный, и у меня ни с кем нет трений. Поэтому и возражений особых не было ни у кого.
Как-то просто всё получается: захотела – написала, захотела – издала…
– На самом деле издательство – это коммерческая структура. Оно будет издавать то, что будет продаваться, на что будет большой спрос. Конечно, можно было писать и мейнстрим… Или сюрреалистический роман, но это сейчас вообще никому не нужно и продаваться не будет.
– Неужели всё так прагматично?
– Нет, если мне захочется написать что-то не входящее в серии издательства, я это напишу, а там будь что будет. Но если это совсем никого не интересует, я же не буду заниматься такими самоубийственными вещами. И даже меня не интересует – зачем мне это надо?
Сейчас можно сказать, что я издала роман о судьбе человека, замаскировав его под какой-нибудь экшн. Это на самом деле так – но это произведение действительно будут читать.
– А твоя научная деятельность оказывает какое-то влияние на твои книги?
– О, да. Последние изданные романы в какой-то мере посвящены теме искусственного интеллекта. Что интересно, теперь и мои романы оказывают влияние на будущее. В романе «Генератор участи» описана система тестов, которой руководит искусственный интеллект. Так вот, эта идея очень понравилась создателям тестов, которые мы сейчас проводим в политехе. Только тем «умным» искусственным интеллектом, который описан у меня в романе, там пока и не пахнет! На сегодня наша наука весьма далека от создания настоящего искусственного интеллекта.
– Сегодня для тебя литература – это хобби или нечто более жизненно важное?
– Если считать, что хобби – это то, на чём нельзя заработать деньги, то, занимаясь информационными технологиями, я могла бы и не писать. Но я пишу, мне это нравится. Значит, наверное, это нечто большее.
Общеизвестно, что многие великие научные открытия делались «на стыке» – различных научных дисциплин, школ и подходов, на стыке культур и на стыке времён. У Елены Долговой, столь успешно совмещающей, казалось бы, несовместимое, есть шансы поразить мир как минимум в одной из выбранных ею областей. Нет, конечно, искусственный интеллект и тхэквондо – дело хорошее и интересное, но как читательница… ну, вы меня поняли?

Мария Лукашина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.