Десять незабываемых вечеров подарит пермским зрителям легендарный Большой драматический театр. На сцену Пермского академического театра -Театра выйдут именитые звезды: народные артисты РФ Валерий Ивченко, Светлана Крючкова, Леонид Неведомский и, конечно же, новое поколение молодых актёров, уже ставших известными по телевизионным и театральным проектам. Пермской публике БДТ подарит пять блистательных спектаклей: две лучшие постановки Темура Чхеидзе – жемчужина БДТ «Мария Стюарт» по пьесе Ф. Шиллера и «Власть тьмы» Л. Толстого; «Васса Железнова» по пьесе М. Горького; «Ночь перед Рождеством» к 200-летию Н. Гоголя и «Таланты и поклонники» по произведению А. Островского.
«Власть тьмы»
Начинается спектакль совершенно сказочно: три красавицы под окном прядут, сматывают нитки в клубки, поют озорную песню. А между тем пьеса Льва Толстого – если не самая, то одна из самых мрачных в русском театральном репертуаре. Эта пьеса – о русском крестьянстве, бессмысленном, тупом, беспощадном, а единственный положительный герой в ней – – косноязычный блаженный старик Аким, которого играет Валерий Ивченко.
Сюжет напоминает страшную сказку с плохим концом: хозяйка-красавица полюбила молодого работника Никиту, истомившись с хворым мужем, а мать работника старуха Матрена присоветовала хозяйке, как избавиться сначала от мужа, а потом и от младенца, прижитого Никитой с падчерицей.
Режиссер показывает, как внутри человека зарождается тьма: герой допускает одну маленькую ложь, цепь незаметных ошибок собирается в огромный ком, который однажды обрушивается на человека. Тот, кто совсем недавно ни о чем греховном не помышлял, становится убийцей. При всем своем криминально-бытовом сюжете «Власть тьмы» – спектакль о покаянии и божественном в человеке. В этом Темур Чхеидзе оказался близок к Толстому, писавшему не сельский триллер, а религиозную притчу.
«Мария Стюарт»
«Мария Стюарт» Шиллера – первая постановка Темура Чхеидзе в качестве главного режиссера БДТ. Судьба Марии Стюарт, великой женщины, – ее жизнь, любовь и смерть полны тайн и загадок. Королеву трех стран – Шотландии, Франции и Англии – называют убийцей, интриганкой или — чуть ли не святой великомученицей. В постановке Темура Чхеидзе «Мария Стюарт» перестала быть историей о соперничестве двух королев. Мария Шотландская и Елизавета Английская в этом спектакле — не соперницы и не равные. Внимание театра всецело отдано Елизавете, потому что возможность выбора здесь есть только у нее. Поиск ответа на вопрос – казнить или не казнить Марию? – ставит Елизавету перед выбором: как поступить?
Высшей точкой напряжения в спектакле становится, естественно, подписание приказа о казни Марии. Аскетичную темноту пространства, тусклую гамму костюмов взрывает единственное яркое пятно – красное платье Марии Шотладской, в котором она идет на казнь. После этой смерти «ничто не свято – больше нет преград».
«Васса Железнова»
«Васса Железнова» – история о мучительных и безуспешных попытках сохранить одновременно дело и дом. Успешное пароходство есть, а счастливой семьи нет, дело делается, а люди разбегаются, и само дело, затеянное и исполняющееся ради блага ближних, обессмысливается. Под властью не видно любви, а жизнь продолжается только памятью о прошлом, давно минувшем счастье, и невнятными, беспочвенными надеждами на счастье будущее.
Действие разворачивается в узком семейном кругу Железновых, вокруг смертного одра главы семейства, купца Захара Ивановича Железнова и вокруг его наследства. Безмолвный Захар Иванович присутствует на сцене как белый призрак, воспоминание о чем-то прекрасном, далеком и благородном, что утеряно вырождающимися потомками.
Старшая дочь Вассы Железновой Анна – застывшая, заледеневшая, вымороженная неудачным браком, с сильным налётом провинциальной вульгарности и фальшивого шика. Это мать-тигрица, оживающая только тогда, когда говорит или думает о своих детях, готовая ради них любого – хоть чужого, хоть своего, хоть лучшую подругу, хоть родного брата – порвать в клочья. Васса Железнова в исполнении Светланы Крючковой – хваткая, жёсткая, деловая, но не холодная, как дочь, а напротив – яростно давящая в себе пылкость, нежность, стремление крылами накрыть, утешить и успокоить своих расшумевшихся цыплят. Потому что нельзя ей расслабляться: кроме неё никто не справится с делами и не обеспечит будущее семьи.
«Таланты и поклонники»
«Таланты и поклонники» – спектакль в тонах старинной фотографии XIX века. Декорации на сцене – легкие стелы, – как страницы фотоальбома, в зеленовато-блеклых тонах изображающие интерьеры купеческих комнат. В основе сюжета пьесы Островского – судьба Александры Негиной, «маленькой актрисы без большого таланта».
Ее мечты о сцене, о хороших ролях наталкиваются на непреодолимые препятствия. Мир, в котором живут герои Островского, – это мир купцов и предпринимателей новой волны конца XIX века. И в этом мире любовь и признание – тот же товар, который можно купить, а при необходимости и продать с выгодой. День за днем жизнь предлагает героине пойти на компромисс с самой собой и принять правила игры. Юная и чистая душа Негиной едва не сдается под напором «рыночных» отношений. Негину ценят не за талант, она просто хорошенькая. «Поклонники» Негиной – прежде всего покупщики. Покровители циничны и равнодушно-веселы. Они ведут торг, развертывают афиши, рисуют столбики цифр, подсчитывают доходы, продают Негину, как вещь с аукциона.
«Ночь перед Рождеством» В спектакле Николая Пинигина занята в основном молодая часть труппы – актёры, по определению восприимчивые к любым экспериментам. На сцене царит дух балагурства и праздника, всё пляшет и поёт, «громокипит» и сотрясает воздух, сполна напоённый пряным ароматом Диканьки.
Свет, костюмы, музыка, игра актёров (нельзя не упомянуть уморительного Кума в исполнении Кирилла Полухина, пампушечку Солоху Екатерины Марусяк и, конечно же, гарную Оксану Карины Разумовской) – всё это переливается, ликует, погружает зрителей в праздничное настроение, которое после просмотра долго не отпускает и со временем, как месяц в ясную ночь, даже становится ярче. Кажется, что мы, ведомые режиссёром, переживаем знакомый текст Гоголя словно в первый раз, с безотчётным, почти детским восторгом.
Черт – рогатый и хвостатый – на сцене суетится по-всякому. Из глубины сцены под снегопад выплывает светящаяся огнями игрушечка – Зимний дворец, на крыше которого, дымя трубками, восседают казаки-запорожцы, а перед ними на подвесках – кукольная власть: царица со своими вельможами (эффектное и остроумное сценографическое решение Зиновия Марголина). «Царствующие» куклы велеречиво беседуют с колоритными запорожскими гулливерами – удалыми атаманами и с кузнецом Вакулой.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.