03.09.2008
Квинтэссенция искусства, или как стать режиссером
Три творческих тура и конкурс три с половиной человека на место отобрали десять счастливчиков, которым предстоит стать первыми выпускниками курса «Кино-, видеотворчество». Только поступивших студентов бросают сразу «в бой» – работать на единственном в России международном фестивале документального кино «Флаэртиана». Занятие настолько же непростое, насколько и увлекательное: о чем еще может мечтать человек, решивший связать свою жизнь с кино, как не смотреть фильмы высшей пробы в уютном зрительном зале. Но иначе и быть не могло, ведь руководитель новой специальности ПГИИКа – сам Павел Печенкин.
В течение приемной кампании осуществлялся прием абитуриентов по 15 специальностям и одному направлению подготовки: музыкальное искусство; культурология; документоведение и документационное обеспечение управления, инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, орган; оркестровые струнные инструменты; оркестровые духовые и ударные инструменты; оркестровые народные инструменты); вокальное искусство (академическое пение); дирижирование академическим хором; музыковедение; актерское искусство; режиссура театрализованных представлений и праздников; живопись; библиотечно-информационная деятельность; народное художественное творчество (оркестр народных инструментов, академический хор, народный хор, хореография, любительский театр); социально-культурная деятельность; менеджмент организации; прикладная информатика в социально-культурной сфере. Каждый год в вузе открываются новые специальности и специализации. Нынешний – не исключение: открыта новая специализация «Кино-, видеотворчество» на базе специальности «Народное художественное творчество». В ходе приемной кампании удалось обеспечить рост численности заявлений абитуриентов очного и заочного отделений по сравнению с 2007 годом на 16,4 процента. В отличие от прошлого года изменились и условия поступления: все абитуриенты, в том числе и художественно-творческого направления, прошли испытания ЕГЭ. Конкурс состоялся по всем направлениям. Наибольшим спросом пользовались специальности «Социально-культурная деятельность», «Прикладная информатика в СКС»; «Менеджмент организации». Расширяется и география абитуриентов – это не только жители Перми и Пермского края, но и представители Татарстана, Удмуртии, Кировской и Свердловской областей, Калининграда, Оренбурга и других городов.
Всех первокурсников институт встретит 1 сентября концертом-сюрпризом, где свои таланты продемонстрируют студенты старших курсов.
– Павел Анатольевич, как вы помимо «Флаэртианы», киноцентра «Пермкино» и проекта «Пермская синематека» рискнули ввязаться еще и в педагогику?
– Я преподаю достаточно давно: был опыт в ПГУ и институте культуры. Но изучение кино было лишь дополнением к основному образованию. Поэтому набрать студентов на специальность хотелось давным-давно: в институциональном развитии пермского кинематографа очень не хватает воспроизводства кадров. Знаний не хватает. Выпускник ВГИКа видит за пять лет обучения пять тысяч фильмов… А кто в Перми может похвастаться подобным?
Нынче, когда предложение прозвучало от руководства института искусства и культуры, я понял, что время наконец-то пришло. Думается, в этом есть закономерность: открываются новые залы, появилась «Пермская синематека», «Флаэртиана» проходит раз в год, а не раз в два года, как раньше. Развитие пермского кино достигло своего естественного продолжения.
– Вы познакомились со всеми вашими студентами во время собеседований?
– Более того, я уже провел вступительную лекцию, где подробно «прошелся» по всем учебным планам, объяснил, чем ценны какие-то конкретные темы и почему предметы нельзя пропускать. Вообще, вся учебная программа до того интересна, что самому хочется учиться! Кроме специальных наук есть и психология творчества, и история изобразительного искусства, и многое другое.
Ребята, которым удалось поступить, – пока не режиссеры и не сценаристы. Они студенты, которым предстоит многому научиться. Меня радует то, что на курсе нет случайных людей – во время собеседований они показали, что могут писать литературные тексты, стихи, фотографировать, снимать фильмы. Поступили все те, кто имел желание – пусть не имея опыта работы. Чего желали? Творить, изучать литературу, историю и философию. Единственный вид искусства, который сочетает все вышеперечисленное, – кино. Это такой синтетический продукт, который впитывает в себя театр и музыку, изобразительное искусство и фотографию. К тому же – самый популярный. Несмотря на молодость, кино – это квинтэссенция искусства.
– На чем вы планируете делать акцент в вашей программе?
– Будут активно использоваться спецсеминары. Такой метод активно используется во ВГИКе. Еще они должны уметь писать – это уже мое личное убеждение. С первого курса будут писать рецензии. Вообще как режиссер я начну работать с третьего курса. А пока ребята будут готовиться: например, Анна Сидякина, с которой мы уже три года работаем над «Пермской синематекой», будет читать им курс истории кино. И это замечательно, потому что огромное количество фильмов поставят в программу для обязательного и дополнительного просмотра.
Плюс у пермских студентов есть уникальная возможность посмотреть все представленное на «Флаэртиане», пообщаться с лучшими документалистами мира. В Москве можно увидеть подобные фильмы, но в разных местах, в разное время. В Перми в этом смысле сейчас идеальные условия. Пока нерешенным остается только один вопрос: будем ли мы иметь возможность приглашать профессуру ВГИКа для чтения каких-то курсов в течение учебного года… Надежда такая есть.
– Неужели во время приемных экзаменов не было никаких негативных моментов?
– Меня страшно расстроило отсутствие у многих пресловутой общей культуры. Так, был абитуриент, который на вопрос – что вы читали в последнее время? – ответил: «Анимэ-комиксы». Картинки смотрел – он читать-то не умеет! Мне непонятно: как, не умея читать, можно поступать на кинотворчество.
Если сравнивать наше поколение (я поступал во ВГИК) и нынешних абитуриентов, то главное отличие – огромная разница в базовых знаниях. Я к этому возрасту «прожил» – а не просто выучил – и Блока, и Есенина, и Маяковского. Сегодняшние ребята в лучшем случае находятся в той или иной субкультуре. Их задача – к пятому курсу понять, что же такое культура. Для того чтобы прививать эту культуру, нужно с самого начала учиться только на лучших образцах.
– Обычные кинотеатры запрещены?
– Конечно, нет! Но в киносалон «Премьер» они должны ходить обязательно. У нас в месяц идет 250 лучших фильмов. А у студентов есть желание их увидеть. И это главное. Кстати, у нас изначально было восемь мест, но ректор вуза Анатолий Малянов дал два дополнительных государственных места.
– Режиссером, в отличие от поэта, можно стать?
– Режиссером надо родиться. Так же, как и сценаристом: умение писать, снимать, сочинять стихи – дано свыше. В процессе обучения можно только отшлифовать, подсказать, направить. Так, одна девочка, поступавшая из художественного училища, заявила, что желает быть оператором. Казалось бы, странное желание для девушки, но это действительно призвание – видно по ее фотографиям.
Для меня же победой будет, если из этих ребят хоть один станет руководителем детской киностудии. Потому что именно через него пойдет прямая связь поколений. Я верю, что он появится. И только ради этого стоит работать.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.