03.09.2008
«Русское бедное» против коммерции и гламура
19 сентября в здании речного вокзала открывается выставка, которую никак нельзя пропустить: ее куратор предлагает вписать Пермь в историю мирового художественного искусства. Учитывая, что куратор – Марат Гельман, его предложение никак нельзя считать несбыточной мечтой или бредом сумасшедшего.
На этой неделе в здании речного вокзала начался монтаж выставки «Бедное русское».
Выставки, которая обещает стать историческим для Перми событием. Впрочем, таковым уже можно считать сам факт превращения речного вокзала в экспозиционную площадку, для чего потребовались значительные финансовые вложения сенатора Гордеева и специалистов фонда «Русский аванград». Само здание было спроектировано советским архитектором Гринбергом, упомянутым в Энциклопедии архитектуры 87 раз – никто другой не удостоился подобного внимания! Но, как водится, большое видится на расстоянии, и о ценности пермского речного вокзала нам рассказал «варяг» – москвич Евгений Ластович:
– Ваш речной вокзал по рангу – второй после Химкинского. Другими словами, Пермь обладает сокровищем – как по красоте архитектуры, так и по инженерным решениям. Но за последние два с половиной года в здании были разморожены все инженерные системы: отопления, безопасности и т.д. Даже не было света – его восстановили.
Уже сейчас здание не узнать. Можно только поражаться, какие виды и сколько простора скрывается за словосочетанием «речной вокзал». Фактически сам возрожденный вокзал станет первым открытием грядущей выставки. Другое открытие – высоко ценимое в мире, но мало известное в Перми современное искусство, которое выбрало для себя статус «бедного».
На выставке будут представлены работы, сделанные из самых дешевых материалов: дерева, фанеры, резины и даже… пыли. Отсюда и название: «бедное искусство». Столь блестящая идея – объединить работы из обыденных материалов в нечто цельное и концептуальное – пришла в голову Марату Гельману, пионеру российского современного искусства, человеку, которого боготворят и ненавидят.
Его художественная галерея современного искусства в Москве, одна из первых частных галерей России, основана в ноябре 1990 года. Ее главной задачей стало «противодействие ретроградной, псевдопатриотической идеологии и распространение демократических и прогрессивных художественных идей и тенденций». В итоге для кого-то Гельман стал глотком свободы, а для кого-то – «красной тряпкой» (вспомним, в частности, приснопамятный скандал с запрещенными к вывозу работами «Синих носов» и выставкjq «Россия-2», которые якобы носили оскорбительный характер). Так или иначе, Гельман – безусловный авторитет в области современного изобразительного искусства. Ответ на вопрос о том, как Пермскому краю удалось «подписать» этого человека аж на три года, предельно прост. Натолкнувшись на «пермских богов», Гельман увидел простор для творчества, причем поддерживаемого финансово – другом сенатором Сергеем Гордеевым:
– Творческому человеку всегда нужен ключик. В моем случае ключиком стало посещение Пермской галереи. Второй момент, подтолкнувший меня к участию в этом проекте, – то, что после этой выставки три-четыре художника взойдут на художественный Олимп. Для художников выставка – это шанс быть понятыми и увиденными. Словом, попасть в более освещенное пространство. Получается, то, что мы делаем, войдет в историю искусств или что-то в ней поменяет. И это очень важно.
Концептуально «бедное искусство» противостоит главным искусам сегодняшнего дня: коммерции, гламуру и тому, что Гельман называет «превращением искусства в дизайн» – когда художник вместо того, чтобы служить вечности, начинает заниматься квартирами клиентов. Словом, обывательству.
По мнению Гельмана, с которым согласен и. о. министра культуры края Борис Мильграм, экспозиция станет событием не только пермской, но и общероссийской культурной жизни. И эти амбиции подтверждены большинством профессионалов: сразу после Перми выставка на два месяца едет в Русский музей. Дальше, после путешествия в Милан, выставка «остановится» на Винзаводе – самом популярном музее современного искусства Москвы. Пермяков же должно больше радовать, что после двухгодичных мытарств экспозиция вернется: «Все работы принадлежат Перми», – подчеркивает Гельман.
Но интересно даже другое. Верный своему принципу заниматься только тем, что попадет в историю искусства, Гельман рассчитывает не просто утвердить термин «бедное искусство», но и ввести его в мировой художественный контекст – как искусство, базирующееся в России (по аналогии с «поп-артом», который, несмотря на широкое распространение во всем мире, остается устойчиво связанным на ассоциативном уровне с Америкой). Сам Гельман уверен в том, что добьется этого и будет заниматься «бедным искусством» в любом случае. А вот примет ли участие Пермь в этом историческом процессе – покажет интерес к выставке «Русское бедное», открытие которой намечено на 19 сентября.
Сейчас ведутся переговоры о создании целой галереи современного искусства, которая бы не столько «работала на хранилище», сколько стала бы большим досугово-образовательным центром, привлекающим известных художников, и просто тусовочным местом для пермяков.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.