«Пермь? И чем же она знаменита?» – спросил меня новый московский друг. «Людьми» – не задумываясь ответила я. Да, Пермь полна легендарных имен. И это не пустые слова. Давайте взглянем на последние пятьдесят лет театральной жизни нашего города. Каждое десятилетие можно назвать эпохой. Каждое десятилетие Пермь освещала своя «звезда» – люди, ставшие живыми легендами, создавшие неповторимый стиль и вкус, воспитавшие целые поколения влюбленных в театр.
70-е: Новаторство «счастливого семилетия»
«Эпоха Боярчикова», «золотой век», «счастливое семилетие пермского балета» – так называют в нашем городе время, когда знаменитый балетмейстер Николай Николаевич Боярчиков восхищал и очаровывал пермскую публику.
Сам Боярчиков никогда не был танцовщиком или актером, но, даже оставаясь за кулисами, сумел стать настоящим кумиром для поколения пермяков, чья юность пришлась на 70-е годы. Боярчиков привил пермским зрителям любовь к классике: «Чудесный мандарин», «Слуга двух господ», «Три мушкетера», «Царь Борис», «Орфей и Эвридика», «Щелкунчик» – эти и другие постановки «пермского периода» творчества Боярчикова стали классикой мирового балета и принесли пермскому театру славу третьего балетного центра страны.
Главным в спектаклях Боярчикова всегда были герои и их чувства. Именно поэтому на сцене не должно быть ничего лишнего; самое важное – Его Величество Танец. Великий балетмейстер предложил свой путь в искусстве: танец-символ, выцепляющий главное в характерах персонажей, четкость и оригинальность режиссерского замысла, стилистическое единство и многоплановость сценического действа. Главная тема его балетов – поиски гармонии в дисгармоничном мире. Герой в спектаклях Боярчикова погружен в жизнь духа, в которой воплощается миропорядок Вселенной.
И все же имя мастера для нас прежде всего связано со «светлым гимном любви» Сергея Прокофьева. Постановка Боярчикова балета «Ромео и Джульетта» многими экспертами признана лучшей из всех когда-либо существовавших. Этот балет на протяжении тридцати лет очаровывал пермскую публику. А сегодня, обновленный, снова благодаря потрясающему хореографу и балетмейстеру, он заиграл на пермской сцене яркими красками. Возобновление спектакля – без сомнения, очень тонкий, деликатный процесс, и, как признаются в Пермском театре оперы и балета, замечательно, что постановкой старого-нового спектакля в прошедшем сезоне занимался именно Боярчиков. «Он вдохнул в спектакль новую жизнь, некое новое ощущение», – считает художественный руководитель театра оперы и балета Георгий Исаакян. Обновленный спектакль по своему хореографическому языку свеж, тонок, интеллектуален, органичен.
80-е: Возвращение классики
Пермскому театру драмы Иван Бобылёв отдал 35 лет, став в нем намного больше, чем главным режиссером и художественным руководителем. Иван Тимофеевич сплотил театр, создал яркую труппу, оригинальный репертуар. Именно при Бобылёве театр был удостоен звания академического.
Профессионалы и любители театра признают, что Иван Бобылёв обладает даром видеть душу человека в героях самых разных по своей стилистике произведений. Это помогает режиссеру находить неожиданные решения в творчестве. Тургенев, Булгаков, Горький, Толстой и Вампилов раскрываются в спектаклях Бобылева в совершенно новом свете.
Первая же постановка Ивана Бобылёва на пермской сцене в 1967 году, «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого, вызвала большой интерес как в Перми, так и в Москве во время гастролей театра. Писатель Виктор Астафьев назвал спектакль «волнующим, умным и сложным».
Последующие режиссёрские работы Бобылёва только умножали славу Перми театральной.
Благодарны выдающемуся режиссеру не только в Перми. Иван Тимофеевич нашел своего зрителя и в глубинке: в Частых, Большой Соснове, Чердыни, Ильинском. В 70—80-х годах в драматическом ставили спектакли, специально рассчитанные на малые сцены. Причем в города и села края «вывозилась» настоящая литература – Тургенев, Островский, Мольер.
Иван Тимофеевич – не только режиссёр, но и педагог, воспитавший не одно поколение пермских артистов. Бобылёв принимал непосредственное участие в создании и становлении Пермского института искусства и культуры, возглавлял кафедру театральной режиссуры, работал с первым актёрским экспериментальным курсом, максимально приближая учебный процесс к практике театра.
90-е: Свежий взгляд
Михаил Чуднов – один из самых (если не самый) запоминающихся актеров Перми. Только услышав его имя, пермские театралы замирают в предвкушении. «Ни на что не похож» – так в свое время характеризовали чудновский дар работавшие с ним режиссеры. Фантастическая энергетика и обаяние Чуднова не то что пьесу – даже обычное интервью превращают в моноспектакль. Этот актер обладает удивительным свойством: если ему подробно не рассказать о роли, которую он должен играть, он сочинит ее сам. А если эту роль ему разложить по полочкам, он все равно ее досочинит самостоятельно.
Одного случайно брошенного на Чуднова взгляда достаточно, чтобы понять: он выпадает из общего ряда, играя по большей части каких-то странных чудаков. Это артист, который довольно легко входит в игровое пространство. Он способен как полностью отстраниться от своего собственного «Я», так и, наоборот, приблизить к своему «Я».
Его жизнь можно разделить на три части. Первая – актерское признание в культовом в те времена театре «У Моста», который появился в Перми в 1988 году как хозрасчетный театр в ДК телефонного завода. Многие помнят, что «умостовцы» буквально взорвали театральную жизнь Перми яркими, нестандартными постановками классических авторов. Благодаря спектаклям по произведениям Гоголя, Булгакова, Достоевского театр прозвали мистическим. В театре «У Моста» Чуднов сыграл много разнообразных ролей, среди которых Зверь, Хома, Подсекальников, Гамлет…
Второй этап творчества Михаила Чуднова – участие в создании первого пермского негосударственного «Нового театра», что функционировал по принципу большинства антрепризных театров Европы. И третья – сегодняшняя – в академическом «Театре-Театре», где он только главные роли играет в половине репертуара.
Лихо взяв большую сцену, этот актер доказал, что способен играть крупно и заметно. Чуднов постоянно удивляет…
2000-е: Стереть границы
Он обладает удивительным талантом делать жемчужины мировой классики живыми и современными. Подлинный профессионализм, смелость художника, высокая сценическая культура, художественный вкус, огромная трудоспособность, неординарность подходов к музыкальной драматургии, философский склад мышления, образованность, интеллигентность, особое дарование творца – так можно продолжать долго, описывая звезду Пермского театра оперы и балета Георгия Георгиевича Исаакяна. Исаакян ставит спектакли глубокие, выразительные, творя их по законам красоты. Без ложной скромности можно сказать, что благодаря ему пермскую оперу и балет сегодня знают и любят во многих уголках мира.
Поистине полным сенсаций стал для оперного прошедший сезон: это и премьера оперы «Орфей», и гастрольный тур балетной труппы по Америке и Европе, и выступление оперной труппы в «Карнеги-холле», и юбилейный конкурс артистов балета «Арабеск». Несмотря на свою «академичность», театр живет, развивается и каждый раз удивляет своих почитателей новыми грандиозными проектами.
Сам Георгий Георгиевич признается, что он один из тех людей, за которыми работа охотится. Театр оперы и балета сегодня необыкновенно востребован – как некая часть культурного пейзажа и края, и России. А художественный руководитель продолжает ставить спектакли, участвовать в работе Союза театральных деятелей, в работе ассоциации Опера Европа.
Многочисленные награды для него неважны – «это уже какая-то прошлая жизнь, и она мало имеет отношения к сегодняшнему дню». Полученная награда или звание не может обеспечить актеру, режиссеру неприкосновенность. Он каждый день выходит на сцену, каждый день приходит на репетицию, он должен снова и снова подтверждать свой класс и проявлять себя с наилучшей стороны. «Самое страшное, что может быть, – это дискредитация своего же имени и потеря своей же репутации», – уверен Георгий Исаакян.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.