Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.08.2008
Мужчины, которым дарят цветы

«Пермь? И чем же она знаменита?» – спросил меня новый московский друг. «Людьми» – не задумываясь ответила  я. Да, Пермь полна легендарных имен. И это не пустые слова. Давайте взглянем на последние пятьдесят лет театральной жизни нашего города. Каждое десятилетие можно назвать эпохой. Каждое десятилетие Пермь освещала своя «звезда» – люди, ставшие живыми легендами, создавшие неповторимый стиль и вкус, воспитавшие целые поколения влюбленных в театр.


70-е: Новаторство «счастливого семилетия»
«Эпоха Боярчикова», «золотой век», «счастливое семилетие пермского балета» – так называют в нашем городе время, когда знаменитый балетмейстер Николай Николаевич Боярчиков восхищал и очаровывал пермскую публику.
Сам Боярчиков никогда не был танцовщиком или актером, но, даже оставаясь за кулисами, сумел стать настоящим кумиром для поколения пермяков, чья юность пришлась на 70-е годы. Боярчиков привил пермским зрителям любовь к классике: «Чудесный мандарин», «Слуга двух господ», «Три мушкетера», «Царь Борис», «Орфей и Эвридика», «Щелкунчик» – эти и другие постановки «пермского периода» творчества Боярчикова стали классикой мирового балета и принесли пермскому театру славу третьего балетного центра страны.
Главным в спектаклях Боярчикова всегда были герои и их чувства. Именно поэтому на сцене не должно быть ничего лишнего; самое важное – Его Величество Танец. Великий балетмейстер предложил свой путь в искусстве: танец-символ, выцепляющий главное в характерах персонажей, четкость и оригинальность режиссерского замысла, стилистическое единство и многоплановость сценического действа. Главная тема его балетов – поиски гармонии в дисгармоничном мире. Герой в спектаклях Боярчикова погружен в жизнь духа, в которой воплощается миропорядок Вселенной.
И все же имя мастера для нас прежде всего связано со «светлым гимном любви» Сергея Прокофьева. Постановка Боярчикова балета «Ромео и Джульетта» многими экспертами признана лучшей из всех когда-либо существовавших. Этот балет на протяжении тридцати лет очаровывал пермскую публику. А сегодня, обновленный, снова благодаря потрясающему хореографу и балетмейстеру, он заиграл на пермской сцене яркими красками. Возобновление спектакля – без сомнения, очень тонкий, деликатный процесс, и, как признаются в Пермском театре оперы и балета, замечательно, что постановкой старого-нового спектакля в прошедшем сезоне занимался именно Боярчиков. «Он вдохнул в спектакль новую жизнь, некое новое ощущение», – считает художественный руководитель театра оперы и балета Георгий Исаакян. Обновленный спектакль по своему хореографическому языку свеж, тонок, интеллектуален, органичен.

80-е: Возвращение классики
Пермскому театру драмы Иван Бобылёв отдал 35 лет, став в нем намного больше, чем главным режиссером и художественным руководителем. Иван Тимофеевич сплотил театр, создал яркую труппу, оригинальный репертуар. Именно при Бобылёве театр был удостоен звания академического.
Профессионалы и любители театра признают, что Иван Бобылёв обладает даром видеть душу человека в героях самых разных по своей стилистике произведений. Это помогает режиссеру находить неожиданные решения в творчестве. Тургенев, Булгаков, Горький, Толстой и Вампилов раскрываются в спектаклях Бобылева в совершенно новом свете.
Первая же постановка Ивана Бобылёва на пермской сцене в 1967 году, «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого, вызвала большой интерес как в Перми, так и в Москве во время гастролей театра. Писатель Виктор Астафьев назвал спектакль «волнующим, умным и сложным».
Последующие режиссёрские работы Бобылёва только умножали славу Перми театральной.
Благодарны выдающемуся режиссеру не только в Перми. Иван Тимофеевич нашел своего зрителя и в глубинке: в Частых, Большой Соснове, Чердыни, Ильинском. В 70—80-х годах в драматическом ставили спектакли, специально рассчитанные на малые сцены. Причем в города и села края «вывозилась» настоящая литература – Тургенев, Островский, Мольер.
Иван Тимофеевич – не только режиссёр, но и педагог, воспитавший не одно поколение пермских артистов. Бобылёв принимал непосредственное участие в создании и становлении Пермского института искусства и культуры, возглавлял кафедру театральной режиссуры, работал с первым актёрским экспериментальным курсом, максимально приближая учебный процесс к практике театра.

90-е: Свежий взгляд
Михаил Чуднов – один из самых (если не самый) запоминающихся актеров Перми. Только услышав его имя, пермские театралы замирают в предвкушении. «Ни на что не похож» – так в свое время характеризовали чудновский дар работавшие с ним режиссеры. Фантастическая энергетика и обаяние Чуднова не то что пьесу – даже обычное интервью превращают в моноспектакль. Этот актер обладает удивительным свойством: если ему подробно не рассказать о роли, которую он должен играть, он сочинит ее сам. А если эту роль ему разложить по полочкам, он все равно ее досочинит самостоятельно.
Одного случайно брошенного на Чуднова взгляда достаточно, чтобы понять: он выпадает из общего ряда, играя по большей части каких-то странных чудаков. Это артист, который довольно легко входит в игровое пространство. Он способен как полностью отстраниться от своего собственного «Я», так и, наоборот, приблизить к своему «Я».
Его жизнь можно разделить на три части. Первая – актерское признание в культовом в те времена театре «У Моста», который появился в Перми в 1988 году как хозрасчетный театр в ДК телефонного завода. Многие помнят, что «умостовцы» буквально взорвали театральную жизнь Перми яркими, нестандартными постановками классических авторов. Благодаря спектаклям по произведениям Гоголя, Булгакова, Достоевского театр прозвали мистическим. В театре «У Моста» Чуднов сыграл много разно­образных ролей, среди которых Зверь, Хома, Подсекальников, Гамлет…
Второй этап творчества Михаила Чуднова – участие в создании первого пермского негосударственного «Нового театра», что функционировал по принципу большинства антрепризных театров Европы. И третья – сегодняшняя – в академическом «Театре-Театре», где он только главные роли играет в половине репертуара.
Лихо взяв большую сцену, этот актер доказал, что способен играть крупно и заметно. Чуднов постоянно удивляет…

2000-е: Стереть границы
Он обладает удивительным талантом делать жемчужины мировой классики живыми и современными. Подлинный профессионализм, смелость художника, высокая сценическая культура, художественный вкус, огромная трудоспособность, неординарность подходов к музыкальной драматургии, философский склад мышления, образованность, интеллигентность, особое дарование творца – так можно продолжать долго, описывая звезду Пермского театра оперы и балета Георгия Георгиевича Исаакяна. Исаакян ставит спектакли глубокие, выразительные, творя их по законам красоты. Без ложной скромности можно сказать, что благодаря ему пермскую оперу и балет сегодня знают и любят во многих уголках мира.
Поистине полным сенсаций стал для оперного прошедший сезон: это и премьера оперы «Орфей», и гастрольный тур балетной труппы по Америке и Европе, и выступление оперной труппы в «Карнеги-холле», и юбилейный конкурс артистов балета «Арабеск». Несмотря на свою «академичность», театр живет, развивается и каждый раз удивляет своих почитателей новыми грандиозными проектами.
Сам Георгий Георгиевич признается, что он один из тех людей, за которыми работа охотится. Театр оперы и балета сегодня необыкновенно востребован – как некая часть культурного пейзажа и края, и России. А художественный руководитель продолжает ставить спектакли, участвовать в работе Союза театральных деятелей, в работе ассоциации Опера Европа.
Многочисленные награды для него неважны – «это уже какая-то прошлая жизнь, и она мало имеет отношения к сегодняшнему дню». Полученная награда или звание не может обеспечить актеру, режиссеру неприкосновенность. Он каждый день выходит на сцену, каждый день приходит на репетицию, он должен снова и снова подтверждать свой класс и проявлять себя с наилучшей стороны. «Самое страшное, что может быть, – это дискредитация своего же имени и потеря своей же репутации», – уверен Георгий Исаакян.

Подготовила Ирина Гулая.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.