Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.08.2008
Маэстро по фамилии Герштейн

Они наполнены событиями жизни друг друга. Сын, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Костромы, с радостью торопится в Пермь, в родительский дом, повидаться с отцом. Отец, преподаватель Пермского краевого колледжа искусств и культуры, всегда ждет телефонных звонков сына с рассказами о премьерах, гастролях, встречах. Приезжает на концерты в разные города страны, а иногда и Европы. Он всегда главный критик и доброжелательный аналитик.
Оба маэстро, Яков и Павел Герштейны, выпускники Пермского музыкального училища (ныне колледж), – личности творческие. А потому с ними всегда интересно.
Мы встретились за чашкой чая у меня дома. Дружески. Без церемоний. А разговор шел о серьезном: о музыке, о культуре, о жизни…


Пермские открытия
– Павел, что для вас значит Пермь?
– Город, где я родился, вырос, учился. Город с большими культурными традициями.

– Чем, на ваш взгляд, привлекательна музыкальная жизнь современной Перми?
– Насыщенностью событиями, активным развитием. Заметны фестивали: «Дягилевские сезоны», «Арабеск», «Волшебный смычок», «Фестиваль Сергея Стадлера». У каждого – свое лицо. Пермь имеет возможность приглашать гастролеров первой величины: и Мацуева, и Гиндина. Давние традиции, и те, что в годы войны оставил Петербург, на благодарной почве получают большое развитие.

– Приходилось ли вам, как дирижеру, общаться с пермяками творчески?
– Конечно. Например, с Дмитрием Волосниковым, дирижером московского театра «Новая опера». Два дирижера на сцене одновременно не бывают. Но я слышал в Костроме его спектакль «Любовный напиток» Доницетти, мне понравилось.
Павел Милюков, теперь студент Московской консерватории. Когда ему было 14 лет, и он учился у Татьяны Шевцовой в Перми, юный скрипач приезжал в Кострому и поразил всех своим талантом.
Дмитрий Батин – тоже открытие. В Нижегородской консерватории он был младше меня, учился как дирижер хора. То, что он сочиняет музыку, для меня откровение. Уже первое мое исполнение его хоровых партитур в Нижнем Новгороде прошло «на ура». Очень талантливый композитор, пишет откровенно и динамично. Такая музыка «цепляет» и дирижера, и публику. С хоровой капеллой Ярославской филармонии мы подготовили недавно мировую премьеру его цикла «Песни Гагаку» на стихи японских средневековых поэтов. Здесь хор a capella, солистка сопрано, флейта, арфа, чтец. Интересный, очень театральный синтез.
Я прочитал в пермской газете «Новости культуры» про скрипачку Лену Корженевич, про московскую оперную певицу Елену Максимову. У меня даже родилась идея цикла «Дорогие мои земляки».
Кстати, я считаю, что такой газетой, как «Новости культуры», могут гордиться даже крупные европейские центры. Основательна, демократична, полноцветна. Впечатляет то, что это еженедельник! Даже в Европе я такого не встречал. В Лондоне, к примеру, специальные журналы выходят с периодичностью раз в 1—2 месяца.

Феномен Костромы
 В этот город маэстро Герштейн-младший приехал в октябре 1999 года. Создавал симфонический оркестр почти с нуля, имея, правда, уже приличный опыт. Еще студентом консерватории в Нижнем организовал вокальный квартет «Канон» смешанного состава, где сам пел партию баса. Ансамбль исполнял старинную европейскую духовную музыку, которую не раз с успехом принимала публика в Швейцарии. Потом под его руководством возник нижегородский молодежный «Фестиваль-оркестр».
Симфонический оркестр в Костроме во главе с Павлом Герштейном в этом году вступает в 10-й, юбилейный сезон. В течение года оркестр обычно готовит около 30 концертных программ, это примерно 100 произведений. Почти всегда – аншлаг. В зале много молодежи, людей немузыкальных специальностей.
На вопрос – в чем феномен слушательского интереса? – успешный современный дирижер ответил коротко: «Любить свою работу и работать качественно».
…Понятно, что изначально надо поднять оркестр до такого уровня, чтобы с ним хотели бы солировать музыканты экстра-класса. Должен быть интересный репертуар, четко организованное продюсирование. Кстати, большинство организационных вопросов как на международном уровне, так и в городе маэстро решает сам. Заботится об анонсах, о том, чтобы предварить звучание интересным комментарием музыковеда. Публику в Костроме Павел Герштейн уже воспитал…
– Какие события и встречи для вас особенно дороги?
– В предыдущем сезоне у нас было четыре проекта с Александром Князевым, лучшим виолончелистом современности. Не забуду и величайшего пианиста мира Бориса Березовского. Ему, по-моему, без разницы, на каком рояле играть. У него зазвучит даже подоконник! А в завершение сезона Второй фортепианный концерт Рахманинова исполнял солист Московской филармонии Сергей Тарасов, ученик знаменитого Льва Наумова. Белый зал Дворянского собрания, где когда-то пел Шаляпин, был переполнен, разве что на люстрах не висели. И столько же людей осталось на улице: мы побоялись, как бы не рухнули перекрытия.
Новый сезон откроем юбилейным вечером в честь 85-летия Исаака Шварца, более широко известного как автора киномузыки. У него есть уникальный 7-частный концерт для оркестра «Желтые звезды», посвященный жертвам Холокоста, трагедии еврейского народа. Я давно «заболел» этой музыкой, у меня – одна из четырех изданных партитур. Право на исполнение – только у Спивакова. И вот теперь автор разрешил мне быть вторым. В концерте прозвучит также сюита из балета И. Шварца «Накануне» по Тургеневу и музыка из кинофильма «Мелодии белой ночи».

«Ангелохранительство»
У него, маэстро Герштейна-младшего, были замечательные учителя. В Перми – Лариса Шиврина в ДМШ № 1, прекрасный хоровой дирижер Александра Рогова и ее дочь Татьяна Бойко (фортепиано) – в музыкальном училище. В Нижнем – профессор Виктор Куржавский, увидевший в нем именно симфонического дирижера. Владимир Бусыгин, направлявший его в сферу вокала и воспитывавший особый артистический посыл: «На лице не должно быть «мук творчества». На сцену надо выходить с ощущением, ты «весь в белом и на белом коне». В аспирантуре в Новосибирске – выдающийся отечественный дирижер симфонист Арнольд Кац. Косвенно – многие знаменитые музыканты, например создатель Московского хорового театра Борис Певзнер.
И все же главное место в этом ряду – у отца, маэстро Герштейна старшего. «Самый близкий мой человек, – говорит сын, и голос его теплеет. – Мы – единое целое. Это своего рода „ангелохранительство“ друг друга. Он – мой главный критик. Даже если всем нравится, он „разбомбит“. Правда, тут же будет меня другим людям хвалить. Любим вместе просматривать записи моих концертов и анализировать».
– А вы помните его как дирижера?

– Безусловно. В детстве папа брал меня на репетиции. И хотя я в основном ползал под роялем, мимо ушей ничего не проходило. Концерты – рапорты съездам, бесконечные кантаты про Ленина, про партию. Живший тогда в Перми Терпиловский написал специально для хора папы «Оду Родине», которую академический смешанный хор ДК профтех­образования пел «на ура» на конкурсе коллективов Урала, Сибири и Дальнего Востока. И в Европу они выезжали. Когда я повзрослел, понял, что у него в хоре всегда была высокая вокальная культура. Будучи студентом, и я руководил в Перми хором ПТУ. На одном из конкурсов 1-е место получил объединенный хор папы, 2-е не присуждали, а 3-е дали мне.
– Хоровое пение для меня – жизнь. Я считаю его величайшим из искусств, хотя и симфонии очень люблю, – теперь уже к разговору подключился отец, до того внимательно слушавший сына. – Хор открыл мне духовную музыку. А вообще, иметь и воспитать свой коллектив – огромное счастье. До сих пор кто-то мне звонит, приходит. Общаться с молодыми интересно. Я с удовольствием занимаюсь педагогической работой со студентами в колледже искусств и культуры.

– Какие чувства вы испытываете на концертах младшего маэстро?
– Слушаю, затаив дыхание, переживаю. Но оркестр у него очень качественно играет. Когда все же потом делаю замечания, не обижается. Хотя и парирует. Он так вырос – теперь многому мне надо у него учиться…

«Дирижировать – значит излучать…»
– В чем магия профессии дирижера? – обращаюсь к обоим. Инициативу захватывает младший.
– Это искусство – суметь в данный момент так художественно заинтересовать, захватить зрителя и слушателя, чтобы он забыл обо всем и попал в звучание твоей струны. Помнится, Геннадий Рождественский говорил: «Дирижирование – это излучение. И глазами, и затылком, и спиной». Таким магом был Евгений Колобов. Он мог на репетиции 4 часа говорить «за жизнь». Оркестр не издавал ни одной ноты. А вечером музыканты играли так, что публика плакала, а артисты готовы были, как заколдованные, идти за ним. Здесь порой и качество отступает на второй план, но концертная аура всегда победит рафинированный, отточенный монтаж фирменного диска.

– Важна ли для дирижера амбициозность?
– Думаю, что да. Без творческих амбиций в нашей профессии нельзя. Это – позитив. И это ощущение важно для оркестрантов. Дирижирование симфоническим оркестром – вроде бы коллективное творчество. В то же время дирижер, как любой художник, по сути, одиночка. С инстинктом постоянного «поедания» себя и других. И когда в зале Московской консерватории мне кричат «Браво, Герштейн!», это значит – «Браво, оркестр!»

– Какие процессы заметны в концертной жизни России?
– Колоссальное движение. Прогресс. Но мы все бездарно экспортировали на Запад. Плачевное состояние с отношением к профессии. В консерваториях практически нет конкурсов. Будущее вижу в талантливых детях. Оркестрам нужны кадры.
Что касается репертуара, у нас мало играют современную музыку. Особенно в столице. Видимо, не хотят терять публику. Думаю, надо сочетать более известные сочинения и новые. Я, например, в сентябре планирую исполнить в Костроме Скрипичный концерт Глазунова, который в собственном переложении для виолончели будет играть Сергей Суворов из Германии, правнук Кнушевицкого. Интересная тембровая модификация. Во втором отделении, тоже в виолончельном варианте, прозвучит Концерт для альта Пендерецкого. Уже ХХ век. Авангард. Предложи такую программу в другой город, вряд ли возьмут.

– В Европе не так?
– Там другая ситуация. Из журналов, например, можно узнать, что наряду с популярной классикой всегда звучит что-то новое. Даже ХХI век. Если публике не нравится ультра-модерн, можно выйти, погулять и вернуться к следующему произведению. Правда, от дирижера в Европе не все зависит. В оркестре есть директор, попечительский совет, совет спонсоров и т.д. Дирижер – наемный артист, он занимается только музыкой. У нас же дирижер – в первую очередь менеджер. В то же время он главный руководитель, определяющий репертуарную политику.

– Какую публику вы любите?
– Ту, которая любит меня.

– Главный ваш проект в минувшем сезоне?
– «Тенора ХХI века». Восемь лучших солистов российской оперы в ансамблях, соло и даже в песнях с моим оркестром. И я с ними спел «Журавлей» для ветеранов.

– Есть ли крылатая фраза, концентрирующая ваше понимание профессии?
– Да, это заповедь моего учителя Арнольда Каца: «Дирижер должен мучиться!»

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.