Первым учителем в «Арт-школе», что открылась в минувшее воскресенье в cквере Уральских добровольцев, стал художник Валерий Бендер. Главной героиней урока – пастель. Свободно раздаваемые сотрудниками галереи «Союз-Арт» мольберты и краски собрали немало желающих порисовать на открытом воздухе. Валерию Бендеру выпала честь открывать первую сессию «Арт-школы», которая отныне будет проходить каждое воскресенье с 16.00 до 18.00 в сквере Уральских добровольцев. Художник, только что вернувшийся из отпуска, не ожидал, что мастер-класс будет проходить не в студии, а на открытом воздухе. Однако, посмотрев на тучи, философски рассудил, что дождь наглядно покажет, почему пастель боится влаги. Несмотря на это, первый блин комом не вышел: Бендер успевал рисовать, объяснять, отвечать на вопросы и шутить (чтобы быть хорошим художником, нужно не бояться и иметь плохое зрение!). К тому же дождь так и не начался. Словом, посещение «Арт-школы» можно рекомендовать всем желающим продлить себе лето, узнать что-то новое и просто потусоваться в кругу креативных людей. Только не следует забывать одеться потеплее – все-таки это два часа на открытом воздухе, а нынешний август жарой не балует.
Зачем художнику туалетная бумага
Слово «пастель» произошло от латинского слова «паста» – «тесто», именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель действительно похожа на мел, однако она лучше ложится на бумагу. Штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела и других компонентов (причем часто пастель производят вручную).
Прежде чем приступить к уроку, Валерий Бендер продемонстрировал разные виды пастели – квадратную (она более жесткая) и продолговатую (более мягкую).
– В продаже есть много чего: например, отличная итальянская пастель – но она очень сильно бьет по финансам. Шикарная московская пастель, чей единственный минус – чрезмерная хрупкость (часто ломается). Хороша подольская пастель, продающаяся в стандартных наборах. Однако со временем у художника вырабатывается своя гамма: для пейзажа – одна, для портрета – другая.
Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. При всех своих достоинствах она имеет один недостаток – очень легко осыпается, поэтому работы, выполненные пастелью, необходимо закреплять специальными фиксаторами или прятать под стекло в подходящую раму или паспарту (однако нынче под стеклом приходится хранить практически все, в том числе картины, написанные маслом).
– Пастель – один из самых интересных видов краски: ей можно работать как «жестко» – накладывать мазки штрихами, так и очень тоненько – растирать тона и полутона так, чтобы просвечивала бумага. Пастелью можно рисовать картины, которых не отличишь от фотографии, и делать самые мудреные символические работы. Масло работает от темного к светлому, акварель – от светлого к темному. Пастель можно использовать и так и эдак. Работать пальцами, руками, мокрыми и сухими кистями.
Признавшись в том, что не умеет пользоваться масляной пастелью, а предпочитает сухую, художник открыл два профессиональных секрета: во-первых, не надо – как в кино – складывать кусочки пастели на одну подставку: они пачкаются друг от друга и теряют чистоту цвета (и уже оттенки серого друг от друга не отличишь), а во-вторых – при растушевке надо активнее пользоваться туалетной бумагой (лучше жесткой) – получается гораздо нежнее, чем пальцем или кистью.
Взлеты и падения
История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. Возникновение техники пастели относят ко второй половине XV века. Кто изобрел этот род живописи – неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи. Словарь Брокгауза и Эфрона упоминает, что в луврской галерее хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (сангина, сепия, соус – та же пастель). В России пастельный портрет появился в годы царствования Елизаветы Петровны. Художники-романтики ценили легкое свободное исполнение, импровизацию, острые, метко схваченные образы, поэтому пастель с ее интенсивностью красок, богатством выразительных средств стала любимой техникой многих портретистов первой четверти XIX века. В 60-е годы XIX столетия в России пастель практически исчезает из художественного обихода. В русском изобразительном искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм. Хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом. Считается, что в конце XIX века техника пастели переживает второе рождение: расширяется тематика работ, появляются новые творческие решения и индивидуальные стили письма.
Превосходным мастером пастели был И. Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось сложное цветовое решение композиции именно в технике пастели.
Рубеж XIX–XX веков – эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели, соединяющая в себе живописные и графические возможности – легкость и беглость рисунка с богатым колоритом, не только не уступающим, а подчас превосходящим возможности масляной живописи, – становится любимой техникой в портретном жанре. Особенно часто к пастельной графике обращались художники эпохи романтизма, в том числе такие блестящие русские портретисты, как Кипренский и Венецианов. В конце XIX – начале XX века к технике пастели нередко прибегали художники из объединения «Мир искусства», среди них Борисов-Мусатов, Бенуа, Сомов, Добужинский и другие. Техника пастели получала у этих мастеров символическое толкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.
Но при всём великолепии и парадного, и камерного пастельного портрета того времени в других жанрах пастель использовалась не столь уж и часто. Да, пастель часто использовалась для эскизов, набросков, но не для «полноценных» картин – причиной тому был прежде всего миф о недолговечности пастели.
Новые технологии изготовления пастельных красок, появившиеся в XX веке, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.
Так, например, собрание графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи насчитывает около 800 пастелей, первые из которых были приобретены еще Павлом Третьяковым.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.