Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
09.08.2008
Уроки рисования

Первым учителем в «Арт-школе», что открылась в минувшее воскресенье в cквере Уральских добровольцев, стал художник Валерий Бендер. Главной героиней урока – пастель. Свободно раздаваемые сотрудниками галереи «Союз-Арт» мольберты и краски собрали немало желающих порисовать на открытом воздухе. Валерию Бендеру выпала честь открывать первую сессию «Арт-школы», которая отныне будет проходить каждое воскресенье с 16.00 до 18.00 в сквере Уральских добровольцев. Художник, только что вернувшийся из отпуска, не ожидал, что мастер-класс будет проходить не в студии, а на открытом воздухе. Однако, посмотрев на тучи, философски рассудил, что дождь наглядно покажет, почему пастель боится влаги. Несмотря на это, первый блин комом не вышел: Бендер успевал рисовать, объяснять, отвечать на вопросы и шутить (чтобы быть хорошим художником, нужно не бояться и иметь плохое зрение!). К тому же дождь так и не начался. Словом, посещение «Арт-школы» можно рекомендовать всем желающим продлить себе лето, узнать что-то новое и просто потусоваться в кругу креативных людей. Только не следует забывать одеться потеплее – все-таки это два часа на открытом воздухе, а нынешний август жарой не балует.


Зачем художнику туалетная бумага
Слово «пастель» произошло от латинского слова «паста» – «тесто», именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель действительно похожа на мел, однако она лучше ложится на бумагу. Штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела и других компонентов (причем часто пастель производят вручную).
Прежде чем приступить к уроку, Валерий Бендер продемонстрировал разные виды пастели – квадратную (она более жесткая) и продолговатую (более мягкую).
– В продаже есть много чего: например, отличная итальянская пастель – но она очень сильно бьет по финансам. Шикарная московская пастель, чей единственный минус – чрезмерная хрупкость (часто ломается). Хороша подольская пастель, продающаяся в стандартных наборах. Однако со временем у художника вырабатывается своя гамма: для пейзажа – одна, для портрета – другая.
Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. При всех своих достоинствах она имеет один недостаток – очень легко осыпается, поэтому работы, выполненные пастелью, необходимо закреплять специальными фиксаторами или прятать под стекло в подходящую раму или паспарту (однако нынче под стеклом приходится хранить практически все, в том числе картины, написанные маслом).
– Пастель – один из самых интересных видов краски: ей можно работать как «жестко» – накладывать мазки штрихами, так и очень тоненько – растирать тона и полутона так, чтобы просвечивала бумага. Пастелью можно рисовать картины, которых не отличишь от фотографии, и делать самые мудреные символические работы. Масло работает от темного к светлому, акварель – от светлого к темному. Пастель можно использовать и так и эдак. Работать пальцами, руками, мокрыми и сухими кистями.
Признавшись в том, что не умеет пользоваться масляной пастелью, а предпочитает сухую, художник открыл два профессиональных секрета: во-первых, не надо – как в кино – складывать кусочки пастели на одну подставку: они пачкаются друг от друга и теряют чистоту цвета (и уже оттенки серого друг от друга не отличишь), а во-вторых – при растушевке надо активнее пользоваться туалетной бумагой (лучше жесткой) – получается гораздо нежнее, чем пальцем или кистью.

Взлеты и падения
История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. Возникновение техники пастели относят ко второй половине XV века. Кто изобрел этот род живописи – неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи. Словарь Брокгауза и Эфрона упоминает, что в луврской галерее хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (сангина, сепия, соус – та же пастель).
 В России пастельный портрет появился в годы царствования Елизаветы Петровны. Художники-романтики ценили легкое свободное исполнение, импровизацию, острые, метко схваченные образы, поэтому пастель с ее интенсивностью красок, богатством выразительных средств стала любимой техникой многих портретистов первой четверти XIX века.
 В 60-е годы XIX столетия в России пастель практически исчезает из художественного обихода. В русском изобразительном искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм. Хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом. Считается, что в конце XIX века техника пастели переживает второе рождение: расширяется тематика работ, появляются новые творческие решения и индивидуальные стили письма.
Превосходным мастером пастели был И. Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось сложное цветовое решение композиции именно в технике пастели.
Рубеж XIX–XX веков – эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели, соединяющая в себе живописные и графические возможности – легкость и беглость рисунка с богатым колоритом, не только не уступающим, а подчас превосходящим возможности масляной живописи, – становится любимой техникой в портретном жанре. Особенно часто к пастельной графике обращались художники эпохи романтизма, в том числе такие блестящие русские портретисты, как Кипренский и Венецианов.
 В конце XIX – начале XX века к технике пастели нередко прибегали художники из объединения «Мир искусства», среди них Борисов-Мусатов, Бенуа, Сомов, Добужинский и другие. Техника пастели получала у этих мастеров символическое толкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.
Но при всём великолепии и парадного, и камерного пастельного портрета того времени в других жанрах пастель использовалась не столь уж и часто. Да, пастель часто использовалась для эскизов, набросков, но не для «полноценных» картин – причиной тому был прежде всего миф о недолговечности пастели.
Новые технологии изготовления пастельных красок, появившиеся в XX веке, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.
Так, например, собрание графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи насчитывает около 800 пастелей, первые из которых были приобретены еще Павлом Третьяковым.

Подготовила Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.