Согласно немецким сказаниям виллисы – это невесты, умершие до свадьбы. Гейне писал, что «несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится. Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво».
История о крестьянской девушке, погибшей из-за легкомыслия титулованного возлюбленного, но спасшей его от проклятия виллис, присутствует в репертуаре каждого уважающего себя балетного театра. Пермский театр – не исключение. «Жизель» является жемчужиной балетного репертуара. Однако ныне балет потерял свои яркие краски и уже несколько лет настойчиво требует реставрации, дабы быть достойным бессмертной музыки. Об обновлении «Жизели» давно мечтали и руководители театра, и балетоманы. Поэтому новость о том, что в следующем сезоне состоится премьера отреставрированного балета, стала одной из самых долгожданных. Что ж, самое время вспомнить, как все начиналось…
Этот балет на музыку А. Адана в хореографии Коралли и Перро родился на сцене Гранд Опера в 1841 году. Примой была Карлотта Гризи, «танцевавшая с совершенством, легкостью, свободой, с трогательной и чистой негой, которые поставили ее в первый ряд, между Эльслер и Тальони…» Уже в1842 году А. Титюс перенес «Жизель» на сцену Мариинского (в то время – Большого) театра в Санкт-Петербурге. Причем несмотря на то, что спектакль шел под присмотром одного из его создателей – Ж. Перро, в Санкт-Петербурге французская постановка потеряла пышность, приобрела камерное звучание, ставшее ныне классическим. Петипа организовал фундаментальное возрождение «Жизели» в 1884 году для балерины Марии Горшенковой, но сделал последние штрихи к постановке для дебюта Анны Павловой в 1899 году. Заключительная работа Петипа над «Жизелью» была записана нотами в хореографическом примечании Степанова на границе двадцатого столетия и сегодня проведена как часть известного Сергеевского собрания театральной библиотеки университета Гарварда.
«Жизель» исчезла из репертуара старой Парижской оперы в 1867 году и не возвращалась на западную сцену, пока не была представлена русским балетом в 1910 году. Когда Сергей Дягилев в рамках «Русских сезонов» показал «Жизель», французы были поражены. Балет вернулся не только на сцену Гранд Опера в этом русском варианте, он стал достоянием почти всех лучших театров мира.
Естественно, исполнители разных поколений привносили в него свои детали – как в хореографию, так и в толкование образов, во внешний облик героев. Тем более роль Жизели – одна из самых популярных в балете, так как она требует и технического совершенства, и выдающегося изящества, и лиризма, а также большого драматического навыка. Все-таки образ Жизели эволюционирует от наивной деревенской девушки до потустороннего влюбленного существа. Русской Жизелью, символом русского балета стала Наталья Бессмертнова, несколько лет назад ушедшая из жизни. Но танцевали эту роль в свое время все легенды танца: Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Алисия Маркова, Алисия Алонсо, Берилл Голдвин, Антуанетта Сибли, Марго Фонтейн, Наталия Макарова, Екатерина Максимова, Карла Фракки, Алтинай Азилмератова, Алессандра Ферри, Диана Вишнева и Алина Коджокару. В роли Альбрехта побывали Вацлав Нижинский и Рудольф Нуриев. Нынешний молодой премьер пермского балета Роберт Габдуллин называет роль Альбрехта своей любимой.
А пермячкам удивительно удается образ Жизели, и не только на нашей сцене. Можно вспомнить постановку «Жизели» в «Кремлевском балете» в 2003 году – главную роль получила Наталья Балахничева. Она попала в «Кремлевский балет» после Пермского хореографического училища – с налетом неизбежной робкой провинциальности и мечтами о карьере Надежды Павловой, из Перми завоевавшей Большой балет и добившейся триумфа именно в роли обманутой крестьянки.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.