Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
28.07.2008
Призрак Жизели

Согласно немецким сказаниям виллисы – это невесты, умершие до свадьбы. Гейне писал, что «несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится. Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво».


История о крестьянской девушке, погибшей из-за легкомыслия титулованного возлюбленного, но спасшей его от проклятия виллис, присутствует в репертуаре каждого уважающего себя балетного театра. Пермский театр – не исключение. «Жизель» является жемчужиной балетного репертуара. Однако ныне балет потерял свои яркие краски и уже несколько лет настойчиво требует реставрации, дабы быть достойным бессмертной музыки. Об обновлении «Жизели» давно мечтали и руководители театра, и балетоманы. Поэтому новость о том, что в следующем сезоне состоится премьера отреставрированного балета, стала одной из самых долгожданных. Что ж, самое время вспомнить, как все начиналось…
Этот балет на музыку А. Адана в хореографии Коралли и Перро родился на сцене Гранд Опера в 1841 году. Примой была Карлотта Гризи, «танцевавшая с совершенством, легкостью, свободой, с трогательной и чистой негой, которые поставили ее в первый ряд, между Эльслер и Тальони…» Уже в1842 году А. Титюс перенес «Жизель» на сцену Мариинского (в то время – Большого) театра в Санкт-Петербурге. Причем несмотря на то, что спектакль шел под присмотром одного из его создателей – Ж. Перро, в Санкт-Петербурге французская постановка потеряла пышность, приобрела камерное звучание, ставшее ныне классическим. Петипа организовал фундаментальное возрождение «Жизели» в 1884 году для балерины Марии Горшенковой, но сделал последние штрихи к постановке для дебюта Анны Павловой в 1899 году. Заключительная работа Петипа над «Жизелью» была записана нотами в хореографическом примечании Степанова на границе двадцатого столетия и сегодня проведена как часть известного Сергеевского собрания театральной библиотеки университета Гарварда.
«Жизель» исчезла из репертуара старой Парижской оперы в 1867 году и не возвращалась на западную сцену, пока не была представлена русским балетом в 1910 году. Когда Сергей Дягилев в рамках «Русских сезонов» показал «Жизель», французы были поражены. Балет вернулся не только на сцену Гранд Опера в этом русском варианте, он стал достоянием почти всех лучших театров мира.
Естественно, исполнители разных поколений привносили в него свои детали – как в хореографию, так и в толкование образов, во внешний облик героев. Тем более роль Жизели – одна из самых популярных в балете, так как она требует и технического совершенства, и выдающегося изящества, и лиризма, а также большого драматического навыка. Все-таки образ Жизели эволюционирует от наив­ной деревенской девушки до потустороннего влюбленного существа. Русской Жизелью, символом русского балета стала Наталья Бессмертнова, несколько лет назад ушедшая из жизни. Но танцевали эту роль в свое время все легенды танца: Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Алисия Маркова, Алисия Алонсо, Берилл Голдвин, Антуанетта Сибли, Марго Фонтейн, Наталия Макарова, Екатерина Максимова, Карла Фракки, Алтинай Азилмератова, Алессандра Ферри, Диана Вишнева и Алина Коджокару. В роли Альбрехта побывали Вацлав Нижинский и Рудольф Нуриев. Нынешний молодой премьер пермского балета Роберт Габдуллин называет роль Альбрехта своей любимой.
А пермячкам удивительно удается образ Жизели, и не только на нашей сцене. Можно вспомнить постановку «Жизели» в «Кремлевском балете» в 2003 году – главную роль получила Наталья Балахничева. Она попала в «Кремлевский балет» после Пермского хореографического училища – с налетом неизбежной робкой провинциальности и мечтами о карьере Надежды Павловой, из Перми завоевавшей Большой балет и добившейся триумфа именно в роли обманутой крестьянки.

Подготовила Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.