Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
21.07.2008
Дело Отелло

Пермский театр оперы и балета готовится открыть следующей сезон премьерой «Отелло» Дж. Верди (сначала в концертном исполнении, а затем – спектаклем). Во всем мире Джузеппе Верди остается одним из самых шлягерных композиторов, а «Отелло» – одним из самых сильных и сложных произведений, оставляющих богатый простор для всевозможных трактовок. Долгое время был популярен «Отелло» как зеркало трагедии русской интеллигенции, не со злобы, а по доверчивости губящей самое дорогое в жизни. Видели мы и Отелло-дикаря, благородного, но глуповатого. В новейшее время интерпретации «Отелло» как, впрочем, и любое новое прочтение классики, кардинально меняют акценты трагедии: то центральной фигурой становится Яго, чьи наигнуснейшие поступки оправдываются мотивами личного несчастья, то объектом любви Отелло становится не Дездемона, а Яго.


Бессмертная пьеса Шекспира впервые была поставлена в лондонском дворце Уайтхолл. В XIX веке роль Отелло сыграл великий английский трагик Эдмунд Кин (сам ставший впоследствии персонажем пьесы Ж.-П. Сартра), а в XX веке – сам сэр Лоуренс Оливье, который долго искал походку мавра и гримировался по три часа. Сначала его тело покрывали специальным составом, затем накладывали черную краску, которую потом еще раз «полировали» другим составом. Так добивались естественного блеска черной кожи. Но это еще не все. Ладони и пятки артиста красили розовым цветом, подкрашивали язык, а в глаза капали специальные капли, которые придавали белкам особенно яркий оттенок.
 В Италии ролью несчастного мавра прославился Томмазо Сальвини, а самым знаменитым «русским» Отелло стал Александр Остужев из Малого театра, с успехом игравший мавра, что называется, до пенсии. Много позже «Отелло» добрался и до балетных подмостков – на сценах многих театров мира его партию в спектакле «Венецианский мавр» исполнял острохарактерный грузинский танцовщик Вахтанг Чабукиани.
Вторую жизнь в «Отелло» вдохнул Верди, сделавший мавра в конце XIX века героем оперной сцены. Великий композитор написал произведение за несколько лет до смерти, и многие считают именно «Отелло» вершиной творчества Верди. Премьера 5 февраля 1887 года в Милане вылилась в подлинный триумф итальянского национального искусства. Кстати, опера могла бы и вовсе не появиться на свет: изначально Верди отказался работать по наброскам либреттиста А. Бойто. Однако последний, преклонявшийся перед гением Верди и мечтавший о сотрудничестве с ним, упорно настаивал и вскоре принес законченное либретто. Лишь в начале 1881 года Верди принялся за сочинение оперы, которое растянулось на долгий срок. Композитор стремился создать произведение, не уступающее своему литературному первоисточнику. Шекспир был его самым любимым писателем. И стремясь быть его достойным, Верди зачастую прекращал работу над «шекспировскими» операми, не будучи довольным собственной музыкой: опера «Макбет» пролежала у него «в столе» почти 20 лет; а «Короля Лира» он уничтожил после многолетней работы, частично использовав музыку в других произведениях. Свою единственную комедию (по «Фальстафу») Верди создал, когда ему было под восемьдесят – вслед за «Отелло», в котором шекспировский сюжет подвергся существенным изменениям. Композитор сконцентрировал действие вокруг вражды Отелло и Яго, убрав второстепенные линии. В итоге большая четырехактная опера стала одним из самых камерных сочинений Верди, где массовые сцены едва-едва «прикрывают» трагедию утрированных главных героев. Таких монологов и речитативов оперная история не знала – «Отелло» аккумулировал энергию страсти, доведя каждый полутон до предела. Здесь фатальные обстоятельства следуют друг за другом, не оставляя зрителю времени на передышку: герой побеждает заодно с врагами могучую стихию; злодей наделяется жуткими мефистофельскими чертами; соседствуют исступленная ярость и молитвенный экстаз…
Лучшим Отелло до сих пор считается Марио дель Монако, выступавший в Ла Скала в 50—60-е годы. В середине 80-х пальму первенства у него перехватил Пласидо Доминго, успевший записать несколько версий спектакля со своим участием на CD и видеоносителях. Однажды Доминго во время исполнения Отелло в Ла Скала стало настолько плохо, что концерт был прерван на 30 минут. Однако после этого тенор все равно вышел и допел партию – к радости публики и неудовольствию врачей.
 В нашей стране оперу поставили впервые лишь в конце 70-х, когда на советской сцене появился американский гастролер Джеймс Кинг, а первыми «советскими» Отелло стали Владимир Атлантов и Зураб Соткилава.

Подготовила Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.