Тот, кто минувшим субботним вечерком не побоялся внезапного ливня, не пошел поболеть за «Амкар», не уехал на дачу и прочие моря, а променял все вышеперечисленные радости на пятичасовое действо под названием «Пат-рок», сумел ухватить львиную порцию лета, драйва и искреннего рок-н-ролла.
Сто процентов действа
Фестивали, подобные «Пат-року», словно доказывают правдивость тезиса о том, что рок-музыканты – это, по сути, обыкновенные люди, прохожие и соседи, которые просто умеют играть на гитаре, барабанах, и т.д. В какой-то момент они собираются в группы, выходят на сцену, чтобы поделиться своими чувствами и ощущениями. Без прикрас в виде неоправданно пафосного пиара и «фанеры». Это как раз тот случай, когда высвечивается главное в русском роке (где «кто в лес, кто по дрова») – живая коммуникация и общение, причем в самой своей демократичной форме. Общения на минувшем «Пат-роке» было более чем достаточно. Как и неожиданных трудностей: в час начала концерта полетело важное оборудование, да к тому же в последний момент по техническим причинам отказались от выступления «Враг Врага». В результате в первой четверти фестиваля боролись с плохо отлаженным звуком, собственным волнением и отсутствием опыта выступлений на больших площадках молодые ребята из «M-System» и «Боли.net». Затем на сцене появились более мастеровитые «ASKатели приключений», «Blues-собеседник» и «Парк Пермского Периода».
Единственное, что удивляло некоторых журналистов и гостей из Петербурга (о них чуть ниже), – практически полное отсутствие рекламы фестиваля на улицах. А жаль: приди сюда и иной слушатель, он непременно мог бы сделать для себя маленькие личностные открытия. Вторым минусом был уже упоминавшийся звук: рок, тем более русский, – не опера: без четкого понимания текстов он теряет свой стержень.
Публика, заполнившая зал ДК Молодежи, состояла в основном из завсегдатаев тусовки и студентов Пермского авиационного техникума – здешние «ASKатели приключений», видно, устав от традиции нынешних музыкантов жаловаться на отсутствие помощи, сами организуют и выступают уже четыре года в рамках «Пат-рока». Тут надо оговориться: это именно тот случай, когда планомерная работа и усердие на управленческом фронте способствуют творческому росту. Нынче к фестивалю подключился комитет по молодежной политике администрации города, предоставив возможность молодым музыкантам выступить на большой площадке Дворца культуры и пригласить известного российского исполнителя.
И этот плюс в виде хэдлайнера с лихвой перекрыл все недочеты – с полуторачасовым сетом выступила группа «Разные люди» со своим фронтмэном Александром Чернецким. Группа, без всяких натяжек, легендарная, вложившая немало в создание того самого русского рока во времена преследования не только самих рок-музыкантов, но и рок-слушателей. Словом, группа, состоящая из людей искренних и отчаянных. Доказавших, что проблемы рок-музыки не в плохом звуке и отсутствии денег, а в конформизме, излишней гибкости и, в конечном счете, бесхребетности. Что ж, тем ценнее для молодых пермских ребят стал опыт «Пат-рока»: появиться в одном концерте с легендой.
Общее дело разных людей Даже Первый канал и Андрей Малахов («Пусть говорят»), которые как никто далеки от темы рок-н-ролла, в этом январе заинтересовались персоной Александра Чернецкого, ибо его судьба – и даже не музыкальная, а человеческая – по-настоящему уникальна.
Александр Чернецкий начал свою музыкальную карьеру в советском Харькове ярым «антисоветским» рок-н-роллом (выступая с Павлом Михайленко, Олегом Клименко и Алексеем Сечкиным). В 1987 году Чернецкий присоединился к «Группе Продлённого Дня», «сделал» самый крупномасштабный дебют отечественной рок-сцены на таллинском рок-фестивале1988-го, после чего, взяв в состав группы малоизвестного музыканта Сергея Чигракова (будущий «Чиж»), вернулся к названию «Разные люди».
На пике своей популярности, когда группа собирала стадионы и обрела статус «культовой», Александра Чернецкого приковала к постели болезнь Бехтерева (последствия карьеры профессионального футболиста). Причем рок-н-ролльный образ жизни никак не сочетался с прописанным врачами режимом, и скоро поползли многочисленные осложнения. Чернецкий превратился в инвалида. Это обстоятельство не только не помешало писать новые песни и альбомы, практически не вставая с кровати, но и не могло помешать давать концерты, выходя на сцену на костылях. Когда Чернецкий физически не мог стоять на ногах, он лежа записал свой третий сольный альбом «Мазохизм»: пел свои песни, подтягиваясь на одной правой руке на перекладине над кроватью. Кстати, альбом получился на редкость жизнерадостным.
Окончательный камбэк Чернецкого в русский рок произошел в 1999-м, когда музыканта пригласили переехать в Питер. На родине отечественного рока он воскресил группу, набрав в состав людей, которые для каждого мало-мальски знакомого с российской музыкальной историей человека являются легендами: барабанщика Бориса Шавейникова («Аукцион»), гитариста Андрея Васильева (экс-«ДДТ») и басиста Наиля Кадырова (экс «Зоопарк»). Такой вот вышел каламбур, подчеркивающий правильность выбора названия группы, в которой разные люди играют хорошие песни. Не остался в стороне и Чиграков, который эпизодически участвует в совместных концертах и записях, а также устраивает на пару с Чернецким шутки вроде альбома «44», на котором музыканты перепели песни друг друга.
О пользе несерьезного подхода к работе После юбилейного «Рок-лайна», где пермяки в последний раз видели «РЛ», в составе группы произошли изменения: сейчас, в группе на барабанах играет Михаил Нефёдов, а на басу – Вадим Курылёв. И неизменный Андрей Васильев – на гитаре. Кстати, на «Пат-роке» «Разные люди», в отличие от своего выступления на прошлом «Рок-лайне», были единственным хед-лайнером и главной «приманкой» для публики, вышедшей из студенческого возраста.
Чернецкий отрицал свое лидерство в команде («не может быть лидера в настоящей группе, потому что рок-н-ролл само по себе явление демократичное, которое ставит себя в оппозицию социальным нормам»). Предупредил, что кроме рок-н-ролла (рока, арт-рока, панка, гранжа) ничего играть не умеет. Ходил с тростью, но на своих двоих. Общался – посредством слова и электрогитары. Посвящал песни публике, друзьям, Олегу Новоселову (создателю «Рок-лайна»), дочери и жене (директору группы и по совместительству бэк-вокалистке).
Перед выступлением «Разные люди» в лице Александра Чернецкого поделились с нами своими представлениями о музыке и о футболе. – Вы уже подумали, какие конкретные вещи будете играть сегодня вечером на фестивале? – Пока никакого отбора песен не было, мы же только что прилетели – надо сначала проснуться, прийти в себя и провести саунд-чек. Как правило, в таких городах, как Пермь, – то есть где мы выступаем достаточно редко – мы играем песни разных лет, в том числе самое последнее из написанного, то, что еще не выходило на аудионосителях и не знакомо слушателю. Естественно, будут популярные и знакомые вещи. Иногда решение что-то спеть приходит прямо во время концерта, совершенно спонтанно. Так что определенной концепции нет.
– Бывает, что исполняете песни «по просьбам трудящихся»? – «Разные люди» – это группа, которая играет для людей. За двадцать лет существования группы появились характерные только для нас песни. Так что в принципе «концерт по заявкам» не исключается. Например, если мы подготовили двадцать песен, но публика просит ту, что не в списке, мы ее исполняем. Особенно если знаем слова! А если не знаем – устраиваем рок-караоке: мы играем, а люди в зале поют…
– Вообще – как представляете своего слушателя? И пытаетесь ли это делать, чтобы учитывать специфику своей аудитории при записи песен?
– Если бы так можно было: написать одну песню специально для тинейджеров, вторую – для посетителей ресторанов; одну — для этого города, другую — для слудующего. Это был бы бред… Мы бред не пишем. Наши песни – от вдохновения, а не от программирования. Хотя да, есть группы, у которых одна программа – на русском языке, другая – на английском с соответствующей тематикой: матрешки да березки… Такой «серьезный» подход нам чужд. Мы к своей работе относимся не серьезно. Сочиняем и пишем как покатит. И однако до сих пор не «сдулись».
– В вашей музыке первичны тексты или мелодия? – Кончено, слова – мы же в России живем, а у нас «в начале было слово». Наши люди в булочную на такси не ездят, а читают газеты! Если серьезно – на Руси издревле ходили в церковь, чтобы послушать проповедь. Слово – это тот же поступок. Словом можно убить, а можно спасти.
– На вас футболка недавно прошедшего «Евро-2008». Вы можете как бывший футболист оценить игру, а как музыкант – широко разрекламированную песню Грызлова?
– Как и вся страна, я болел, переживал, радовался – до трех утра на Невском проспекте… В смысле – каждый на своем проспекте. Я лично в это время был на гастролях в Америке, и Грызлова там не показывали, но слышал, что это странное творение с нестройной рифмой. Грызлов – он всего лишь Грызлов, а спорт – это больше, чем политика. Вот наши спортсмены порадовали – причем все, кроме Димы Билана. Спасибо им за то, что они вернули наше детство.
– На «Рок-лайне-2006» вы обещали выпустить новый альбом. Когда его можно будет увидеть-услышать? Где вы его записываете?
– Новый альбом будет очень разноплановым, в него войдут только новые песни. Пишется он в России, мода на запись в заграничных студиях нас не коснулась. Если ты поешь здесь, то и записывать альбомы надо тоже здесь. В России до сих пор остались наивные слушатели, которые уверены, что запись за границей – это гарантия таланта и качества, вот на них-то и рассчитаны все эти игрушки с арендой известных студий и наймом громких сайнд-продюсеров. Получается такая красивая обертка без внутреннего содержания.
Основная проблема – где издавать диск, с этим мы не можем определиться. Лейблов становится сейчас все меньше и меньше, музыку все больше и больше распространяют «на флэшках». Настоящая музыка ушла из теле- и радиоэфира «в подполье». Вот, говорят, что в Перми мощное подполье – на фестивале как раз и увидим, познакомимся… Россия придет еще не скоро к тому, чтобы продавать музыку через Интернет, – а это универсальная форма общения, в Интернете можно выбрать то, что нужно тебе, а не то, что навязывает масс-медиа. Таким образом, чтобы записать новый диск, у нас еще есть в запасе года два.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.