Иногда прессу называют четвёртой властью. Насколько сегодня властны средства массовой информации – вопрос отдельный. Но их профессионализм вполне подлежит оценке. И даже премированию. Речь идёт о краевом журналистском конкурсе имени Аркадия Гайдара.
Быть может, многие помнят, что псевдоним Аркадия Голикова возник именно на Пермской земле. В 1925 году первый рассказ, напечатанный в газете «Звезда», вышел под фамилией Гайдар. Проработал известный писатель здесь недолго – всего полтора года. Но, судя по его переписке с пермскими коллегами, сохранил о нашем городе хорошие воспоминания. Современная общественность представляет Аркадия Гайдара как весьма противоречивую фигуру. Тем не менее в Перми сохранилась память о талантливом хорошем писателе, человеке с благими намерениями. В 1964 году Дому журналиста на улице Сибирской, где во времена работы Гайдара находилась редакция газеты «Звезда», было присвоено его имя. А через два года областное отделение Союза журналистов впервые организовало ежегодный журналистский конкурс.
Первая конкурсная комиссия состояла из девяти компетентных и уважаемых в Перми работников прессы. Председателем назначили редактора газеты «Звезда» Л.Н. Верзилова, ответственным секретарём – редактора книжного издательства А.Г. Зебзееву. Современник и коллега Гайдара Б.Н. Назаровский очень внимательно просматривал и рецензировал работы.
Среди требований к работам были свойственное советским временам внимание к коммунистической идейности и «вечные» журналистские ценности: литературное мастерство, глубокое понимание человеческой души, владение жанровым разнообразием.
На первом же конкурсе возник конфликт между ценностями объективными и требованием местной власти. Журналист Владимир Михайлюк не нравился секретарю обкома партии по пропаганде. Мнения разделились. В результате случился интересный казус. Единственную первую премию поделили С.М. Гинц и Б.Н. Назаровский за работу «Аркадий Гайдар на Урале». Однако именно Назаровский убедил комиссию дать первую премию и Михайлюку, чтобы поощрить мастерство журналиста.
Несколько лет в жюри постоянно участвовали редактор районной газеты «Ленинское знамя» Е.Г. Шадрин, телережиссёры Л.М. Кощеников и Н.А. Петраки, корреспондент ТАСС и писатель В.В. Пашин, А.Г. Зебзеева. А имена лауреатов сегодня широко известны в профессиональной среде работников СМИ – С.Г. Мухин, впоследствии первый редактор газеты «Вечерняя Пермь», режиссёр Пермской студии телевидения Л.М. Кощеников, редактор Березовской районной газеты «Сельская новь» В.А. Мешавкин.
Член Союза ветеранов журналистики и заслуженный работник культуры РФ Владимир Ширинкин пишет: «Гайдаровский конкурс и всё, что создали его участники своим творчеством, – это история пермской журналистики в лицах. Это тоже немалая духовная ценность, главное богатство и история областной журналистской организации, которые следует сохранять и изучать».
Сегодня премий в области журналистики немало. Они присуждаются на многих конкурсах: фестивале городской и печатной прессы «Журналистская весна», телевизионном «ТЭФИ-Регионе», «Золотом абзаце», проходящем раз в два года, «Взлётной полосе» для юных, «За здоровый образ жизни», отраслевых конкурсах и др. Но самый уважаемый в журналистском сообществе и проверенный временем конкурс профессионального мастерства носит имя Аркадия Гайдара.
Премия присуждается исключительно за профессиональное мастерство – независимо от темы материала. Всего одна номинация в разных видах изданий – печатных СМИ, телевизионных, электронных. В конкурсе участвуют лучшие среди городских, районных СМИ, перспективные молодые журналисты.
Цель конкурса – повышение журналистского мастерства, поддержка творческой инициативы работников СМИ. Сам конкурс состоит из двух направлений – основного, в котором участвуют постоянные сотрудники редакций, и конкурса молодых журналистов. Молодые – это те, кто не достиг возраста 30 лет, не успел проработать в СМИ больше четырёх лет и при этом демонстрирует творческую индивидуальность.
Каждый год формируется новое жюри из журналистов разных изданий, писателей, работников пресс-служб. В его работе могут участвовать и представители общественности. Критерии – владение словом, понимание жанра. Уровень краевых изданий очень высок, а на рассмотрение отправляются исключительно лучшие работы. В этом году конкурс впервые расширили – были допущены также работы профессионалов, которые не состоят в Союзе журналистов.
За долгие 42 года лауреатами становились представители самых разных изданий. В прошлом году на конкурс было подано 76 работ. А звания лауреатов удостоились журналисты «АиФ-Прикамье» (Вячеслав Бураков), лысьвенского издания «Искра» (Светлана Лямзина). В качестве призов лауреатам и дипломантам вручаются денежные премии. К сожалению, премию для работников телевидения обычно приходится делить на довольно большую творческую группу. В этом году были отмечены периферийные СМИ: творческая группа ТК «Твоё лысьвенское телевидение» под руководством Ирины Обориной и Елена Хорошева из кудымкарской газеты «Парма» (номинация «Молодые журналисты»). Кто-то считает, что премия необъективна, а судьи действуют предвзято. Тем не менее на сегодня традиционный конкурс журналистского мастерства – самый значимый на Пермской земле.
Член союза журналистов Татьяна Черепанова недавно стала лауреатом премии Правительства РФ в сфере печатных средств массовой информации, прежде неоднократно становилась лауреатом конкурса имени Гайдара. Уже несколько лет подряд она является членом жюри: «Премия конкурса имени Аркадия Гайдара – самая традиционная в сфере СМИ. Я не раз была в жюри конкурса и знаю, что уровень работ, представленных на конкурс, очень высок. Требования строги. А заслужить признание у своих коллег – профессиональных журналистов – очень тяжело. Поэтому я считаю, что среди краевых премия Гайдара, безусловно, самая престижная».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.