Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
30.06.2008
Флейта — значит дуновение

Пермская филар­мония продолжает традицию проведения летних вечеров органной музыки. Если в июле и августе нас ждут исключительно сольные концерты выдающихся российских органистов, то на минувшей неделе пермякам был представлен концерт «Золотой голос флейты», в котором помимо органных сочинений прозвучали и произведения для органа и флейты.
Духо­вые инструменты, солирующие с органом, в филармонической концертной палитре – краски редкие. И уже потому интерес к программе Василия Виланда (флейта, Санкт-Петербург) оказался велик. В ансамбле с ним выступала молодая органистка, лауреат международных конкурсов Татьяна Лукьянова (Санкт-Петербург)


Знакомство
«Flauto» по-итальянски – «дуновение». Под названием «флейта» вообще-то, как указывают самые современные энциклопедии, объединено множество духовых инструментов: от народных деревянных свистулек, свирелей – до современной оркестровой «поперечной» флейты. Звук возникает путем вдувания струи воздуха по касательной. Ключевой элемент техники игры – амбушюр (французское слово, означающее комплекс движений мышц лица и губ при звукоизвлечении). В Европе, особенно в эпоху классицизма, было модно играть на флейте в любительском музицировании – для представителей как среднего, так и высшего сословия.
– Интерес к флейте велик и в наши дни, – говорил перед концертом Василий Виланд. – Я не только солист оркестра Мариинки. У меня большой класс в детской музыкальной школе. И это при том, что освоение флейты – дело непростое. Сам я с этим инструментом в руках – уже лет 35, включая годы в армии.

– Есть ли у вас, как у исполнителя, жанровые или стилевые пристрастия?
– Старинную музыку я много играл как солист еще во время работы с дирижером Сондецкисом. Она открывает душу. Получаешь большое удовольствие. Современная музыка требует усилий даже в восприятии. В Мариинке сейчас немало постановок ХХ века: Яначек, Рихард Штраус, Бриттен. Много слушаю музыки. Только флейтовых дисков у меня около двухсот. А вообще-то я «полиглот»: люблю и эстраду, и джаз. Подготовил недавно к изданию сборник переложений классики для духовых – уж очень скуден репертуар для ДМШ.

– Какую публику вы любите?
– Заинтересованную. Хорошая публика в Санкт-Петербурге, традиции передаются от поколения к поколению. На программах старинной музыки часто можно видеть молодых «неформалов». Приходилось, например, играть в знаменитом лондонском зале «Albert Hall», где публика за столиками и выпивает, и закусывает.

В Мариинке в фойе театра проходят бесплатные дневные концерты: солисты, ансамбли, камерный оркестр. Это и простор для молодых исполнителей, и воспитание публики. Сейчас много камерных программ звучит в новом концертном зале Мариинки.

– А с органом вы часто играете?
– Нет, конечно. Здесь есть свои проблемы: непросто найти баланс. Хотя у современной флейты – тембр яркий. Качество ансамбля во многом зависит от акустики. В Перми очень хороший зал.

– Как вы с Татьяной нашли друг друга?
– Нас познакомил один профессор. Мы играем вместе первый год. Это наш третий концерт…

…К разговору подключается и Татьяна Лукьянова. Она в Санкт-Петербурге – всего два года. Приехала после Новосибирской консерватории в магистратуру. Музыкальное училище окончила в Барнауле. Теперь занимается в классе профессора Д. Зарецкого, который, кстати, неоднократно выступал в зале пермской филармонии.

– Вы учитесь не в консерватории, а в университете. На каком факультете?
– Это факультет филологии и искусств. Программа «Музыкальное искусство» действует здесь два года. Есть даже кафедра органной музыки.
А вообще факультет готовит реставраторов, художников по костюмам, дизайнеров, актеров. В консерватории я училась как пианистка, но с 1-го курса начала заниматься органом. Теперь приехала в Санкт-Петербург совершенствоваться.

– Что вам ближе: сольное или ансамблевое исполнительство?
– Это разные ощущения. Я выступала и с хором, и с солистами-вокалистами, и с различными инструментами. Ансамбли люблю еще с училища. Когда остаюсь наедине с органом во время репетиций, ищу краски, решаю технические задачи. Публике представляешь обычно что-то созревшее. Важен контакт с инструментом.
Недавно в Северной Германии мне довелось играть на «исторических» органах: в Гамбурге, Любеке. Там много особенностей в устройстве. Потрясающее ощущение!
Кстати, ваш орган мне понравился, у него интересные регистры. Непривычно, правда, что звук идет поверху в конец зала…

Чуть-чуть поговорив, она отправилась настраиваться на встречу с пермской публикой.

Барокко и авангард
Программу музыканты из Санкт-Петербурга построили по традиционному для подобных ансамблевых концертов принципу чередования тембров. Контраст усилили сопоставлением далеких времен: старинной барочной музыки и авангарда XX века. Для чуткого слушателя это было возможностью ощутить развитие и изменение эстетических идеалов эпох, образного строя и характера музыки, а главное – музыкального языка. И еще. В программе прозвучало много новых имен. А значит, есть повод сейчас акцентировать эти моменты.
Концерт открыли торжественные звуки органа. Фанфарные интонации, легкие фиоритуры пассажей, «эхо» – перекличка голосов, мощное развитие к яркому мажору – таким предстал цикл «Прелюдии и фуги» Николауса Брунса, немецкого композитора, предшественника Баха. Затем исполнялись сонаты Генделя и Баха для флейты и органа. В каждом из сонатных циклов – по четыре небольших части. Легкий контраст, галантная танцевальность, широко льющийся флейтовый напев – старинная музыка звучала симпатично, хотя, быть может, и несколько легковесно. Это особенно ощущалось в сравнении с возвышенным строем чувств баховской органной хоральной прелюдии, текст основного напева которой в переводе звучит: «Един Бог в вышине». Зал в исключительном единении аплодировал после каждой части цикла, разрушая драматургию целого, замысел исполнителей и этику концертной атмосферы. Было неловко перед гостями.
II отделение опять началось торжественно и величественно: органной композицией американца Дэвида Джонсона. И здесь, и далее – век двадцатый. Гораздо больше напряженности, причудливых видений, сумрака, драматизма и «рацио». Все – соответственно сложности нотного текста: интонационного и гармонического языка, ритма, переплетения мелодических линий. Две композиции немецкого композитора Зигфрида Карг-Элерта («Sanctus» – «Свят» и «Пастораль»), затем малый цикл «Прелюдия и фуга» француза Мориса Дюрюфле. Уж здесь-то музыкантам трудностей досталось «по полной программе», как, наверное, и публике. Еще более «головоломный» финал представлял композицию «ярого авангардиста» швейцарца Франка Мартена – «Sonata da chiesa». Это значит «Церковная соната». Так в эпоху Барокко называли циклическое инструментальное произведение, построенное соответственно строгой схеме чередования частей. Иногда такая музыка звучала и во время Мессы. Параллельно развивалась «Sonata da camera» (камерная соната, постепенно превратившаяся в сюиту старинных танцев).
При всей сложности программы пермская публика была внимательной и доброжелательной. На «bis» гости из Санкт-Петербурга сыграли красивую мелодичную «Арию» французского композитора XX века Эжена Бозза. Флейта все-таки. Тембр деликатный. Одно слово: дуновение…

Галина Баталина, музыковед.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.