Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
30.06.2008
Второе рождение

Почти триста лет назад английский купец, шпион и проповедник представил на суд публики свой новый труд – книгу, количество переизданий которой в дальнейшие годы уступит только Библии.


«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, впервые опубликованные в 1719 году, – один из главных романов восемнадцатого века, ставший прежде всего детской классикой.
 В произведениях классиков двадцатого века — Нобелевского лауреата Джозефа М. Кутзее и обладателя премии Гонкуров Мишеля Турнье — знакомая каждому история моряка из Йорка переживает второе рождение, заставляя читателя задаться совсем не детскими вопросами…

Джозеф М. Кутзее
Мистер Фо
Издательство: Амфора, 2004 г.
Твердый переплет, 416 стр.
ISBN 5—94278-465—5
Тираж: 8000 экз.
Обитаемый остров
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» – вот полное заглавие романа Дефо, по сравнению с которым лаконичное «Мистер Фо» Кутзее кажется почти насмешкой.
«Мистер Крузо, миссис Бартон и мистер Фо» — такой вариант названия, пожалуй, лучше отвечает изложенной в романе истории.
…Поиски пропавшей дочери приводят англичанку Сьюзэн Бартон на борт португальского торгового судна. Команда бунтует, и Сьюзэн вместе с телом убитого капитана оказывается в утлой лодчонке посреди синего-синего моря. Взявшись за весла, она доплывает до маленького островка, который, кажется, обитаем…
Прибытие дамы не меняет установившейся на острове рутины, и теперь уже трое первобытных колонистов живут в относительной гармонии, пока на горизонте не показывается парус торгового судна.
Спасенные моряками, миссис Бартон и Пятница прибывают в Лондон (Робинзон погибает в пути), где Сьюзэн решает продать свою сенсационную историю известному автору – верный способ заработать на жизнь себе и верному рабу. Так на ее пути оказывается мистер Фо, который готов донести до читателя всю правду о Робинзоне Крузо. Ну, разве что с небольшими изменениями…
Так у давно известной истории оказывается не два, а целых четыре героя, каждый из которых предстает теперь «другим, совсем другим».
Сделав главной героиней женщину, Кутзее в пух и прах разбивает ультрапатриархальную картину мира Дефо: в классическом «Робинзоне» не только не изображены женщины (кроме изредка упоминаемых матери и жены Крузо), герою они не очень-то и нужны – ни разу за двадцать восемь лет вынужденного заточения на тропическом острове он не сетует на отсутствие подруги жизни.
Южноафриканский классик идет в атаку по всем направлениям, и достается прежде всего старику Даниэлю: вынесенное в заглавие «Фо» – не только настоящее имя писателя («Де» он добавил позднее «для форсу»), в английском языке оно синонимично слову «враг», в протестантской религии – понятию «дьявол», а в словаре колонистов – наименованию любого дикаря. Так «мистер Фо» из автора-демиурга превращается в архипротивника, которому и дела нет до правдивой истории Робинзона: главное – настоять на своем.
Историю победы разума и труда над стихией природы Кутзее переворачивает с ног на голову, отрицая сам «завоевательный» пафос литературы «богатых белых людей»: у лишенного языка Пятницы, в мире «Мистера Фо» представляющего культуры всех когда-то колонизированных рас, есть только одно оружие – тишина. Только молчание может служить ответом всем тем, кто так стремится рассказать его историю по-своему. Говорящий на разные голоса автор (сама Сьюзэн – родом из позднего романа Дефо «Роксана, или Счастливая куртизанка») пасует перед таким упорством, ведь молчащий всегда побеждает в споре – его нельзя опровергнуть.

Мишель Турнье
Пятница, или Тихоокеанский лимб
Издательство: Амфора
Твердый переплет, 304 стр.
ISBN 5—8301-0053—3
Тираж: 8000 экз.

Семь пятниц на неделе
Если Дефо излагает всю историю Крузо в заглавии, Турнье предлагает читателю свое прочтение «Робинзонады» на первых же страницах романа: крепкий голландец Ван Дейсел, капитан судна «Виргиния», гадает на картах таро своему молодому гостю. И вот мистеру Крузо выпадают фигуры, таинственным образом проливающие свет на всю его дальнейшую жизнь…
Известный своей тягой к переработке классических сюжетов, Турнье – философ, калибром не уступающий Кутзее, – не просто пересказывает историю Робинзона на новый лад, скорее он дает свою трактовку давно известных событий.
Его Робинзон, гораздо более близкий к классическому герою, чем угрюмый старик из «Мистера Фо», не просто обживает остров — он и в самом деле создает новую вселенную, по образу своему и подобию, становясь Богом-отцом дочерей-мандрагор (упав на девственную землю тропического острова, его семя порождает удивительные цветы), хозяином и «Белым Богом» плененного дикаря, единоличным повелителем обширных территорий.
Женская сущность острова доведена автором до абсурда – Сперанца (именно так Крузо окрестил приютивший его клочок суши) становится ему возлюбленной, женой, матерью-утешительницей.
А когда созданный Робинзоном уютный мирок в прямом смысле слова взлетает на воздух (припрятанные бочонки с порохом взрываются, полностью уничтожив идеально налаженное островное хозяйство), Крузо и Пятница оба становятся дикарями, и теперь уже не определить, кто здесь хозяин, кто раб.
Робинзон Турнье встает на новую ступень развития – преодолев предрассудки колониализма, он начинает стыдиться своего прошлого «генерала и губернатора» и учиться ценить ту подлинную свободу, которой одарило его изгнание. И когда через двадцать восемь лет на горизонте, как и положено по закону жанра, появляется парус шхуны «Белая птица», Робинзон ведет себя совсем не так, как должен…
Оба автора, и Турнье и Кутзее, не боятся удивлять – читательские ожидания довлеют над классическим текстом: учась писать, Пятница рисует окружающие его глаза на ножках («Мистер Фо»), впервые осматривающий остров Робинзон видит «зрачок и ресницы гигантского глаза, обращенного вверх, в бездну небес» («Пятница»), а герои преподносят сюрприз за сюрпризом – устраивая на острове семейную жизнь, меняясь ролями раба и хозяина.

Второе рождение классического сюжета – всегда спорный, амбициозный проект. Знакомство с работами «живых классиков» подтверждает одно — наивный и чистый мир Робинзона не просто изменился навсегда. Вопрос в том, был ли он таким изначально?

Маргарита Вайсман.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.