Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.06.2008
Елена Образцова: «Я всегда хочу петь!»

… Она была восхитительна: изысканно-элегантна, с флёром шарма, щедрая на чувства и мастерство, искренняя в общении.
Великая Елена Образцова выступала в Органном зале в рамках проекта министерства культуры и массовых коммуникаций края и пермской филармонии «Гость губернии», продолжая серию филармонических встреч этого сезона с выдающимися артистами современности: Аллой Демидовой, Александром Филиппенко, Михаилом Козаковым.
Она пела истории любви, проживая за несколько минут на сцене судьбу каждой героини. А потом размышляла вслух, отвечая на вопросы слушателей по запискам, которые доставала из корзиночки, – о жизни, о творчестве, об искусстве. И переполненный зал дышал и думал в унисон: то замирая, то взрываясь овациями и криками «браво», то смеясь. А потом с пиететом приветствовал гостью стоя…


«О, charman!»
«Душа открывается в малых городах. Все получается как-то интимнее», – говорила Елена Образцова на пресс-конференции в канун концерта. И очень волновалась по поводу необычного формата концерта – встречи. С этим чувством вышла на сцену, доверительно поделившись переживаниями с публикой: «Сегодня – такой странный вечер, не знаю, с чего начать. Во втором отделении я буду говорить».
Елена начала с французской кантилены «Слезы Шарлотты» из оперы Жюля Масснэ «Вертер». А потом объявила «Хабанеру» Бизе, сразу превратившись в обольстительную Кармен и немедленно получив в ответ аплодисменты. Каким удивительно изысканным у нее был французский! (Певица владеет девятью языками).
Не случайно, наверное, французская музыка стала доминантой программы, рождавшейся, кстати, спонтанно. Образцова сама вела концерт, заботливо обращаясь к публике: «Не устали? Спою сейчас старинные романсы. Или не надо?»
«Концерт для меня – большая радость, – делилась она творческими принципами с журналистами. – Я думаю о каждом произведении. Я должна знать, что сказать людям». Образцова буквально потрясла пермскую публику своей Графиней. (Она рассказала накануне, что 4 июля в Михайловском театре в Санкт-Петербурге пройдет тысячный спектакль «Пиковой дамы».) Синхронно с первыми звуками Чайковского началось старчески-болезненное подергивание локтя под пышным рукавом. Деталь, но очень точная. Какая интонация, какой прелестный прононс… Потом были чудные французские романсы Рейнальдо Анна (ХХ век) с тончайшими нюансами и полутонами, с любованием каждым звуком. Кстати, в ансамбль с Образцовой прекрасно вписалась чуткая молодая пианистка Мария Чернова, неоднократно получавшая звание «Лучший концертмейстер» на международных конкурсах.
Дивный голос Елены Образцовой, с бархатным тембром, богатым обертонами, отзываясь на малейшие движения души, сливался с фортепиано в гармонию звуков и чувств.
Элегантные романсы Франсиса Пуленка (ХХ век) «Отель» и «Путешествие в Париж», французский «модерн» Эрика Сати, завсегдатая монмартрских кафе. А в финале первого отделения – актерский шедевр: «Сцена опьянения Периколы» из оперетты Жака Оффенбаха. Шквал оваций.
 В череде с французской музыкой – итальянская страсть в малоизвестной опере Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврёр» (начало ХХ века) и нежная чувственность песен Паоло Тости. (XIX – XX век). Спела Образцова и Любашу из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Галерея образов, портретов, чувств. В основе – то, что она потом сформировала словами: «Любовь – суть жизни. К природе, ко всем живым существам. Когда любовь исчезнет, можно умирать».
Как истинно большая актриса, она «входила в экстаз» с каждым концертным номером, забыв о самочувствии, о тяжелой погоде и давлении. «Мне через год 70, – рассказывала Елена Образцова залу. – Нынче – 45-летие творческой деятельности. Спектакли я уже почти не пою: не хватает силенок, дыхания. А вот в концертах мне комфортно. Могу приехать к вам с программой французской музыки, недавно исполняли ее с Важей Чачавой. Хотите – привезу барокко. Я перерыла сотни нот, выбрала шедевры – от XV века до Генделя. Кстати, я могу спеть и программу старинных русских романсов». И подарила публике «хиты»: «Утро туманное», «Я тебе ничего не скажу», «Темно-вишневая шаль». Вот тут-то зал и поднялся. В едином порыве…

«Вопросы из корзинки»
Французский модерн – пять вокальных миниатюр
Э. Сати – и старинные русские романсы Образцова исполняла в самом финале, после того как ответила на вопросы из зала, написанные зрителями в антракте. Счастливо выдохнула: «Бумажки кончились. Все». И с легкостью запела.
«Вопросы из корзинки» – отдельная история, отдельный спектакль, который надо было и слышать, и видеть. Вот лишь некоторые ответы, создающие штрихи к портрету одной из ярких фигур современного оперного мира:
▪ «Никогда не отдыхаю, всегда хочу петь!»
▪ «Любимая тональность – си-бемоль минор (тональность „Похоронного марша“ Шопена)».
▪ «Твердость характера – это очень важно. Сегодня пела и думала: умру. Не умерла».
▪ «Не люблю эстраду, но и там есть талантливые люди».
▪ «Я один раз попела и джаз. Удовлетворилась. Последняя программа называлась „Джаз на троих“ – с Мацуевым и Бутманом».
▪ О Михайловском театре в Санкт-Петербурге (Образцова – художественный руководитель) и его директоре: «Театр стал лучше, работа кипит, в зале – хорошая публика. Новости? В балете „Спартак“ на сцене – живые тигры».
▪ О современной оперной режиссуре: «Гадость! Это все – от неучености и неуважения к национальной культуре. Почти анекдот: сидим с моей подругой Маквалой Касрашвили на спектакле «Кармен». В антракте зал заметно поредел. Дают третий звонок. Она в беспокойстве звонит за кулисы: «Рано, публика еще не пришла». А ей отвечают: «Публика уже ушла».
▪ «Как добиться бархатного тембра? Букву оставлять в резонаторе, чтоб не было вульгарно». (Публика смеется).
▪ Образцова читает записку от некоего Михаила: «Если не споете сегодня арию Эболи, буду искать Вас по всему миру». Теперь смеется певица: «Тогда уж точно не спою, если этот Михаил еще и хорошенький».
▪ «Моя семья – собачки, пудели. Мама и дочка. Одна – Кармен, другая – Мюзетта. А если серьезно – дочь и внук Саша у меня живут в Испании. Он окончил школу, занимается баскетболом, мечтает попасть в сборную. Слава Богу, к музыке отношения не имеет».
▪ «Люблю педагогику, свои конкурсы. Уверена: научить можно лишь технике. Музыка – подарок Боженьки!»
▪ «Журналисты – большая сила. Вы можете поднять людей до небес, а можете разрушить желание петь, и даже убить артиста. Важная задача журналистов – открывать новые имена».

Галина Баталина, музыковед.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.