… Она была восхитительна: изысканно-элегантна, с флёром шарма, щедрая на чувства и мастерство, искренняя в общении.
Великая Елена Образцова выступала в Органном зале в рамках проекта министерства культуры и массовых коммуникаций края и пермской филармонии «Гость губернии», продолжая серию филармонических встреч этого сезона с выдающимися артистами современности: Аллой Демидовой, Александром Филиппенко, Михаилом Козаковым.
Она пела истории любви, проживая за несколько минут на сцене судьбу каждой героини. А потом размышляла вслух, отвечая на вопросы слушателей по запискам, которые доставала из корзиночки, – о жизни, о творчестве, об искусстве. И переполненный зал дышал и думал в унисон: то замирая, то взрываясь овациями и криками «браво», то смеясь. А потом с пиететом приветствовал гостью стоя…
«О, charman!»
«Душа открывается в малых городах. Все получается как-то интимнее», – говорила Елена Образцова на пресс-конференции в канун концерта. И очень волновалась по поводу необычного формата концерта – встречи. С этим чувством вышла на сцену, доверительно поделившись переживаниями с публикой: «Сегодня – такой странный вечер, не знаю, с чего начать. Во втором отделении я буду говорить».
Елена начала с французской кантилены «Слезы Шарлотты» из оперы Жюля Масснэ «Вертер». А потом объявила «Хабанеру» Бизе, сразу превратившись в обольстительную Кармен и немедленно получив в ответ аплодисменты. Каким удивительно изысканным у нее был французский! (Певица владеет девятью языками).
Не случайно, наверное, французская музыка стала доминантой программы, рождавшейся, кстати, спонтанно. Образцова сама вела концерт, заботливо обращаясь к публике: «Не устали? Спою сейчас старинные романсы. Или не надо?»
«Концерт для меня – большая радость, – делилась она творческими принципами с журналистами. – Я думаю о каждом произведении. Я должна знать, что сказать людям». Образцова буквально потрясла пермскую публику своей Графиней. (Она рассказала накануне, что 4 июля в Михайловском театре в Санкт-Петербурге пройдет тысячный спектакль «Пиковой дамы».) Синхронно с первыми звуками Чайковского началось старчески-болезненное подергивание локтя под пышным рукавом. Деталь, но очень точная. Какая интонация, какой прелестный прононс… Потом были чудные французские романсы Рейнальдо Анна (ХХ век) с тончайшими нюансами и полутонами, с любованием каждым звуком. Кстати, в ансамбль с Образцовой прекрасно вписалась чуткая молодая пианистка Мария Чернова, неоднократно получавшая звание «Лучший концертмейстер» на международных конкурсах.
Дивный голос Елены Образцовой, с бархатным тембром, богатым обертонами, отзываясь на малейшие движения души, сливался с фортепиано в гармонию звуков и чувств.
Элегантные романсы Франсиса Пуленка (ХХ век) «Отель» и «Путешествие в Париж», французский «модерн» Эрика Сати, завсегдатая монмартрских кафе. А в финале первого отделения – актерский шедевр: «Сцена опьянения Периколы» из оперетты Жака Оффенбаха. Шквал оваций. В череде с французской музыкой – итальянская страсть в малоизвестной опере Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврёр» (начало ХХ века) и нежная чувственность песен Паоло Тости. (XIX – XX век). Спела Образцова и Любашу из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Галерея образов, портретов, чувств. В основе – то, что она потом сформировала словами: «Любовь – суть жизни. К природе, ко всем живым существам. Когда любовь исчезнет, можно умирать».
Как истинно большая актриса, она «входила в экстаз» с каждым концертным номером, забыв о самочувствии, о тяжелой погоде и давлении. «Мне через год 70, – рассказывала Елена Образцова залу. – Нынче – 45-летие творческой деятельности. Спектакли я уже почти не пою: не хватает силенок, дыхания. А вот в концертах мне комфортно. Могу приехать к вам с программой французской музыки, недавно исполняли ее с Важей Чачавой. Хотите – привезу барокко. Я перерыла сотни нот, выбрала шедевры – от XV века до Генделя. Кстати, я могу спеть и программу старинных русских романсов». И подарила публике «хиты»: «Утро туманное», «Я тебе ничего не скажу», «Темно-вишневая шаль». Вот тут-то зал и поднялся. В едином порыве…
«Вопросы из корзинки» Французский модерн – пять вокальных миниатюр
Э. Сати – и старинные русские романсы Образцова исполняла в самом финале, после того как ответила на вопросы из зала, написанные зрителями в антракте. Счастливо выдохнула: «Бумажки кончились. Все». И с легкостью запела.
«Вопросы из корзинки» – отдельная история, отдельный спектакль, который надо было и слышать, и видеть. Вот лишь некоторые ответы, создающие штрихи к портрету одной из ярких фигур современного оперного мира:
▪ «Никогда не отдыхаю, всегда хочу петь!»
▪ «Любимая тональность – си-бемоль минор (тональность „Похоронного марша“ Шопена)».
▪ «Твердость характера – это очень важно. Сегодня пела и думала: умру. Не умерла».
▪ «Не люблю эстраду, но и там есть талантливые люди».
▪ «Я один раз попела и джаз. Удовлетворилась. Последняя программа называлась „Джаз на троих“ – с Мацуевым и Бутманом».
▪ О Михайловском театре в Санкт-Петербурге (Образцова – художественный руководитель) и его директоре: «Театр стал лучше, работа кипит, в зале – хорошая публика. Новости? В балете „Спартак“ на сцене – живые тигры».
▪ О современной оперной режиссуре: «Гадость! Это все – от неучености и неуважения к национальной культуре. Почти анекдот: сидим с моей подругой Маквалой Касрашвили на спектакле «Кармен». В антракте зал заметно поредел. Дают третий звонок. Она в беспокойстве звонит за кулисы: «Рано, публика еще не пришла». А ей отвечают: «Публика уже ушла».
▪ «Как добиться бархатного тембра? Букву оставлять в резонаторе, чтоб не было вульгарно». (Публика смеется).
▪ Образцова читает записку от некоего Михаила: «Если не споете сегодня арию Эболи, буду искать Вас по всему миру». Теперь смеется певица: «Тогда уж точно не спою, если этот Михаил еще и хорошенький».
▪ «Моя семья – собачки, пудели. Мама и дочка. Одна – Кармен, другая – Мюзетта. А если серьезно – дочь и внук Саша у меня живут в Испании. Он окончил школу, занимается баскетболом, мечтает попасть в сборную. Слава Богу, к музыке отношения не имеет».
▪ «Люблю педагогику, свои конкурсы. Уверена: научить можно лишь технике. Музыка – подарок Боженьки!»
▪ «Журналисты – большая сила. Вы можете поднять людей до небес, а можете разрушить желание петь, и даже убить артиста. Важная задача журналистов – открывать новые имена».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.