Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
06.06.2008
Весна в королевстве органа

Третий год подряд накануне Дня защиты детей в Пермской краевой филармонии публике дарят праздник юные музыканты. На этот раз в Органном зале наступила «Весна в королевстве органа». Казалось, что программа концерта с таким названием содержит в себе противоречие: дети, исполняющие произведения на далеко не детском инструменте – органе… Однако уже первые органные аккорды каждого из учеников лауреата Премии Пермского края в сфере искусства и культуры Евгении Камянской обнаружили: орган и детство – вполне совместимы.


На сегодняшний день число учеников солистки филармонии Евгении Камянской равно одиннадцати. Большинство из них – пианисты по основной специальности, параллельно осваивающие орган. «Пианистов с хорошей исполнительской техникой, как это ни странно, приходится переучивать, „ломать“ и „настраивать“ на орган. Игра на органе требует „глубокой“ посадки с упором на позвоночник, что даёт во время игры свободу рукам и ногам. Пианисты же играют, расположившись на краю табурета. Кроме того, при игре на органе – другое распределение усилий: одни регистры не требуют приложения силы, а от игры на других устаёшь, как после физкультуры, и возвращаешься после концерта или репетиции с болью в мышцах», – поясняет Камянская.
Почему ребята выбирают орган? У каждого – свои мотивы. Например, Павел Бучмей, который исполнил на концерте «Прелюдию до минор» своего любимого композитора И. -С. Баха и «Большой хор» Т. Дюбуа, заметил: «Я не могу назвать инструмент, который мог бы противопоставить органу: орган звучит как оркестр».
Если Павел осваивает тонкости игры на органе три года, то студентка первого курса ПГИИКа Дарья Гуляева впервые села за орган около трёх недель назад. На «Весне в королевстве органа» Дарья сыграла «Концертино» английского композитора Т.-А. Арна.
Основная сложность игры на органе заключается в том, что репетиции на нём не может заменить тренировочная игра ни одном инструменте. Если партию для рук можно разучить на фортепиано, то для слаженного управления педалями «королевского» инструмента требуются регулярные органные репетиции, которые возможны для молодых пермских органистов только в Органном зале и в католическом храме.
Особенно важны репетиции для разучивания произведений, написанных специально для органа. Основу программы «Весна в королевстве органа» составила музыка эпохи барокко, которая в профессиональных исполнительских кругах считается конкурсной, и играть такую музыку – признак исполнительского мастерства высокого класса. Например, «Итальянская куранта» Х. Кабанилиса, исполненная Александрой Тепляковой. Чтобы сыграть этот итальянский танец на органе, нужно обладать не только хорошей техникой, но и отличным чувством времени. Впрочем, на концерте орган был не только «солистом», но периодически занимал аккомпанирующие позиции, обволакивая партии на различных инструментах спецификой своего объёмного глубокого звука. Так, например, в сопровождении органа виолончелист Марк Булойчик исполнил вторую часть «Сонаты ми минор» А. Вивальди и знаменитого «Лебедя» К. Сен-Санса. По словам Марка, он впервые играл с вместе с органом, что было для него очень непривычно.
Под органный аккомпанемент на флейте сыграла «Мелодию» К. Глюка Софья Горшкова, Екатерина Кудинова спела «Арию» Г.-Ф. Генделя. Такой вид музицирования, как сочетание органа и фортепиано, Евгения Камянская представила вместе Людмилой Дробышевой-Разумовской (фортепиано).
Не обошлось на концерте и без игры на органе «в четыре руки» (хотя с учётом специфики игры на органе, пожалуй, можно говорить не только «в четыре руки», но и «в четыре ноги»!). Таким дуэтом Валерия Вечтомова и Светлана Королёва исполнили на органе «Церковную сонату»
 В.-А. Моцарта и «В пещере горного короля» Э. Грига.
Музыкальная программа вечера провоцировала вывод о том, что не существует особого, «детского» органного репертуара. Отбор произведений осуществляется с учётом исполнительских возможностей ребёнка, которые позволяют исполнить то или иное произведение.
Особенности инструмента диктуют свой, особый стиль игры: «Как известно, орган – инструмент духовой. В связи с этим возникает проблема, связанная с извлечением из инструмента нужного звука. Каждый раз органист, как доктор, ставит диагноз: что нужно сделать, чтобы инструмент зазвучал так, как того требует исполняемое произведение. Правильность звука зависит от комплекса факторов, которые на данный момент складываются в связи с характером исполняемой музыки».
…Завершил праздничный концерт детский образцовый хор «Благовест» из детской музыкальной школы № 13 под управлением Н.В. Зуевой. Ребята исполнили «Alleluia» Г.-Ф. Генделя и «Это – музыка» Р. Марченко – произведения, которые, пожалуй, выразили смысловой лейтмотив вечера: музыка – это праздник для слушателей и радость для исполнителей.

Ника Кулич.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.