Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.06.2008
Пираты Камского моря

Свежо и красиво подать старинное лакомство – гордость классики, спектакль «Корсар» – вознамерился под занавес сезона Пермский театр оперы и балета. Реализовать непростой, но, несомненно, заставляющий уважать себя замысел призван Василий Медведев – хореограф редкого таланта и столь же редкой востребованности в балетном мире, с удовольствием принявший приглашение поработать в Перми. Более того, руководство пермского театра привезло всю «команду» хореографа – его ассистента, художника-декоратора и художника по костюмам. Пока мы ждем большой классический спектакль в лучших традициях русского балета (а премьера назначена на 25 × 26 июня), «Новости культуры» поговорили с Василием Медведевым. Отнюдь не только о «Корсаре», но и о тех проблемах, которые переживает балетное искусство дня сегодняшнего и в которых давно хотелось разобраться.


– Василий, вы уже оценили труппу?
– Много слышал о пермском балете, который считается одним из лучших. И приехав в Пермь в январе, чтобы познакомился с труппой, был приятно удивлен, потому что одно дело – слышать, другое – воочию убедится в правдивости услышанных слов. Хорошая дисциплина и молодость – вот те ценные качества, которые сразу бросились мне в глаза. А когда начались репетиции «Корсара», то вашим танцовщикам благодаря своему таланту и работоспособности удалось почувствовать стиль «Корсара», который отличается от других классических балетов. Поясню: хотя наш «Корсар» стилизован под старинный танец, все же хореографически он следует за лучшими традициями мирового балета, чей эстетический облик постепенно меняется. Поэтому хочется рассказать историю любви предводителя пиратов Конрада и невольницы Медоры сегодняшним языком танца.

– Однако молодой труппе не все по плечу: не боитесь, что кому-то может банально не хватить опыта?
– Молодость – не минус, если имеет под собой хорошую школу. В Перми эта основа есть. Плюс желание артистов танцевать в полную силу: я вижу на каждой репетиции, с какой большой отдачей и желанием они работают. К тому же Станислав Фечо (ассистент хореографа, который работает с труппой) – прекрасной танцовщик, обладающий великолепной техникой, и хороший педагог, который может передать свой опыт и раскрыть талант любого артиста. Еще я бы хотел сказать о высоком профессионализме и об удивительном человеке – заведующем балетной труппой Виталии Дубровине, который очень помогает мне и ассистенту в текущих вопросах. Большую помощь оказывают педагоги-репетиторы пермского театра,которые очень хорошо знают свое дело и обладают высоким профессионализмом: учитывая молодость труппы, это очень актуально. Не случайно так много артистов репетируют главные роли. Два состава будут танцевать премьеру 25 × 26 июня. Хотя партию Медоры готовит известная балерина Наталия Моисеева, но в следующем сезоне этот спектакль будут танцевать и другие артисты. Мы стараемся, чтобы для молодежи театра это стало стимулом для дальнейшего роста. С одной стороны, это техничный спектакль, в нем много партий, вариаций, па-де-труа, па-де-де – и все известные номера, которые часто по отдельности исполняются на разных балетных конкурсах, а теперь их можно увидеть в контексте спектакля. Это, безусловно, приятно для артистов. С другой стороны, эта постановка очень красочная, с грандиозным оформлением, на которую можно прийти всей семьей и получить настоящее наслаждение.

– Вы уже в четвертый раз беретесь за постановку «Корсара». Не станет ли помехой для ваших замыслов небольшая сцена пермского театра? Приходится ли адаптировать хореографию к ее размерам?
– Конечно, на большой сцене хореографический рисунок смотрится интереснее, чем на маленькой, однако к последней я бы не стал относить пермскую сцену. Уверен, все особенности постановки будут смотреться хорошо. В Турции тоже была не самая большая сцена, но мы не сокращали количество персонажей и движений даже в массовых сценах, например, в «Оживленном саде». Они-то и стали «изюминкой» спектакля.

– Я слышала, что пермский «Корсар» будет полноценной премьерой, ибо для нынешней версии многое перерабатывается.
– Существенные отличия непременно будут, особенно в первом акте. Это связано с тем, что я наконец-то получил оригинальные материалы из Парижской оперы. Дело в том, что когда я только взялся за работу над балетом «Корсар», то оригинального нотного материала у меня на руках не было. Только спустя какое-то время выяснилось, что что в архивах Парижской оперы этот материал все же сохранился. Я рассказал об этом своему другу Юрию Бурлаке (Большой театр), использовавшему эти архивные записи при постановки своего «Корсара» (напомним, эта постановка номинировалась на «Золотую маску-2008»). Однако в Большом не использовали многое, что лично мне показалось крайне любопытным, поэтому пермская версия «Корсара» получилась нестандартной – благодаря этим записям, переданным мне (за что я очень благодарен). Кстати, кроме изменений в первом акте, во втором также появились два новых номера. Один – специальный детский танец (придуманный по желанию театра), где будут заняты ученики самых младших классов. Вообще у нас в спектакле будет занято очень много детей. Думаю, это правильно. Вспоминаю, как сам учился в Вагановском училище. Мы все время были задействованы в спектаклях Кировского театра, это была огромная артистическая школа. Не говоря уже о том, что малыши на сцене всегда трогают зрителя.

– Вы известны как хореограф, умеющий бережно «оживить» самые «пыльные» образцы старинной хореографии. Насколько сложно вписывать авторские вещи в контекст хореографии старинной эпохи?
– Я не реставратор – в отличие от того же Большого театра, я не стремлюсь к полной реконструкции спектаклей. Я стараюсь жить сегодняшним днем и учитывать особенности конкретного театра, в котором работаю. Да, Большой или Мариинский театры могут позволить себе «исторический спектакль», на который приходишь, как в музей. Но в иных театрах это вряд ли пройдет – публика может и не досидеть до конца спектакля. Мне ближе «живой», динамичный спектакль, где пантомима будет строго дозирована (например, обещаю, что вы увидите танцующих пиратов), а все затягивающие моменты убраны. В то же время в основе нашего спектакля лежит удивительно гармоничная хореография Мариуса Петипа, обрамленная декорациями и костюмами, что были восстановлены по разным старинным эскизам Борисом Каминским и Еленой Зайцевой. Так что это точно будет красивое зрелище.

– Как завязалась ваша дружба с пермским театром, где были найдены точки соприкосновения?
– Собственно, «Корсар» и стал такой точкой! Сейчас мода на «Корсар» во всем мире. Известны спектакли Большого и Мюнхенского театров, скоро планируется премьера в Римской опере. Я ставил этот спектакль в Чехии, Румынии и Турции – в странах, где до этого «Корсар» был неизвестен публике, но вызвал настоящий фурор и до сих пор идет с аншлагами. Когда пермский театр задумался о своей постановке, руководство просмотрело различные версии разных театров и остановилось на моей. Очень благодарен художественному руководителю театра Георгию Исаакяну и руководителю балета Наталье Ахмаровой, и за то, что они выбрали именно меня. Это честь – работать здесь, в одном из лучших театров страны. Например, это большой плюс, что Наталья Ахмарова всегда в курсе всех последних балетных тенденций и идет в ногу со временем, к тому же она – великолепная балерина, и ей есть что передать новому поколению. Это помогает в подготовке спектакля.

– С чем, на ваш взгляд, связана такая мировая популярность «Корсара»? Известно же мнение многих балетных критиков, которые считают и музыку – не гениальной, и сюжет – посредственным, и хореографию – традиционной. Да и многочисленные переработки не могли пойти спектаклю на пользу. В чем же секрет?
– Одна из версий – популяризация пиратской темы вообще, связанная с успехом кинотрилогии «Пираты Карибского моря». С другой стороны, настал тот момент, когда многие театры захотели обновить свой репертуар и обратились к «Корсару», который дает свободу для творчества. В этой постановке «большие» театры могут проявить себя во всей красе – интрига в сюжете, приключения, происходящие на фоне притягательного восточного колорита, возможность показать мощь труппы в массовых сценах…

– Кроме того, что вы преподаете в академии русского балета им. Вагановой, вы являетесь художественным руководителем и основателем фестиваля «Dance open» в Санкт-Петербурге. И если говорить о современных тенденциях, то вот где они проявляются в полной мере – на фестивалях и конкурсах. Однако в последнее время фестивалей в мире балета стало так много, что временами непонятно, как ему обрести свое неповторимое лицо.
– В Петербурге главный – это фес­тиваль Мариинского театра. Поэтому мы старались сделать свой фестиваль именно открытым, чтобы каждый мог прийти, посмотреть мастер-класс (у нас есть три уровня: начинающие, продолжающие и профессионалы), например, иностранцы могли бы позаниматься у лучших педагогов Мариинского театра и академии русского балета им. Вагановой. Посмотреть спектакли Мариинского и Михайловского театров. Заканчивается «Данс опен» грандиозным гала-концертом звезд мирового балета. А участники могут увидеть именитых танцовщиков на сцене и пообщаться на фуршете. Конечно, для учеников, молодых исполнителей это счастье. В мире такое редко встречается.

– Не кажется ли вам, что фестивалей слишком много и публика не успевает уследить за всеми?
– Вопрос в том, смогут ли организаторы найти свою нишу, избежать повторения. К нам школы приезжают по три, по четыре раза. Для публики любопытно узнать, как развивается современный балет за рубежом. А на гала мы стараемся показать новых звезд – тех, кто уже успел утвердиться в этом статусе, но незнаком петербургской
публике. Например, именно на нашем фестивале впервые танцевал в Петербурге Иван Васильев (Большой театр), а после этого его стали приглашать в другие театры.

– «Лицо» последнего вашего фестиваля, Николай Цискаридзе, на недавно прошедшем в Перми «Арабеске» довольно критично высказался о российских балетных конкурсах и педагогах, которые губят лучшее, что есть в талантливых детях. Неужели все так пессимистично?
– Это, конечно, сложный вопрос. С одной стороны, это бывает, с другой стороны, именно благодаря педагогам наш балет выжил в тяжелые постперестроечные десятилетия, когда не было ни условий для работы, ни адекватных зарплат. Однако великие традиции русского балета удалось сохранить. Я не склонен смотреть на мир сквозь розовые очки и прекрасно понимаю, что средний уровень артистов балета в последнее время все же упал. Если раньше в каждом театре была своя яркая пара ведущих танцовщиков, имена которых знала вся страна, то сегодня таких индивидуальностей мало. Еще меньше информации из этих театров выходит на федеральный уровень.
 В академии Вагановой на кафедре хореографии я тоже вижу проблемы с педагогами: одни в свое время уехали из страны, другие уходят на пенсию, а образующийся вакуум не заполнен средним поколением, новыми заметными именами. Тем ценнее, что где-то традиции сохраняются. Например, здесь, в Перми. В академии Вагановой раньше педагоги ездили по всему Союзу и отбирали ребят с заметным твор­ческим потенциалом. Сегодня этого не происходит. В иные года – даже недобор мальчиков. В этой связи можно говорить об изменении общественного сознания, о том, что балет перестал считаться элитарным искусством, стал меньше пропагандироваться.

– На этом фоне не возникает волнения за судьбу искусства?
– Пока – нет! Хотя стоит признать, что в балетном мире сегодня не все идет гладко. Например, очень давно не слышно ярких имен-открытий танцовщиков и хореографов, не видно новых спектаклей-событий, встряхивающих сознание. Нынешние звезды балета в основном имеют локальную славу – в своем театре или стране. Но, с другой стороны, интерес к классическому танцу остается высоким! И это утверждение подкрепляется и аншлагами на гастролях известных балетных трупп, и тем, что такие названия, как «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», непременно присутствуют в репертуаре всех ведущих музыкальных театров мира. Грандиозные, роскошные классические спектакли всегда были и будут востребованы самой требовательной публикой.
Проблемы есть с экспериментами в танце – если на премьеру современного спектакля билеты продаются, то спустя несколько месяцев интерес публики практически сходит на нет.

– Вы сейчас говорите про провинцию?
– Нет, так происходит по всему миру. В «Ковент-Гардене», Парижской опере, Берлине или «Нью-Йорк Сити Балле» – названия на афишах одни и те же: «Лебединое озеро», «Жизель» «Ромео и Джульетта»… Роскошные декорации и костюмы, понятный сюжет – это отличает любой национальный театр, является залогом успеха у зрителей. А эксперименты – ведутся, но не приживаются.
Баланчин – это ближе к классике, чем, например, Дэвид Доусон или Уильям Форсайт: на вечерах их хореографии пустые кресла в зале никого не удивляют. Сказывается традиционное воспитание зрительского вкуса на многоаспектных балетах, отсутствие культуры восприятия одноактных балетов, новых имен… Но тут надо добавить, что такая картина типична для всего мира, и не стоит нелюбовь к современным одноактным балетам относить к исключительным особенностям российского менталитета.
Даже за счет приезжих – казалось бы,в Петербурге очень много туристов – не заполняется зал. «Большие» театры созданы для «больших» спектаклей. Для экспериментальных постановок существуют особые площадки – это мировая практика.
Но вы не представляете, какая это огромная школа для труппы – танцевать Баланчина и других современных хореографов! Без этого невозможно творческое развитие. Когда ты не окунаешься во что-то новое, то начинаешь стагнировать. И это большая заслуга театра, который активно работает в этом направлении, находит возможность ставить современную хореографию, классику конца
XX века на пермской сцене.

– Может быть, это не так уж и плохо, и стоит использовать эту любовь к классике…
– Современные хореографы зачастую используют знакомые каждому с детства названия, чтобы привлечь публику в зал. Так, придешь, скажем, на «Спящую красавицу» – и не узнаешь сюжет: спящая красавица окажется запертой в сумасшедшем доме… Я считаю невозможным пользоваться такими приемами. Например, недавно я работал над постановкой «Золушки» в Сараеве (Босния и Герцеговина), но на афише была написано, что музыка – И. Штрауса, либретто – Яны Темиз (Турция), действие происходит в 60-е годы прошлого века в одном из модельных агентств. И это действительно новый спектакль, не имеющий отношения к классической «Золушке» Прокофьева.

– Удалось вывести секрет успешной постановки?
– Это невозможно – в этом и прелесть нашего искусства. Непременные составляющие – тяжелый труд всех создателей спектакля, артистов… Есть очень много факторов. Однозначно можно сказать одно: за последние 15 лет настолько изменились культура, традиции восприятия театрального действа да и сама публика, что нужно, чтобы прошло время, чтобы разобраться во всем.
Но я много раз видел, как просто провальный спектакль, сделанный откровенно халтурно,
публика так хорошо принимает… Многое зависит от агрессивной рекламы, которая каждому способна внушить мысль о великолепии увиденного на сцене, – тогда зритель постесняется сказать о своих истинных чувствах и будет аплодировать. Хотя иногда не помогает никакая реклама – так, скандально разрекламированную мюнхенскую премьеру «Онегина» зритель не принял. Так же не принял зритель новое прочтение оперы «Онегин» в пражском национальном театре,где режиссер из Германии сделал всех героев пьяницами, спектакль прошел два раза, и его сняли. Однако немного позже на этой сцене мой балет «Онегин» стал одним из кассовых и любимых спектаклей не только пражского зрителя.

– Следующий ваш спектакль – тоже из разряда классических раритетов?
– Осенью я приступлю в Баку к работе над балетом «Семь красавиц», постановка которого приурочена к юбилею Кара Караева. Кстати, я знаю, что в пермском театре с успехом шел этот балет в хореографии В. Салимбаева.В последнее время спектакль «Семь красавиц» сошел со многих афиш. Однако в связи с юбилеем спектакль возвращается. Уже написано Яной Темиз совершенно новое либретто. Обычно она пишет романы, детективы и совершенно потрясающие либретто, читая которые сразу представляешь себе красочный фильм. На этот раз это будет неоклассика.
Мы не модернизировали сюжет и не создавали нечто претендующее на новое прочтение, – наоборот, решили обратиться к первоисточнику, поэме Низами Гянджеви. «Семь красавиц» – одна из частей его знаменитой «Пятерицы», или «Пятикнижия», и в новом либретто нам хотелось отразить и сохранить сам дух поэмы, вдохновившей Кара Караева на написание его прекрасного балета. Разумеется, такое сложное литературное произведение, с множеством персонажей, сюжетных коллизий и вставных новелл и притч, невозможно превратить в двухактный балет без потерь и сокращений, но, надеюсь, кое-что нам удалось и мы не разочаруем зрителя.
Работаем мы с ней и над балетом «Джеймс Бонд», который хочу в дальнейшем предложить и пермскому балету.

– О чем еще мечтается?
– Хотелось бы поставить абсолютно новый спектакль с мировой премьерой, например, «Морской разбойник» (Не путать с «Корсаром»!) Таким образом, была бы продолжена моя «балетная Пушкиниана»: в 1999 году я поставил на сцене Пражского национального театра балет «Онегин» на музыку из произведений П.Чайковского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина.
Балет «Морской разбойник» Адан, вдохновленный поэмой Пушкина «Бахчисарайский фонтан», написал в Санкт-Петербурге специально для русской публики. Шел этот балет, поставленный Тальони почти полтораста лет назад, только в России. Новая постановка могла бы стать событием не только для балетной России, но и для балетной Европы.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.