Весенний цветущий май принес Пермской хоровой капелле мальчиков (директор – заслуженный работник культуры РФ Лариса Носкова) букет ярких и значимых событий. В масштабе России. В главных культурных центрах страны. Концертные коллективы капеллы стали обладателями Гран-при VIII Всероссийского конкурса «Поющее мужское братство» (Санкт-Петербург) в трех номинациях: хор мальчиков, хор юношей, смешанный хор (мальчики и юноши). На конкурсном прослушивании три пермских хора пели ровно час. В финальном гала-концерте в здании бывшей Императорской певческой капеллы были удостоены чести стать «заключительным аккордом» «Поющего мужского братства». А из Москвы художественному руководителю Пермской хоровой капеллы мальчиков Василию Грачеву, лауреату премии Пермского края в сфере культуры и искусства, был доставлен диплом обладателя гранта фонда «Русское исполнительское искусство 2007 – 2008» (в рамках шестой стипендиально-премиальной программы «Золотой талант»).
«Поющее мужское братство» Хоровая капелла мальчиков Перми весной 2009-го отметит свое 45-летие. Так уж сложилось, что нынешняя блистательная победа пермских капелланов на конкурсе «Поющее мужское братство» была их первым выступлением в Санкт-Петербурге. Василий Грачев получил официальное приглашение стать художественным руководителем хорового училища им. Глинки в Санкт-Петербурге. А вообще-то основатель пермской капеллы з. р.к. РФ Юрий Пучков, преподаватель музыкального колледжа – коренной ленинградец, переживший блокаду. Председатель жюри нынешнего всероссийского конкурса, профессор санкт-петербургской консерватории, заведующий кафедрой хорового дирижирования, з.д.и. РФ Валерий Успенский в юном возрасте учился вместе с Пучковым в хоровом училище. Дальше – еще интереснее. Когда Василий Грачев, выпускник ДМШ г. Лысьвы и Пермского музыкального училища, сдавал государственный экзамен в консерватории Нижнего Новгорода с хором капеллы Льва Сивухина, Успенский возглавлял квалификационную комиссию. Такое переплетение судеб.
«Поющее мужское братство» – единственный в России чисто мужской конкурс. Он проходит раз в два года. У истоков – все тот же Лев Константинович Сивухин, выдающийся отечественный хоровой деятель. Конкурсантов в последние годы принимали и Калуга, и Нижний Новгород. Конкурс проводится в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2010 гг.)» Учредители – федеральное агентство по культуре и кинематографии и Государственный российский дом народного творчества. Задачи конкурса значимы и высоки: сохранение исконно русских традиций мужского пения, развитие и продвижение этой формы творчества, исполнение отечественной классики, формирование уважения к национальной культуре. В жюри – профессора из Санкт-Петербурга и Москвы. Еще одно известное имя в сфере отечественного хорового исполнительства – Алексей Львович Ларин (Российская академия музыки им. Гнесиных), лауреат международных конкурсов, композитор, почетный профессор Государственного университета Сеула.
Вот такое высокопрофессиональное жюри и выбрало среди восемнадцати хоровых коллективов из разных городов страны (а в конкурсе выступали еще и ансамбли) именно пермяков. Важно, что отметили всю пермскую капеллу в целом. Обратили внимание на драматургию часового конкурсного выступления. Впервые на таком уровне были отмечены авторские обработки преподавателя капеллы, з.р.к. РФ Валерия Цыганова. Кстати, по выбору репертуара пермяки оказались наиболее близки Москве и Санкт-Петербургу с присущим столичным коллективам академизмом. Конкурсная публика была профессиональной. Пермских юных артистов поздравляли и после выступления на гала-концерте, который проходил в Академической хоровой капелле. Старинный особняк, где располагалась Придворная певческая капелла, – сама история хорового пения в России. Незабываемые впечатления от конкурса дополнила и культурная программа. Юноши побывали в Эрмитаже, а мальчики – на обзорной экскурсии по городу с посещением крейсера «Аврора».
… «Сердечко уже разбужено» – Как оценивает значение конкурса маэстро Василий Грачев? Чем порадовали его юные и молодые артисты? – с этого вопроса началась наша беседа с художественным руководителем пермской капеллы.
– Приятно, что мужской певческий конкурс живет и развивается. Это значит, что есть интерес к мужскому пению. Растет уровень коллективов, репертуарный диапазон расширяется. Нам многое удалось послушать, и я понял главное: мы развиваемся в правильном направлении. Для меня важно, что жюри отметило репертуар и исполнительское мастерство мальчишеского пения.
Что порадовало? Главное – преданность делу, уважение к педагогам, умение собраться. Мы долго ехали в поезде – 36 часов, на автобусе добирались в город из Репино, где жили. Поменялся часовой пояс, климат – ребята выдержали все. Они умеют собраться, быть ответственными.
– Мальчишки меняются вместе с ходом времени? Какие процессы влияют на занятия искусством хорового пения? – Мальчишки, пожалуй, такие же. Но время другое. Сегодня духовность и прагматизм идут рядом. Другое отношение к жизни и к музыке. Но сердечко уже разбужено.
Современные дети очень заняты в школах. Предельно загружено и свободное время. Плюс – то, что они умеют быть организованными. Минус – устают.
Классическая музыка – это всегда работа души, а не отдых. Классика – основа для воспитания, и нравственного, и духовного, на одной только эстраде и джазе высокие человеческие качества не воспитаешь. А для психологического же и эмоционального переключения приходится выбирать и что-то «повеселее».
Капелла – это начальное музыкальное образование. И мы ответственны за это начало так же, как и родители. Они заинтересованы, чтобы их дети пели в концертном хоре. Окончив музыкальную школу, каждый год два-три человека остаются петь в юношеском хоре. Потом снова переключаются на основную школу: 11-й класс, экзамены…
– В чем отличительные особенности петербургского конкурса? – На всем – печать классики. Это, видимо, еще и петербургская традиция. Хористы строго одеты. Минимум движений. Все профессионально и органично. Привычная расстановка певцов. Как полагается, станки (подставки в виде лестницы), чтобы лучше слышно было звук у стоящих во втором и третьем рядах.
Что особенно запомнилось, так это выступление Хора московского Кремля (здесь объединены профессиональные певцы, выпускники консерваторий Москвы и Нижнего Новгорода). Это – юноши и молодые мужчины. Подобный хор был и из Великого Новгорода (под Санкт-Петербургом). Они пели сложные партитуры – Чеснокова, Кастальского, Гречанинова…
Василию Грачеву есть о чем рассказать. О собственном педагогическом опыте: о выпускниках, дирижерах хора, в музыкальном училище, о 5-летнем стаже вузовской работы. В этом году у него, и. о. доцента ПГИИКа, будет первый выпуск. Разнообразна концертная деятельность: гастроли в Вологде, Череповце, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде (в рамках проектов Ассоциации концертных организаций России), выступления в Органном зале Пермской филармонии, в гимназии им. Дягилева, участие в фестивалях духовной музыки.
Впереди – новые старты для новых творческих побед.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.