Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
02.06.2008
Весь этот джаз…

22 мая в Органном зале Пермской филармонии в рамках абонемента № 8 «Джаз с Валерием Гроховским» состоялся заключительный концерт «Гроховский +». В сумме получился концерт с участием известного джазмена, пианиста, народного артиста России Анатолия Кролла, посвящённый 65-летнему личному и 50-летнему профессиональному юбилею этого выдающегося музыканта.


Как заметил на концерте сам Анатолий Ошерович, согласно записям в трудовой книжке, с 15 лет он не расставался с джазом ни на один день. С 1959-го он работает пианистом, руководит эстрадными ансамблями в Челябинской филармонии. В 60-х годах Анатолий Кролл становится одним из известнейших дирижёров СССР. С 80-х годов пишет музыку к семи фильмам своего любимого режиссёра Карена Шахназарова: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь»… В 2003-м в Москве на «Площади звёзд» была заложена именная звезда Анатолия Кролла. А в 2008-м музыкант получил орден «За заслуги перед Отечеством» со словами «Служу российскому джазу».
«Надо сказать, что не с каждым музыкантом я соглашаюсь творчески взаимодействовать, – рассказал Анатолий Ошерович перед концертом. – Но я не смог отказать глубоко уважаемому мной Валерию Гроховскому. В итоге получился совместный концерт. Это чисто джазовое явление, потому что основано на нашем импровизационном содружестве в звуках. Мы не договаривались о каких-то подробностях программы, как это происходит в академических концертах, в которых, как известно, всё предсказуемо и заранее известно».
Открыл джазовый вечер Валерий Гроховский. Зал был «разогрет» блистательной импровизацией в исполнении самого маэстро, барабанщика Александра Зингера, который, по словам Гроховского, в любом зале играет одинаково тихо, но с неподражаемым свингом, и контрабасиста Владимира Кольцова, который заменял неожиданно отбывшего в командировку Макара Новикова. После зажигательного эпиграфа в исполнении трио на сцену вышел Анатолий Кролл. Первое, что сыграл легендарный российский джазовый пианист, – попурри, составленное мелодиями из фильмов Карена Шахназарова, ставшими «визитной карточкой» Кролла-композитора. После чего, заметив, что джазисты не любят репетировать, похвалил импровизаторское чутьё Александра Зингера и Владимира Кольцова. Причём с контрабасистом, пояснил Анатолий Ошерович, он сыграл впервые в жизни, что называется, влёт.
«В джаз я пришёл через мой любимый инструмент – рояль, – поделился в интервью Анатолий Кролл. – И, надо признаться, работа дирижёром и композитором очень отвлекала от рояля, требуя много времени и сил. И сейчас я будто приношу свои извинения роялю за долгую паузу в исполнительских отношениях с ним».
Во втором отделении трио обернулось квартетом: контрабас, ударные и пара роялей. За одним – Гроховский. За другим – Кролл.
– Джазовых фортепианных дуэтов очень мало не только в России, но и в мире, – пояснил Анатолий Кролл, – потому что такая игра требует навыков, опыта и, главное, совпадения творческих характеров. Если в академической музыке всё заранее написано и может быть исполнено по нотам, то в джазе не бывает, чтобы два джазовых пианиста встретились и просто заиграли. Если между исполнителями не возникает единого биополя, которое позволяет им разговаривать одновременно так, чтобы было ясно, что они хотят сказать вместе, то ни о каком дуэте не может быть и речи. Умение почувствовать личностные особенности друг друга и в то же время, говоря метафорически, повернуться друг к другу лицом – вот что важно в джазовом фортепианном дуэте«.
 В получившемся квартете все слушали и, главное, слышали друг друга. Зрители – исполнителей, а исполнители – друг друга. Чтобы упростить музыкальную коммуникацию, пианисты время от времени обменивались понятными только им знаками, в это время Александр Зингер необыкновенно деликатно использовал ударную силу своих не самых тихих инструментов, Владимир Кольцов играл очень глубоко и вдумчиво…
– 50 лет в джазе пролетели для меня быстро и стремительно, – сказал в беседе Анатолий Кролл. – Всю свою жизнь я был обращён лицом вперёд, направлен в перспективу. Думаю, не обязательно ждать юбилея для того, чтобы проанализировать что-то в собственной жизни. Для таких промежуточных выводов есть каждый день. И в любом возрасте важно понимать, от чего нужно избавиться и чего нужно достичь».
Во втором отделении зрителей ждал сюрприз – в инструментальный тандем исполнителей ворвалась скрипка проживающего в Каннах Фёдора Левинштейна, который, по словам Гроховского, случайно оказался в Перми. Так, в связи со скрипичным соло Левинштейна, импровизация была возведена в пятую степень. Солирующие ещё в прошлом номере Гроховский и Кролл наряду с Зингером и Кольцовым стали аккомпанировать…
На сегодняшний день Анатолий Кролл освоил несколько творческих специальностей: пианист, композитор, дирижёр. Не так давно он начал заниматься продюсерской работой, стремясь, по его словам, делать не обычные концерты, а музыкальные акции. Например, фестиваль «Российские звёзды мирового джаза». «Кроме этого, – добавил Анатолий Ошерович, – есть моя общественная деятельность в Союзе композиторов России. Занимаюсь и педагогической деятельностью – руковожу оркестровым классом на кафедре джазовой музыки в Российской академии музыки имени Гнесиных. Хотя педагогом был всю жизнь: где работал, там и учил. Сейчас у меня учатся архиталантливые ребята… Думаю, чем больше человеку дано талантов, тем больше он должен работать над собой, чтобы достичь того, на что он способен. Потому что так не бывает, чтобы захотел – и заиграл. Может быть, музыкой вообще и джазом в частности должен заниматься человек, обласканный Господом Богом. Поэтому людей в искусстве не должно быть в избыточном количестве».
Рассказывая о своих талантливых учениках, Анатолий Кролл отметил, что российский джаз всегда развивался не благодаря, а вопреки. «Джазу было очень трудно утвердиться в России в качестве самостоятельного музыкального направления. В своей молодости я застал тот период, когда не только джаз, но и всё, что хотя бы отдалённо его напоминало, вызывало категорическое неприятие. Даже само слово „джаз“ вызывало у многих негативные эмоции. В своё время увлечение джазом стоило мне учёбы в музыкальном училище. Я был вынужден покинуть его из-за неприятного инцидента с директором. Слава богу, что эти времена позади… Но и сейчас у джаза в России есть свои трудности. Например, джаз до сих пор не стал в России рыночным видом искусства. Не могу сказать при этом, что джаз – элитарен. Но, тем не менее, молодым музыкантам этого направления очень сложно пробиться на большую сцену и в слои обеспеченной жизни. Отчасти потому, что джазовая ситуация в России не приобрела системного характера и что в России очень многое поделено на столицу и провинцию. Но ведь культура одна на всю страну, и любое развитое государство стремится к равномерному распределению культурного достояния по всей своей территории… Хотя, признаться, меня обнадёживает отношение властных структур к музыке. Я неплохо знаком с нашим бывшим президентом Владимиром Путиным. И то, что джазовым музыкантам стали вручать ордена, награды, присваивать почётные звания, – знак доброго отношения к джазу вообще и признак того, что этот жанр признан. Слава богу, наступили такие времена, когда не стыдно признаться в том, что ты джазовый музыкант».

Ника Кулич.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.