Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
22.05.2008
Возвращение «Корсара»

Самый, возможно, зрелищный балет классики со времен своей первой постановки то и дело реставрировался и видоизменялся, так что каков его первоначальный облик, сейчас уже никто и не знает. Но дело не в этом. Балет «Корсар» остается любимым и артистами, и публикой. Экзотика Востока с его нравами, базарами и гаремами вторую сотню лет позволяет нехитрой истории о морских разбойниках и их предводителе Конраде, влюбленном в прекрасную невольницу Медору, оставаться одной из самых кассовых во всем мире. Под занавес сезона «Корсар» появится на сцене Пермского театра оперы и балета.


Сочетание академического и характерного танца, а также старинной пантомимы – вот что ценят в «Корсаре» эксперты и зрители. Эффектность ярких сцен – грандиозного «Оживленного сада» – танцевального номера кордебалета и солисток, гармоничное трио одалисок или стильный дуэт раба с невольницей – позволили им стать фаворитами различных балетных конкурсов (номера из «Корсара» в избытке присутствовали и на последнем «Арабеске»).
Взяв за литературную основу одноименную поэму лорда Байрона, в 1856 году Жозеф Мазилье поставил на сцене Парижской оперы балет «Корсар» на музыку Адольфа Адана (это было последнее произведение автора «Жизели»). Двумя годами позже лихой сюжет поставлен в Петербурге силами знаменитого хореографа Жюля-Жозефа Перро, а позднее возобновлен Мариусом Петипа. Завязка такова: морские пираты похищают невольниц с рыночной площади, увезя их на «пиратский остров», где предводитель корсаров Конрад влюбляется в красавицу Медору и насмерть ссорится с близким другом и остальными морскими разбойниками. В результате Медора попадает в гарем, куда чуть позже под маской купцов являются пираты…
 В последние годы наблюдается новая волна интереса к «Корсару»: его ставят или реконструируют практически во всех балетных театрах мира. И несмотря на то что в основе лежит одна хореография, различные переработки – как в самой хореографии, так и в оформлении спектакля – каждый раз превращают «Корсара» в полноценную премьеру. Из всего многообразия пермский театр сделал выбор в пользу версии петербургского хореографа Василия Медведева, впервые поставившего «Корсара» еще пять лет назад. В чем же «живучесть» этой, казалось бы, простой приключенческой истории и чего пермякам ждать от грядущей премьеры, «Новости культуры» выяснили у приглашенных из Санкт-Петербурга создателей спектакля.
Станислав Фечо, окончивший Пражскую балетную консерваторию, долгие годы являлся солистом Национального театра в Праге. После завершения
карьеры танцовщика перебрался в Россию, где сотрудничал с разными балетмейстерами как в Петербурге, так и в Москве. В последнее время – ассистент известного российского хореографа Василия Медведева. Именно в этом качестве Станислав находится в Перми уже более двух недель. За это время он уже успел освоиться и в театре, и в городе. Более того, покорив своей работой руководство пермского балета, наш сегодняшний собеседник получил приглашение приехать в Пермь еще раз в будущем сезоне – уже в качестве педагога.

– Станислав, вам уже удалось посмотреть и оценить спектакли, идущие на пермской сцене?
– Мне повезло, с самого моего приезда в театре практически через день идут балетные спектакли, так что я успел посмотреть многие: «Бахчисарайский фонтан», «Дон Кихот», «Балда», «Привал кавалерии»…

– То есть увидели особенности пермской балетной школы?
– Начнем с того, что пермский балет известен и уважаем во всем мире. Так, когда я говорил своим знакомым в Петербурге, что еду работать в пермский театр, мне отвечали: «Как же тебе повезло»! К тому же я видел выступление пермской труппы во время гастролей на сцене Мариинского театра, и уже тогда смог заметить, что уровень очень высокий. И я не ошибся! Приехав сюда, я увидел, что это молодая труппа, в которой много талантливых и работоспособных танцовщиков. Они готовы жить в театре, репетируя с утра до ночи! Я такого отношения еще не встречал. Зато могу припомнить случаи, когда мне приходилось заставлять артистов репетировать с полной отдачей, напоминая, что это их работа и прямая обязанность. В Перми подобного не встретишь. С одной стороны, здесь все относятся к работе максимально профессионально, с другой – видно, что театр – это образ жизни пермских артистов. При таком отношении и результат получается удивительно хороший.

– Вам, как человеку извне, впервые попавшему в пермскую балетную среду, что-то еще бросилось глаза?
– Пермский балет славится своим академизмом, традициями, перенятыми у Кировского театра. И я бы еще добавил уровень подготовки молодежи. Когда я зашел на урок (по-моему, это был второй курс) в ваше хореографическое училище (ныне – колледж – прим. ред.), то был просто поражен: в классе занимались около пятнадцати способных, выразительных, одухотворенных танцовщиков. Может быть, вам это удивительно слышать, но в академии русского балета
им. Ваганова, где я часто бываю, так как учусь там на хореографа, – нынче дефицит способных юношей этого возраста. Возможно, это сказывается какой-то переходный период, но если сравнивать два училище, то именно эта особенность сразу бросается в глаза.
Радует, что это имеет свое продолжение в театре: здесь сегодня тоже очень много талантливой молодежи. И это дает уверенность в том, что у театра не только великое прошлое, но и хорошее будущее.

– Что вы можете сказать об особенностях хореографии Василия Медведева, а следовательно, и особенностях готовящейся премьеры?
– Балет «Корсар» – на основе хореографии Мариуса Петипа, но облик спектак­ля значительно обновлен хореографией Василия Медведева, особенно в первом акте. Василий Медведев является одним из тех немногих хореографов, которые, полностью понимая атмосферу спектакля, вписывают свою хореографию в чужую «ткань» органично и гармонично, не оставляя зрителю ощущения распавшегося на отдельные танцевальные номера произведения. А в современном балете это большая редкость.

– Не возникало ли в ходе подготовки спектакля соблазна что-то позаимствовать от грандиозного «Корсара», в этом сезоне поставленного в Большом театре и номинированного на «Золотую маску»?
– В-первых, «Корсар» Василия Медведева появился гораздо раньше, чем его аналог в Большом! «Корсар» с хореографией Медведева был поставлен уже несколько раз: в Бухаресте (Венгрия), в Брно (Чехия), в Изруме (Турция). Более того, именно после того, как Юрий Бурлака, друг Василия Медведева, увидел запись спектакля Берно, он пригласил нашего художника, Бориса Каминского, создавать декорации и для постановки в Большом теат­ре. Кстати, художник Борис Каминский оформляет спектакль и в Перми.
Но, несмотря на то что это будет четвертая версия постановки, в ней будут и отличия. Мы сейчас готовим вариант специально для пермского театра. Сейчас сложно точно описать итоговый облик спектакля, идет поиск – очень интересный и плодотворный. Но могу сказать, что на пермской сцене можно будет увидеть больше реконструированных элементов, чтобы зрители могли почувствовать обаяние той эпохи.
Что касается постановки Большого театра, то, на мой взгляд, в нем зачастую спектакли слишком длинные…

– … такова традиция императорского театра…
– … и это приводит к тому, что в нем много моментов, интересных для экспертов, но для зрителя они бывают утомительными. Например, длительная пантомима в первом акте того же «Корсара». В нашей редакции спектакль получится более компактным и более танцевальным — словом, более привлекательным для публики.
Вообще, что касается реакции публики, могу вспомнить прошлый сезон, когда «Корсар» вышел в Бухаресте. Премьера вызвала настоящий фурор, и до сих пор все билеты на этот спектакль распродаются на месяц вперед. Та же история была и в Чехии. При том на «Корсар» приходят с детьми – он понятен даже малышам.

– В чем секрет такого успеха?
– Как и во всех классических балетах, у «Корсара» простой сюжет, но вокруг него настолько много сильных, ярких эмоций, выраженных прекрасным языком танца и музыки! Добавьте к этому великолепие царского балета, зрелищность и пышность праздничных коллективных сцен. Мне кажется, пермской публике есть чего ожидать от премьеры «Корсара».

«Молодость – не минус, если имеет под собой хорошую школу», – разговор с Василием Медведевым читайте в следующем номере «Новостей культуры».

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.