В этом году квартету народных музыкальных инструментов «Каравай» исполняется 20 лет. «Юбилей – это как пожар, как ремонт», – говорит художественный руководитель квартета Олег Згогурин. Пожарно-ремонтные «работы» запланированы ансамблем на юбилейный концерт «20 лет спустя. „Каравай“ и друзья», который состоится 28 мая в большом зале Пермской краевой филармонии. На нём, в соответствии с названием, соберутся все те, кто к «Караваю» неравнодушен: коллеги, друзья, слушатели…
Творчество квартета народных музыкальных инструментов «Каравай» можно расценивать по-разному. Как изощрённую иронию над масскультом: как в случае с «Мишель» Джона Леннона, которая исполняется составляющими ансамбль двумя домрами и парой балалаек. Как популистскую адаптацию: шедевры мировой классики в балалаечно-домровом звучании становятся как бы «переведёнными» на народный язык. Как звуковое экспериментаторство: узнаваемые музыкальные мотивы, звуча в обработке «Каравая» свежо и необычно, кажутся «знакомыми незнакомцами».
Все участники квартета – выпускники музыкальных вузов России. Объединение в исполнительский ансамбль произошло в сентябре 1987 года. А с октября 1987-го «Каравай» стал штатной единицей Пермской краевой филармонии.
«С первых лет работы мы столкнулись с такой проблемой, что готового материала для нас практически не было», – вспоминает Олег Згогурин.
Из сложной репертуарной ситуации участники ансамбля вышли просто: стали творить самостоятельно. Не случайно – потому что все участники ансамбля – члены российского авторского общества. «Всем известные мелодии, такие как „Мишель“ Леннона, играть сложно. Переложить популярную мелодию, провести музыкальную тему сквозь всю пьесу – это полдела и, в общем-то, не проблема для любого профессионального музыканта. Нам хочется ведь сказать больше, чем создатель известного мотива. Поэтому главное – досочинить дополнительный звучащий материал», – поясняет Згогурин.
Кроме репертуарных трудностей были у «Каравая» сложности, связанные со стереотипами, укоренившимися в мировоззрении аудитории и коллег-музыкантов.
«Инструментальная музыка – довольно сложный жанр. В нашем случае эта сложность дополняется тем, что инструменталисты-народники считаются „чёрной костью“ в музыке. Однако несмотря на кажущуюся „несерьёзность“ народных инструментов, мы всё же академические музыканты. Этот академизм – благодаря фундаментальному образованию: от музыкальной школы до консерватории», – говорит Олег Згогурин.
Очевидная инструментальная «народность» не создала привязанности к соответствующей по жанру музыке. «Работаем мы так: понравилась музыка – тут же делаем её аранжировку. Когда в 1987 году мы начинали существовать как ансамбль, рок-н-ролл, рэгтайм на академической сцене в исполнении народных инструментов был, прямо скажем, на грани допустимого», – вспоминает художественный руководитель квартета «Каравай».
«В Перми, – продолжает Олег Валерьевич, – сохранились стереотипы относительно того, что серьёзный музыкант обязательно должен преподавать. Так сложилось, что в нашем городе нет традиции профессионального исполнительства, при которой музыкант занимался бы только концертной деятельностью. Но ведь жить на сцене и жить в академических стенах – абсолютно разные вещи. Хотя, конечно, возможно совмещение… Помню, когда я учился в „гнесинке“ и у нас преподал Спиваков, ходил про него анекдот: сначала в аудитории появляется запах французских духов, а потом сам Спиваков. Ну и появляется он, соответственно, раз в полгода». В таком контексте конца 1980-х – начала 90-х «Каравай» начинал гастрольные перемещения в пространстве, постепенно расширяя ареал: с пермской области до дальнего зарубежья.
Первая гастрольная поездка была в город Ныроб, в зону Ш-320. Был концерт в самой зоне, концерт для поселенцев и концерт для вольных. Теперь есть с чем сравнивать, поэтому участники считают, что внимательней аудитории, чем особо опасные рецидивисты в зоне строгого режима, не встречали. После тех гастролей «Караваю» приходили мешки писем. Иногда спустя годы освободившиеся заключённые узнавали музыкантов в поездах.
Дорога в насыщенную гастрольную жизнь открылась квартету после первой большой победы. Весной 1990 года на IV Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах квартет «Каравай» был удостоен Первой премии и звания лауреата.
«Этот конкурс был тогда единственным по всей России конкурсом для „народников“. Проходил он раз в четыре года в разных городах. В 90-м он проходил в Нижнем Новгороде. Помню, приехало порядка 80 коллективов со всей России. Для участия в этом конкурсе мы полгода сочиняли народную обработку для „Чёрного ворона“. Кроме „Ворона“ играли рондо из „Маленькой ночной серенады“ Моцарта», – вспоминает Олег Валерьевич.
Первые заграничным гастрольным пунктом «Каравая» стал конкурс модельеров «Бурда моден» в немецком Штутгарте. Прорыв сквозь постперестроечную «вакуумную упаковку» произвёл впечатление. «У нас было ощущение, что там даже воздух другой… Удивила и публика. Западный зритель полностью отдаётся воле исполнителей. Можно сказать, что европейский зритель более доверчив. А точнее – более толерантен. Западные слушатели не отторгают чуждое, а пытаются понять его. К тому же на Западе люди приучены к попыткам понимания даже нелёгкой для восприятия современной музыки. У нас же в России принято делать музыку доходчивей, популярней. Ещё заметил, что в Европе люди умеют ценить неповторимость концертного действа. Все понимают: то, что и как происходит на концерте, не имеет дополнительных „дублей“, исполняется только здесь и сейчас. На языке экономики это можно назвать разовым, уникальным продуктом: только для тех слушателей, которые сидят в зале. У нас же культура входит в сферу обслуживания», – резюмирует художественный руководитель квартета «Каравай».
Противоречие между позицией западных слушателей, которые стремятся к пониманию, и российских слушателей, которым важна «понятность» слушаемого, разрешила позиция музыкантов квартета. «Говорить зрителю, что он не понимает того, что происходит на сцене, значит расписываться в собственном бессилии. Для нас в «Каравае» важно быть понятыми. Хотя, по большому счёту, очень сложно научиться понимать язык музыки. И абсолютно невозможно научиться быть культурным человеком, хотя можно искусно изображать его. Вообще, инструментальный жанр можно назвать самым «рафинированным», – поясняет Олег Валерьевич.
Количество концертов, данных квартетом «Каравай» за 20 лет его существования, не поддаётся подсчётам. Обширна и концертная «география» ансамбля. В одной только Дании исполнители были более 15 раз. Впрочем, не безрезультатно. «Каравай» стали приглашать на датские камерные фестивали (как, например, в 1994 году квартет выступал в знаменитом парке «Тиволи» в Копенгагене), включили его в образовательную программу Дании, в рамках которой музыканты играли для младших школьников…
Зрительская реакция на удачный концерт, по словам Олега Згогурина, не зависит от места концерта и национальности слушателей. «Идеальная зрительская реакция – это неравнодушие. Его наличие и отсутствие всегда ощущается. Бывают такие особенные аплодисменты, которые следуют после последнего аккорда не сразу, а после цензуры. Это значит, что в зрителя „вошла“ музыка, возможно, помимо его воли, но как-то она отразилась в нём, что-то внутри него изменила», – отмечает Олег Валерьевич.
«За плохой концерт стыдно в первую очередь перед собой. Поэтому это одинаково ответственно – выступать и перед членами королевской датской семьи, и перед заключёнными. Вдохновение?.. По-моему, это иллюзия. Любая исполнительская удача – результат упорной работы», – возможно, эти слова художественного руководителя квартета «Каравай» выражают credo всего ансамбля. Хотя иронически Олег Валерьевич добавляет к нему: «Мы всего лишь четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, которые играют на домрах и балалайках… И нам хочется звучать как оркестр не за счёт количества участников, а за счёт внутренних возможностей квартета».
На вопрос о планах ансамбля на будущее, его художественный руководитель отвечает по-деловому сдержанно: «Что будет после 20-летия? Хочется сделать русскую программу, поработать с русской народной песней. Планируем и гастроли… В общем, будем работать».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.