Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
22.05.2008
Именинник — «Каравай»

В этом году квартету народных музыкальных инструментов «Каравай» исполняется 20 лет. «Юбилей – это как пожар, как ремонт», – говорит художественный руководитель квартета Олег Згогурин. Пожарно-ремонтные «работы» запланированы ансамблем на юбилейный концерт «20 лет спустя. „Каравай“ и друзья», который состоится 28 мая в большом зале Пермской краевой филармонии. На нём, в соответствии с названием, соберутся все те, кто к «Караваю» неравнодушен: коллеги, друзья, слушатели…


Творчество квартета народных музыкальных инструментов «Каравай» можно расценивать по-разному. Как изощрённую иронию над масскультом: как в случае с «Мишель» Джона Леннона, которая исполняется составляющими ансамбль двумя домрами и парой балалаек. Как популистскую адаптацию: шедевры мировой классики в балалаечно-домровом звучании становятся как бы «переведёнными» на народный язык. Как звуковое экспериментаторство: узнаваемые музыкальные мотивы, звуча в обработке «Каравая» свежо и необычно, кажутся «знакомыми незнакомцами».
Все участники квартета – выпускники музыкальных вузов России. Объединение в исполнительский ансамбль произошло в сентябре 1987 года. А с октября 1987-го «Каравай» стал штатной единицей Пермской краевой филармонии.

«С первых лет работы мы столкнулись с такой проблемой, что готового материала для нас практически не было», – вспоминает Олег Згогурин.

Из сложной репертуарной ситуации участники ансамбля вышли просто: стали творить самостоятельно. Не случайно – потому что все участники ансамбля – члены российского авторского общества. «Всем известные мелодии, такие как „Мишель“ Леннона, играть сложно. Переложить популярную мелодию, провести музыкальную тему сквозь всю пьесу – это полдела и, в общем-то, не проблема для любого профессионального музыканта. Нам хочется ведь сказать больше, чем создатель известного мотива. Поэтому главное – досочинить дополнительный звучащий материал», – поясняет Згогурин.

Кроме репертуарных трудностей были у «Каравая» сложности, связанные со стереотипами, укоренившимися в мировоззрении аудитории и коллег-музыкантов.
«Инструментальная музыка – довольно сложный жанр. В нашем случае эта сложность дополняется тем, что инструменталисты-народники считаются „чёрной костью“ в музыке. Однако несмотря на кажущуюся „несерьёзность“ народных инструментов, мы всё же академические музыканты. Этот академизм – благодаря фундаментальному образованию: от музыкальной школы до консерватории», – говорит Олег Згогурин.
Очевидная инструментальная «народность» не создала привязанности к соответствующей по жанру музыке. «Работаем мы так: понравилась музыка – тут же делаем её аранжировку. Когда в 1987 году мы начинали существовать как ансамбль, рок-н-ролл, рэгтайм на академической сцене в исполнении народных инструментов был, прямо скажем, на грани допустимого», – вспоминает художественный руководитель квартета «Каравай».
«В Перми, – продолжает Олег Валерьевич, – сохранились стереотипы относительно того, что серьёзный музыкант обязательно должен преподавать. Так сложилось, что в нашем городе нет традиции профессионального исполнительства, при которой музыкант занимался бы только концертной деятельностью. Но ведь жить на сцене и жить в академических стенах – абсолютно разные вещи. Хотя, конечно, возможно совмещение… Помню, когда я учился в „гнесинке“ и у нас преподал Спиваков, ходил про него анекдот: сначала в аудитории появляется запах французских духов, а потом сам Спиваков. Ну и появляется он, соответственно, раз в полгода».
 В таком контексте конца 1980-х – начала 90-х «Каравай» начинал гастрольные перемещения в пространстве, постепенно расширяя ареал: с пермской области до дальнего зарубежья.
Первая гастрольная поездка была в город Ныроб, в зону Ш-320. Был концерт в самой зоне, концерт для поселенцев и концерт для вольных. Теперь есть с чем сравнивать, поэтому участники считают, что внимательней аудитории, чем особо опасные рецидивисты в зоне строгого режима, не встречали. После тех гастролей «Караваю» приходили мешки писем. Иногда спустя годы освободившиеся заключённые узнавали музыкантов в поездах.
Дорога в насыщенную гастрольную жизнь открылась квартету после первой большой победы. Весной 1990 года на IV Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах квартет «Каравай» был удостоен Первой премии и звания лауреата.
«Этот конкурс был тогда единственным по всей России конкурсом для „народников“. Проходил он раз в четыре года в разных городах. В 90-м он проходил в Нижнем Новгороде. Помню, приехало порядка 80 коллективов со всей России. Для участия в этом конкурсе мы полгода сочиняли народную обработку для „Чёрного ворона“. Кроме „Ворона“ играли рондо из „Маленькой ночной серенады“ Моцарта», – вспоминает Олег Валерьевич.
Первые заграничным гастрольным пунктом «Каравая» стал конкурс модельеров «Бурда моден» в немецком Штутгарте. Прорыв сквозь постперестроечную «вакуумную упаковку» произвёл впечатление. «У нас было ощущение, что там даже воздух другой… Удивила и публика. Западный зритель полностью отдаётся воле исполнителей. Можно сказать, что европейский зритель более доверчив. А точнее – более толерантен. Западные слушатели не отторгают чуждое, а пытаются понять его. К тому же на Западе люди приучены к попыткам понимания даже нелёгкой для восприятия современной музыки. У нас же в России принято делать музыку доходчивей, популярней. Ещё заметил, что в Европе люди умеют ценить неповторимость концертного действа. Все понимают: то, что и как происходит на концерте, не имеет дополнительных „дублей“, исполняется только здесь и сейчас. На языке экономики это можно назвать разовым, уникальным продуктом: только для тех слушателей, которые сидят в зале. У нас же культура входит в сферу обслуживания», – резюмирует художественный руководитель квартета «Каравай».
Противоречие между позицией западных слушателей, которые стремятся к пониманию, и российских слушателей, которым важна «понятность» слушаемого, разрешила позиция музыкантов квартета. «Говорить зрителю, что он не понимает того, что происходит на сцене, значит расписываться в собственном бессилии. Для нас в «Каравае» важно быть понятыми. Хотя, по большому счёту, очень сложно научиться понимать язык музыки. И абсолютно невозможно научиться быть культурным человеком, хотя можно искусно изображать его. Вообще, инструментальный жанр можно назвать самым «рафинированным», – поясняет Олег Валерьевич.
Количество концертов, данных квартетом «Каравай» за 20 лет его существования, не поддаётся подсчётам. Обширна и концертная «география» ансамбля. В одной только Дании исполнители были более 15 раз. Впрочем, не безрезультатно. «Каравай» стали приглашать на датские камерные фестивали (как, например, в 1994 году квартет выступал в знаменитом парке «Тиволи» в Копенгагене), включили его в образовательную программу Дании, в рамках которой музыканты играли для младших школьников…
Зрительская реакция на удачный концерт, по словам Олега Згогурина, не зависит от мес­та концерта и национальности слушателей. «Идеальная зрительская реакция – это неравнодушие. Его наличие и отсутствие всегда ощущается. Бывают такие особенные аплодисменты, которые следуют после последнего аккорда не сразу, а после цензуры. Это значит, что в зрителя „вошла“ музыка, возможно, помимо его воли, но как-то она отразилась в нём, что-то внутри него изменила», – отмечает Олег Валерьевич.
«За плохой концерт стыдно в первую очередь перед собой. Поэтому это одинаково ответственно – выступать и перед членами королевской датской семьи, и перед заключёнными. Вдохновение?.. По-моему, это иллюзия. Любая исполнительская удача – результат упорной работы», – возможно, эти слова художественного руководителя квартета «Каравай» выражают credo всего ансамбля. Хотя иронически Олег Валерьевич добавляет к нему: «Мы всего лишь четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, которые играют на домрах и балалайках… И нам хочется звучать как оркестр не за счёт коли­чества участников, а за счёт внутренних возможностей квартета».
На вопрос о планах ансамбля на будущее, его художественный руководитель отвечает по-деловому сдержанно: «Что будет после 20-летия? Хочется сделать русскую программу, поработать с русской народной песней. Планируем и гастроли… В общем, будем работать».


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.