Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
23.04.2008
Проверка на профессионализм

Как «Tchaikovsky ballet» балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета давно известна далеко за пределами Пермского края. Именно в этом качестве пермский балет и оркестр театра отправились в длительный гастрольный тур по США: спектакли «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» посмотрели 60 тысяч зрителей в двадцати двух городах. Каждые гастроли – это серьезная проверка на прочность для труппы, ведь в любом театре невозможно почивать на лаврах прошлых побед. Каждый вечер, когда открывается занавес, нужно завоевать зрителя – всегда нового, ждущего чуда. А для пермского балета эти гастроли стали двойным испытанием. Эмоциональная и физическая нагрузка были велики, как никогда прежде: отработать шесть недель гастролей, пересечь всю Америку (да еще успеть заехать в Канаду), а перед этим в Москве показать на «Золотой маске» одну из самых сложных постановок – вечер хореографии Джерома Роббинса, – такое под силу только самым лучшим. Провести такой тур на высоком уровне – хорошая проверка профессионализма труппы.


Спектакли «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» были показаны в двадцати двух городах Америки (в таких штатах США, как Коннектикут, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Кентукки, Западная Вирджиния, Иллинойс, Калифорния, в городах Нью-Хейвен, Ньюарк, Чикаго, Беркли, Чико), а также в двух театрах Канады, где пермская балетная труппа пробыла практически неделю. Балеты в постановке Николая Боярчикова и Натальи Макаровой были приняты с восторгом и получили превосходные отзывы в американской прессе. Художественный руководитель балета Наталья Ахмарова рассказала «Новостям культуры» подробности этих гастролей.

– Наталья Галимзяновна, этот год у балетной труппы – несмотря на обновление «Ромео и Джульетты» – можно назвать гастрольным: за полтора месяца до американской поездки труппа выступала в Амстердаме. Отличалась эта поездка от предыдущей?
– Мы уже давно вышли на тот уровень, когда можем себе позволить приехать на длительные гастроли в один город и провести на одном месте целый месяц – как, например, это было в этот Новый год в Амстердаме. Но если сравнивать вообще все американские поездки, то стоит отметить, что каждый раз они проходят в лучших условиях: так, нам были предоставлены очень хорошие площадки, с комфортным покрытием сцены. Все становится профессиональнее, во многом благодаря тому, что импресарио понимает: если ему нужна пермская балетная труппа, то и концертные площадки, и бытовые условия во время гастролей должны быть соответствующие.

– В Калифорнии вы заканчивали ваш гастрольный тур. Можно сказать, это была своеобразная кульминация поездки: нужно было показать себя достойно на уровне других мировых звезд. Получилось?
– Труппа показала себя замечательно! И это после четырех недель, проведенных в автобусе, истраченных нервов и просто физической усталости – гастрольный график был очень плотный: например, в Калифорнии мы провели четыре спектакля за три дня. Такие, которыми можно по-настоящему гордиться. Все это закончилось банкетом в ресторане, организованным Натальей Макаровой и ее супругом Эвардом Каркаром в честь артистов пермской балетной труппы.

– Больше двадцати городов – это много. Наверняка что-то запомнилось особенно?
– В Prudential Hall в Нью-Джерси танцуют все уважающие себя коллективы, поэтому на спектакли – а мы танцевали два балета «Ромео и Джульетта» – присутствовали серьезные театральные критики, которых поразила труппа – своей молодостью и красотой, и солисты (в этот день танцевали Яра Араптанова, Роберт Габдуллин). также они отметили хореографию Николая Боярчикова. Причем сравнивая эту постановку с тем, что делали Лавровский и Макмилан, американским критикам отметили камерные оттенки спектакля и по достоинству оценили его особую глубину. Одна из статей заканчивалась словами «браво Боярчикову»! Мы собираемся в самое ближайшее время выслать эту статью Николаю Николаевичу. Это в очередной раз доказывает, что балет «Ромео и Джульетта» обновили мы не зря и вектор развития труппы выбран правильно.
 В Калифорниии вместе с нашей труппой «Лебединое озеро» танцевали приглашенные звезды. Изначально планировался приезд Дениса Матвиенко, но он из-за травмы приехать не смог, и его заменил молодой танцовщик из Мариинского театра Владимир Шкляров.
Блистала на сцене в свое время окончившая класс Головкиной в Московском хореографическом училище Полина Симеонова, которая считается одной из лучших исполнительниц партии Лебедя на сегодняшний день. Ей присущ разносторонний интеллект наряду с современными техническими способностями, в совокупности создающие на сцене эффект разорвавшейся бомбы. Такое впечатление производит ее необыкновенная техника, баланс в арабеске и незабываемое фуэте. Это был не просто концерт для зрителей, но и урок высокого профессионализма для пермских артистов балета. Полина приехала по личному приглашению Натальи Макаровой, которая сама в свое время была лучшей в мире исполнительницей партии Одетты-Одилии. И к слову, Макарова, самостоятельно участвовавшая в финансировании этого проекта, попросила Полину приехать за пять дней до выступления – они проводили время с утра до вечера в репетиционном зале.
К мнению Натальи Макаровой мы всегда внимательно прислушиваемся. Она очень много времени работала с нашими ведущими балеринами и очень их любит. Наталья Моисеева много переняла именно у Макаровой, и как результат – у нее на сегодняшний день одна из лучших партий именно в «Лебедином озере». Она уже покорила пермскую публику и с таким же успехом завоевывает сердца зрителей на гастролях.
Были и неожиданности. Так, в Вильямспорт мы ехали несколько часов по такой местности, где, как казалось, не могло существовать никакой цивилизации. И вдруг приехали в город, населенный в основном средним, очень образованным, американским классом. В этом 30-тысячном городке обнаружился шикарный театр с огромным залом на три тысячи мест, который в день концерта был заполнен практически до отказа. Причем все зрители – в отличие от многих других мест – пришли на спектакль нарядно одетыми – в лучших классических традициях, а после был организован прием в честь пермской труппы, на котором артистам балета было сказано очень много теплых слов, в том числе директором театра и главой города.
Более того, в этом городке произошел трогательный случай. Американцы очень трогательно относятся к детям: именно в Америке мы даем дневные спектакли для школьников: как правило, показываем второй акт из «Ромео…» или «Лебединого озера» и рассказываем детям о спектакле, знакомим с персонажами и музыкой. Ребята с большим интересом смотрят кусочек балета.
Но в этом городе мы подобного не делали, а вместо этого нас попросили, чтобы мы разрешили участникам местных самодеятельных коллективов посетить наш балетный класс, ожидая, что придут ребята-зрители, сядут на зрительские места и со стороны посмотрят нашу репетицию. И тут приходит толпа народа – дети вперемежку со взрослыми – и почему-то не садятся смотреть урок, который, к слову, уже начался, а начинают быстро переодеваться в балетную форму и рвутся на сцену, где, естественно, уже нет места: «Мы хотим заниматься вместе с артистами». И тут, чтобы выйти из такой ситуации, к которой мы совершенно не были готовы, мы предложили занять место около оркестровой ямы и в обоих проходах. Американцы растягиваясь на весь зал, начинают со сцены читать хореографические движения. Это было, конечно, смешно, но вместе с тем до того трогательно и умилительно, что я, как человек впечатлительный, чуть не прослезилась: на сцене – профессиональные артисты балета, а в зале – дети и взрослые (даже бабушки), которые так хотят быть похожими на артистов! Ради таких моментов стоило выдержать тяжелые гастроли…
Артисты стараются именно ради этого: выступить в большом театре при воспитанной публике, встретить эмоциональный прием, длительные овации, море цветов… А после спектакля всегда очень много вопросов про Пермь, все пытаются выговорить это незнакомое название. И две страны, две разные культуры становятся чуть ближе.

– А если артисты не выдерживали ритма?
– Когда я видела, как кто-то в шаге от эмоциональной ямы – что случалось после восьми-часовых переездов, – то сразу беседовала. И мне очень нравилось, как артисты реагировали на эти разговоры – с большим пониманием и готовностью показать себя на все 100%. И у труппы было с кого взять пример. Когда мы ехали в Чикаго, случился форс-мажор: изначально предполагался всего трехчасовой переезд, но внезапно пошел страшный снегопад, и мы вошли в театр буквально в последнюю минуту. Представьте, каково было ведущим танцовщикам! И надо отдать должное – уже далеко не в первый раз – характеру Натальи Моисеевой и выдержке Сергея Мершина, которые смогли прекрасно провести спектакль на высоком профессио­нальном уровне.
Или другой случай. Когда мы ехали в Канаду, у нас сломался автобус, в котором ехали музыканты оркестра. Оркестр остался ждать вызванной помощи, а балет уехал вперед. Но через два часа в этот «балетный» автобус ударился кусок льдины, который вдребезги разнес стекло. Пришлось остановиться и ждать ту техпомощь, что успела починить оркестровый автобус… Конечно, всеми было потрачено очень много нервов.
Но должна сказать удивительный факт: за все эти шесть недель не было ни одной травмы, ни одного серьезного заболевания. И это было очень важно, потому что-то если бы с кем-то что-нибудь случилось, не было бы замены. А сразу после возвращения – целых две травмы, к тому же из-за перегруженности отказалась от участия в гала-концерте конкурса «Арабеск» Наталья Моисеева. Зато дерзают Екатерина Гущина, Яра Араптанова, Роберт Габдуллин. Затаив дыхание, будем ждать вердикта жюри.
Хотелось бы, чтобы профессионализм оставался неотъемлемым условием выхода на сцену: без профессионализма страдает как правило восприятие и формирование вкуса зрителей – тех, во имя кого и производится акт сценического действия.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.