Как «Tchaikovsky ballet» балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета давно известна далеко за пределами Пермского края. Именно в этом качестве пермский балет и оркестр театра отправились в длительный гастрольный тур по США: спектакли «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» посмотрели 60 тысяч зрителей в двадцати двух городах. Каждые гастроли – это серьезная проверка на прочность для труппы, ведь в любом театре невозможно почивать на лаврах прошлых побед. Каждый вечер, когда открывается занавес, нужно завоевать зрителя – всегда нового, ждущего чуда. А для пермского балета эти гастроли стали двойным испытанием. Эмоциональная и физическая нагрузка были велики, как никогда прежде: отработать шесть недель гастролей, пересечь всю Америку (да еще успеть заехать в Канаду), а перед этим в Москве показать на «Золотой маске» одну из самых сложных постановок – вечер хореографии Джерома Роббинса, – такое под силу только самым лучшим. Провести такой тур на высоком уровне – хорошая проверка профессионализма труппы.
Спектакли «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» были показаны в двадцати двух городах Америки (в таких штатах США, как Коннектикут, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Кентукки, Западная Вирджиния, Иллинойс, Калифорния, в городах Нью-Хейвен, Ньюарк, Чикаго, Беркли, Чико), а также в двух театрах Канады, где пермская балетная труппа пробыла практически неделю. Балеты в постановке Николая Боярчикова и Натальи Макаровой были приняты с восторгом и получили превосходные отзывы в американской прессе. Художественный руководитель балета Наталья Ахмарова рассказала «Новостям культуры» подробности этих гастролей.
– Наталья Галимзяновна, этот год у балетной труппы – несмотря на обновление «Ромео и Джульетты» – можно назвать гастрольным: за полтора месяца до американской поездки труппа выступала в Амстердаме. Отличалась эта поездка от предыдущей? – Мы уже давно вышли на тот уровень, когда можем себе позволить приехать на длительные гастроли в один город и провести на одном месте целый месяц – как, например, это было в этот Новый год в Амстердаме. Но если сравнивать вообще все американские поездки, то стоит отметить, что каждый раз они проходят в лучших условиях: так, нам были предоставлены очень хорошие площадки, с комфортным покрытием сцены. Все становится профессиональнее, во многом благодаря тому, что импресарио понимает: если ему нужна пермская балетная труппа, то и концертные площадки, и бытовые условия во время гастролей должны быть соответствующие.
– В Калифорнии вы заканчивали ваш гастрольный тур. Можно сказать, это была своеобразная кульминация поездки: нужно было показать себя достойно на уровне других мировых звезд. Получилось?
– Труппа показала себя замечательно! И это после четырех недель, проведенных в автобусе, истраченных нервов и просто физической усталости – гастрольный график был очень плотный: например, в Калифорнии мы провели четыре спектакля за три дня. Такие, которыми можно по-настоящему гордиться. Все это закончилось банкетом в ресторане, организованным Натальей Макаровой и ее супругом Эвардом Каркаром в честь артистов пермской балетной труппы.
– Больше двадцати городов – это много. Наверняка что-то запомнилось особенно? – В Prudential Hall в Нью-Джерси танцуют все уважающие себя коллективы, поэтому на спектакли – а мы танцевали два балета «Ромео и Джульетта» – присутствовали серьезные театральные критики, которых поразила труппа – своей молодостью и красотой, и солисты (в этот день танцевали Яра Араптанова, Роберт Габдуллин). также они отметили хореографию Николая Боярчикова. Причем сравнивая эту постановку с тем, что делали Лавровский и Макмилан, американским критикам отметили камерные оттенки спектакля и по достоинству оценили его особую глубину. Одна из статей заканчивалась словами «браво Боярчикову»! Мы собираемся в самое ближайшее время выслать эту статью Николаю Николаевичу. Это в очередной раз доказывает, что балет «Ромео и Джульетта» обновили мы не зря и вектор развития труппы выбран правильно. В Калифорниии вместе с нашей труппой «Лебединое озеро» танцевали приглашенные звезды. Изначально планировался приезд Дениса Матвиенко, но он из-за травмы приехать не смог, и его заменил молодой танцовщик из Мариинского театра Владимир Шкляров.
Блистала на сцене в свое время окончившая класс Головкиной в Московском хореографическом училище Полина Симеонова, которая считается одной из лучших исполнительниц партии Лебедя на сегодняшний день. Ей присущ разносторонний интеллект наряду с современными техническими способностями, в совокупности создающие на сцене эффект разорвавшейся бомбы. Такое впечатление производит ее необыкновенная техника, баланс в арабеске и незабываемое фуэте. Это был не просто концерт для зрителей, но и урок высокого профессионализма для пермских артистов балета. Полина приехала по личному приглашению Натальи Макаровой, которая сама в свое время была лучшей в мире исполнительницей партии Одетты-Одилии. И к слову, Макарова, самостоятельно участвовавшая в финансировании этого проекта, попросила Полину приехать за пять дней до выступления – они проводили время с утра до вечера в репетиционном зале.
К мнению Натальи Макаровой мы всегда внимательно прислушиваемся. Она очень много времени работала с нашими ведущими балеринами и очень их любит. Наталья Моисеева много переняла именно у Макаровой, и как результат – у нее на сегодняшний день одна из лучших партий именно в «Лебедином озере». Она уже покорила пермскую публику и с таким же успехом завоевывает сердца зрителей на гастролях.
Были и неожиданности. Так, в Вильямспорт мы ехали несколько часов по такой местности, где, как казалось, не могло существовать никакой цивилизации. И вдруг приехали в город, населенный в основном средним, очень образованным, американским классом. В этом 30-тысячном городке обнаружился шикарный театр с огромным залом на три тысячи мест, который в день концерта был заполнен практически до отказа. Причем все зрители – в отличие от многих других мест – пришли на спектакль нарядно одетыми – в лучших классических традициях, а после был организован прием в честь пермской труппы, на котором артистам балета было сказано очень много теплых слов, в том числе директором театра и главой города.
Более того, в этом городке произошел трогательный случай. Американцы очень трогательно относятся к детям: именно в Америке мы даем дневные спектакли для школьников: как правило, показываем второй акт из «Ромео…» или «Лебединого озера» и рассказываем детям о спектакле, знакомим с персонажами и музыкой. Ребята с большим интересом смотрят кусочек балета.
Но в этом городе мы подобного не делали, а вместо этого нас попросили, чтобы мы разрешили участникам местных самодеятельных коллективов посетить наш балетный класс, ожидая, что придут ребята-зрители, сядут на зрительские места и со стороны посмотрят нашу репетицию. И тут приходит толпа народа – дети вперемежку со взрослыми – и почему-то не садятся смотреть урок, который, к слову, уже начался, а начинают быстро переодеваться в балетную форму и рвутся на сцену, где, естественно, уже нет места: «Мы хотим заниматься вместе с артистами». И тут, чтобы выйти из такой ситуации, к которой мы совершенно не были готовы, мы предложили занять место около оркестровой ямы и в обоих проходах. Американцы растягиваясь на весь зал, начинают со сцены читать хореографические движения. Это было, конечно, смешно, но вместе с тем до того трогательно и умилительно, что я, как человек впечатлительный, чуть не прослезилась: на сцене – профессиональные артисты балета, а в зале – дети и взрослые (даже бабушки), которые так хотят быть похожими на артистов! Ради таких моментов стоило выдержать тяжелые гастроли…
Артисты стараются именно ради этого: выступить в большом театре при воспитанной публике, встретить эмоциональный прием, длительные овации, море цветов… А после спектакля всегда очень много вопросов про Пермь, все пытаются выговорить это незнакомое название. И две страны, две разные культуры становятся чуть ближе.
– А если артисты не выдерживали ритма? – Когда я видела, как кто-то в шаге от эмоциональной ямы – что случалось после восьми-часовых переездов, – то сразу беседовала. И мне очень нравилось, как артисты реагировали на эти разговоры – с большим пониманием и готовностью показать себя на все 100%. И у труппы было с кого взять пример. Когда мы ехали в Чикаго, случился форс-мажор: изначально предполагался всего трехчасовой переезд, но внезапно пошел страшный снегопад, и мы вошли в театр буквально в последнюю минуту. Представьте, каково было ведущим танцовщикам! И надо отдать должное – уже далеко не в первый раз – характеру Натальи Моисеевой и выдержке Сергея Мершина, которые смогли прекрасно провести спектакль на высоком профессиональном уровне.
Или другой случай. Когда мы ехали в Канаду, у нас сломался автобус, в котором ехали музыканты оркестра. Оркестр остался ждать вызванной помощи, а балет уехал вперед. Но через два часа в этот «балетный» автобус ударился кусок льдины, который вдребезги разнес стекло. Пришлось остановиться и ждать ту техпомощь, что успела починить оркестровый автобус… Конечно, всеми было потрачено очень много нервов.
Но должна сказать удивительный факт: за все эти шесть недель не было ни одной травмы, ни одного серьезного заболевания. И это было очень важно, потому что-то если бы с кем-точто-нибудь случилось, не было бы замены. А сразу после возвращения – целых две травмы, к тому же из-за перегруженности отказалась от участия в гала-концерте конкурса «Арабеск» Наталья Моисеева. Зато дерзают Екатерина Гущина, Яра Араптанова, Роберт Габдуллин. Затаив дыхание, будем ждать вердикта жюри.
Хотелось бы, чтобы профессионализм оставался неотъемлемым условием выхода на сцену: без профессионализма страдает как правило восприятие и формирование вкуса зрителей – тех, во имя кого и производится акт сценического действия.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.