Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
11.04.2008
Крыло бабочки

Изящная арфа, будто крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн, – этот дивный инструмент во всевозможных вариантах и под разными именами существовал у всех народов мира. Это ли не признание исключительности и притягательности арфы?


Вавилоняне именовали арфу царицей инструментов, а финикийцы использовали ее при отправлении культа Молоха и сладострастных мистериях Астарты, за что излюбленный инструмент гетер подвергся проклятиям пророков Исайи и Иезекииля; царь Давид излечил своей игрой на арфе царя Саула, а свирепому императору Нерону страшный римский пожар послужил темой для виртуозной арфовой импровизации… Появившаяся 6 тысяч лет назад в Древнем Египте, арфа пользовалась особенной любовью в Шотландии, Англии, Уэльсе и особенно Ирландии, где была политическим символом на протяжении многих веков (используется на государ­ственных символах и деньгах). Добралась до России в своем каноническом обличье в XIX веке.
Арфа, звучащая сольно, – не только в пермской, но и в мировой концертной практике редкое явление. Пермская краевая филармония в рамках дней французской культуры в Перми, проводимых «Альянс Франсез-Пермь», предоставила пермякам возможность услышать тот инструмент на концерте арфистки Берлинского филармонического оркестра Мари-Пьер Лангламе.
Мари-Пьер – обладательница многочисленных профессиональных наград, в том числе самой престижной для арфистов первой премии Израильского международного конкурса арфистов. Мадам Лангламе покорила прославленные сцены мира, что известны далеко не только меломанам, она выступала в составе оркестра города Ниццы, оркестров «Метрополитен-опера» и Романской Швейцарии, Театра Елисейских полей и Театра Шатле… На сцене Органного зала Пермской филармонии Мари-Пьер сыграла как фортепианные произведения, адаптированные для арфы, так и пьесы, написанные специально для арфы. Особенность авторской программы заключалась в объединении разных произведений в единое целое (например, «Кукушки» 
Л.-К. Дакена, «Птицы-пророка» Р. Шумана и «Соловья»  
Ф. Листа). В результате чего получалась необычная коллажная композиция, обнаруживающая новые смыслы как от­дельных частей, так и композиции в целом. Перед концертом мы поговорили с Мари-Пьер о музыке и об арфе…

– Мари-Пьер, почему вы выбрали именно арфу?
– Я выросла в музыкальной семье, и когда мама предложила мне выбрать инструмент, чтобы научиться играть на нём, я выбрала фортепиано. Но в консерватории (во Франции консерваторией называют не высшее учебное заведение, а школу, где преподают музыку людям разных возрастов – Н. К.) оказалось, что в классе фортепиано уже нет мест. Нам предложили подумать и выбрать арфу. Так что это было удачное стечение обстоятельств…

– У вас большой опыт как сольных выступлений, так и игры в оркестре. Как меняется арфа, когда она из оркестровой превращается в сольную?
– Оркестровая и сольная арфа – действительно абсолютно разные вещи: и эмоции вызывают другие, и звук получается совсем другой. В оркестре арфа работает как часть большого пазла: из разных инструментов собирается общее полифоническое звучание музыкального произведения. При этом каждый из инструментов играет довольно огра­ниченную роль, в том числе и арфа, призванная придавать общему звучанию небольшие нюансы и оттенки. Однако зачастую она так и не раскрывает свой потенциал. В сольном же выступлении арфа создать свой собственный мир, по-особому воздействуя на слушателя. И, как живая, чувствует и переживает…
Признаться, я не могу сказать, что люблю больше: сольные или оркестровые концерты. Да, я обожаю играть в оркестре! Берлинский филармонический оркестр, где я сейчас работаю, дарит мне ни с чем не сравнимые ощущения игры в составе большого коллектива, где все музыканты связаны друг с другом одной общей идеей. Но с удовольствием я выступаю и сольно.

– На концерте прозвучат классические произведения в неожиданном звучании – как вы их выбирали?
– Надо сказать, что для арфы вообще написано не так много произведений. Поэтому часто приходится обращаться к произведениям, написанным для другого полифонического инструмента – для фортепиано. Так, программа, которую вы услышате, состоит на три четверти из «фортепианных» произведений. Но исполненные на арфе, они тоже передают многоголосье, заложенное в них композитором.

– Что для вас лично важнее в музыке: её интеллектуальная наполненность или интерпретация, привносимая исполнителем?
– Конечно, интеллектуальный аспект в любом музыкальном произведении очень важен. Многие композиторы были гениальными людьми, которые вложили в звуки свою философию, своё отношение к музыке. Для исполнителя воспроизвести чувства, что испытывал композитор при создании произведения, – это серьёзнейшая интеллектуальная работа. Но для меня музыка – это, прежде всего, искусство, которое служит для передачи человеческих чувств и эмоций.

– Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов. Что изменилось в наш техногенный век?
– Этот инструмент появился в Древнем Египте и менялся со временем. Первоначально это была довольно простенькая конструкция, поэтому в период до Возрождения возможности арфы были достаточно ограниченны. На ней исполнялась народная музыка, фольклор. Позже начались поиски того, как можно усовершен­ствовать арфу. Настоящая революция была произведена только в XIX веке, когда Берлиоз ввёл арфу в оркестр. Тогда к арфе были добавлены педальное управление, возможность увеличивать и сокращать длину струн. С тех пор в конструкцию арфы было очень много привнесено механикой. Кстати, именно тем, что арфа долгое время не совершенствовалась, объясняется то, что так мало музыкальных произведений для этого инструмента.

– Возрос интерес публики к арфе с её усовершенствованием?
– Публика, скорее всего, не следит за тем, что происходит в техническом плане. Она реагирует на музыку: радуется ей или нет…

– А как складываются взаимоотношения между современными слушателями и музыкой?
– В сегодняшнем обществе классическая музыка занимает довольно ограниченное пространство. Во-первых, потому, что существует очень много другой музыки: можно выбрать себе направление по вкусу; во-вторых, классическая музыка требует от слушателя очень сильного эмоционального сопереживания. Люди обращаются к ней только в определенные периоды жизни – периоды серьезных потрясений. А сегодняшнее общество движется, по-моему, не в сторону серьёзных переживаний… Поэтому я полагаю, что классическая музыка останется элитарной музыкой, востребованной избранными ценителями. Кроме того, не нужно забывать, что вкус к классике нужно воспитываться с детства.

Ника Кулич.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.