Санкт-Петербург. Здесь каждый второй дом – произведение искусства, сотворенное лучшими архитекторами, каждая вторая улица помнит шаги людей, чьи имена знакомы любому школьнику; здесь музеи хранят неповторимую россыпь шедевров, а местные театральные афиши пестрят громкими фамилиями. Именно в этот город Пермский академический Театр-Театр рискнул привезти свою музыкальную фантазию «доктор Живаго». И не прогадал – гастроли пермского театра отнюдь не потерялись в театральной жизни культурной столицы России.
«Как пересказать со сцены сложный роман „Доктор Живаго“ – эту прозу, написанную поэтом? Его невозможно пересказывать обычными словами. Мы это понимали – поэтому и появилась идея дотронуться до гениального произведения языком музыки. Не пересказать, а пропеть», – так объяснил выбор необычного жанра пермской постановки «Доктора Живаго» художественный руководитель театра Борис Мильграм на специальной пресс-конференции для петербургских журналистов. Однако вопрос жанра волновал не только их, но и публику.
29 февраля и 2 марта со сцены Выборгского дворца культуры звучали музыка Журбина и голоса актеров пермского Театра-Театра. На открытие гастролей к пермякам приехали долгожданные гости из Москвы – Александр Журбин (автор музыки) и Михаил Бартенев (автор либретто).
Два спектакля, два вечера – много это или мало? Чтобы сделать большую «кассу» – согласитесь, маловато.
Театр хотя и гастролировал по антрепризной схеме (Выборгский ДК – прокатная площадка в основном для развлекательных спектаклей), однако не пошел по пути антрепризной экономии. В гастролях приняли участие более 120 человек – вся труппа театра, театральный оркестр под руководством Петра Юркова и постановочная часть. Другими словами, «Доктор Живаго» был показан петербуржцам не в гастрольном, а в полном стационарном варианте. Петербуржцы увидели спектакль с теми же декорациями, светом, музыкой…
Труппа была поражена тем, как тепло и бережно воспринимала публика спектакль.
Больше всего (впрочем, как и в свое время многих пермяков) ее удивило, что в драматическом театре может существовать столь музыкальная труппа. Так, чтобы пели не два-три ведущих солиста, а весь актерский состав.
Отсюда были и многие курьезы. Многие думали, что это родной питерский музыкальный театр, просили репертуар, чтобы сходить на другие спектакли. Более того, один зритель просил записать телефон и позвонить ему, чтобы он обязательно попал на следующие гастроли.
Администрация театра была ошарашена просьбами продать видео- или аудиозаписи спектакля.
Причем все прекрасно понимали, что, в отличие от «всеядного» московского зрителя, в Петербурге публика очень избирательна, ибо это театральный город, где театр является частью жизни. Поэтому пройти «на ура» в Питере – по сути, подтвердить свое реноме знакового театра.
А привлек «Доктор Живаго» как выходцев из Перми, так и коренных питерцев. Среди последних были петербуржцы, сохранившие уважение к Перми как городу, «приютившему» эвакуированный Ленинград (музеи, балет) во время Великой Отечественной войны. Может быть, из-за этой удивительной черты Петербург так трепетно отнесся к спектаклю, где патриотическое и гуманистическое начало помножено на мелодраматическую составляющую. Кому как не питерцам знать, что такое военные трудности?
Итак, два спектакля, два вечера – это много или мало? Как оказалось, чтобы получить новые импульсы для творческого роста – вполне достаточно. Как шутят в театре: «Мы ездили туда не за деньгами, а за славой. И кусочек славы мы получили!»
Театру удалось показать «Доктора Живаго» в Петербурге таким, каким его видят в Перми. И, не имея в составе известных на всю страну имен, доказать, что и в провинции можно выдавать хороший столичный уровень.
Вячеслов Чуистов, исполнитель главной роли:
– Я помню только три зала, которые меня буквально поразили. Так же, как петербуржцы – очень интеллигентно, – принимали «Владимирскую площадь» в Марселе французы, устроившие 20-минутную овацию стоя. И еще навсегда запомню гастроли в Челябинске, где в театре была невероятно добрая атмосфера. Правда, в отличие от вышеназванных, челябинцы на нашем спектакле вели себя как на рок-концерте – хаотично, шумно, беспорядочно.
Елена Сушанек, завлит Тетра-Театра:
– Такой благодарной публики, как петербуржцы, больше нигде нет: они жадно все воспринимают и не замечают иных «проколов». Эти люди пришли в театр, чтобы «забрать» только хорошее. Так, у нас на первом спектакле были серьезные проблемы со звуком: почему-то возникали помехи, микрофоны внезапно выключались, а актеров иногда не было слышно. Зал в эти моменты замирал, чтобы не создавать лишний дискомфорт для тех, кто стоит на сцене. Бережно – именно этим словом было бы правильнее всего охарактеризовать отношение публики к пермскому спектаклю.
И когда отключились микрофоны у двух детей, оркестр стал играть тише, а огромный зал на 1800 человек буквально замер – это ощущалось физически, – чтобы через несколько минут разразиться сумасшедшими, добрыми и полными любви овациями.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.