Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
06.03.2008
Фантазии на народные темы

Два дня подряд на Масленичной неделе Органный зал Пермской краевой филармонии наполнялся звонкими голосами народных инструментов. Их неповторимую красоту открывали для себя малыши и взрослые. Профессионалы и любители чествовали в юбилейный вечер по случаю
70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности художественного руководителя Пермского русского народного оркестра краевой филармонии Виктора Салина. Но все ли так хорошо в действительности? Есть ли будущее у молодых музыкантов, выбирающих игру на русских народных инструментах делом своей жизни? Как решают конкретные проблемы подготовки специалистов опытные преподаватели?


Палитра звуков
Еще в 1915 году Василий Васильевич Андреев, дворянин, виртуоз-скрипач и балалаечник, мастер, возрождавший народные инструменты, основатель первого в России оркестра народных инструментов, пафосно, но пророчески предрекал: «Отныне русские народные инструменты будут рокотать вечную славу создавшему их народу!»
И сегодня оркестры и ансамбли народных инструментов, а также сольные исполнители впечатляют слушателей полнотой эмоциональных и тембровых ощущений, раскрывая душу каждого инструмента. В Прикамье широка палитра коллективов, остающихся верными, несмотря на ветреную моду, русским народным инструментам. Более того, спрос на них стабилен. Блистательный филармонический квартет «Каравай», с з.а. балалаечником Олегом Згогуриным во главе, легко покоряющий и европейскую публику, органично вписался в тюзовский спектакль «Чонкин». Мобильны, задорны, энергичны молодежные ансамбли «Ваталинка» и «Хуторок», созданные профессором института культуры, з.р.к. Еленой Барашковой. Публика любит Западно-Уральское трио баянистов ПГИИКа под руководством доцента Романа Козловского. С эффектными сольными программами с успехом выступают лауреаты многочисленных конкурсов
з.а. РФ Александр Попов (аккордеон), Владимир Тарасов (баян), Татьяна Ненашева (домра), Алексей Таран (балалайка). Русские народные инструменты звучат в муниципальных ансамблях «Ярмарка», «Ромэн», «Ба-ба-ту».
Самый значительный масштаб деятельности – у Пермского русского народного оркестра, коллектива с 20-летней историей. Более 400 концертов по всему краю, свыше 500 произведений в репертуаре – яркие краски и жизнелюбие в дар слушателям. Оркестр – это главное дело жизни Виктора Салина, музыканта обстоятельного и ответственного, и дирижера оркестра, доцента ПГИИКа Галины Токаревой.
«Народники»-«мэтры»: о музыке и о жизни
Мечта любого дирижера – иметь большой оркестр, ведь чем больше инструментов, тем больше выразительных средств. Но сегодня с музыкантами проблема.
Доцент Роман Козловский, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования, преподает в ПГИИКе уже 23 года: «Наборы студентов есть. Далее возникает проблема качества. Много сил требует индивидуальный подход. Очень высока репертуарная планка. Конкурсы, мастер-классы стимулируют учебный и творческий процесс. Необходимо лучше выстраивать связь: школа – среднее звено – вуз. А с точки зрения любви к народным инструментам внимание надо уделять именно начальному образованию».
«Музыка в душе – это одна история, – формулирует общую для страны проблему баянист Александр Зубов, 25 лет назад создавший детский эстрадно-симфонический оркестр „Алые паруса“, з.р.к. РФ. – Музыка как профессия – история совершенно иная. И сколько ни вкладывай души и труда в детей, они, повзрослев, пойдут в другие сферы. Так будет до тех пор, пока профессия педагога-музыканта не станет
оплачиваться адекватно сложности работы и соответственно простым жизненным потребностям… Как же надо любить русские народные инструменты, музыку и детей, чтобы в наше прагматичное время уметь увлечь их, заинтересовать, научить и воспитать!»
Соглашается с этим и опытнейший педагог ПМК, баянист, з.р.к. РФ Александр Фарносов: «Большинство выпускников поступают в музыкальные вузы страны, потом играют в ансамблях и оркестрах. Но из школ музыкальных уходят: невозможно на зарплату прокормить семью».
«Идеальный вариант деятельности, – считает преподаватель колледжа культуры и искусства и ПГИИКа, лауреат международных конкурсов, з.а. РФ аккордеонист Александр Попов, –сочетание педагогики и исполнительства».
Соло на домре: штрихи к портретам юных музыкантов
ДМШ № 4, школа с 57-летней историей, всегда славилась успехами в развитии народно-инструментального исполнительства. Здесь – экспериментальная площадка по готово-выборному баяну и начало конкурса «Прикамская весна», выросшего с 2002 года в фестиваль краевого уровня. Здесь – «звезды». Такие, как 14-летняя баянистка Настя Сёмышева, лауреат многих конкурсов, стипендиат фонда «Юные дарования». Ее педагог – собственная мама. Недавно школа купила концертный баян стоимостью почти в 
200 тысяч рублей. Быть солисткой и держать на коленях инструмент весом более 10 килограммов – особая судьба…
Здесь же сильная домровая школа, которую направляет известный педагог, выпускница этой школы, з.р.к. РФ Тамара Стафеева. «Домра – один из самых сложных в мире инструментов, – рассказывает Олег Згогурин, выпускник школы и председатель жюри конкурса юных домристов и балалаечников, третий год подряд проходящего в школе. – Таковы особенности конструкции. Натяжение струн – до 12 килограммов. Осваивать домру в детстве – большое мужество».
Максим Расторгуев из школьного возраста уже вышел, но и в свои семнадцать он по-прежнему верен домре. Он уже второкурсник ПГИИКа. Учится у профессора Е. Барашковой, играет в ансамбле «Ваталинка» и в оркестре русских народных инструментов. Окончил школу с серебряной медалью, 8-й и 9-й классы – экстерном: торопился в музыку. Ему было пять лет, когда в будний день с мамой они зашли в ДШИ № 14 (в Лядах). Педагог Ираида Ивановна Ёлкина показала разные инструменты. Он выбрал домру. Мальчик с домрой в руках – большая редкость. Одноклассники, смеясь, называли ее «балалайкой». Он переживал, объяснял. То, что домра – повод для гордости, понял в старших классах. Вместе с педагогом он слушал много записей, поражался красоте и выразительности звука. Лет в двенадцать услышал оркестр Салина, впечатлился русским раздольем. Домра, по словам Максима, – «способ выразить свои мысли, возможность прикоснуться к истории и к душе своего народа. И еще – и это принципиально: если я сделал выбор, иду до конца…»
Все, как известно, начинается с детства. Любовь и интерес к русским народным инструментам – тоже. Все же цепочка не прерывается. Школьники становятся студентами, их исполнительский уровень неуклонно растет, – это при том, что безумно дороги инструменты (баян – от 200 до 500 тысяч рублей, балалайка – до 70 тысяч рублей), и приходится покупать подержанные. Несмотря на нерешенные многочисленные проблемы, они, эти инструменты, звучат в полный голос. Потому что есть те, кто их любит. Для кого музыка – не только «искра Божья», но и «миссия».
Галина Баталина, музыковед.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.