Два дня подряд на Масленичной неделе Органный зал Пермской краевой филармонии наполнялся звонкими голосами народных инструментов. Их неповторимую красоту открывали для себя малыши и взрослые. Профессионалы и любители чествовали в юбилейный вечер по случаю 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности художественного руководителя Пермского русского народного оркестра краевой филармонии Виктора Салина. Но все ли так хорошо в действительности? Есть ли будущее у молодых музыкантов, выбирающих игру на русских народных инструментах делом своей жизни? Как решают конкретные проблемы подготовки специалистов опытные преподаватели?
Палитра звуков
Еще в 1915 году Василий Васильевич Андреев, дворянин, виртуоз-скрипач и балалаечник, мастер, возрождавший народные инструменты, основатель первого в России оркестра народных инструментов, пафосно, но пророчески предрекал: «Отныне русские народные инструменты будут рокотать вечную славу создавшему их народу!»
И сегодня оркестры и ансамбли народных инструментов, а также сольные исполнители впечатляют слушателей полнотой эмоциональных и тембровых ощущений, раскрывая душу каждого инструмента. В Прикамье широка палитра коллективов, остающихся верными, несмотря на ветреную моду, русским народным инструментам. Более того, спрос на них стабилен. Блистательный филармонический квартет «Каравай», с з.а. балалаечником Олегом Згогуриным во главе, легко покоряющий и европейскую публику, органично вписался в тюзовский спектакль «Чонкин». Мобильны, задорны, энергичны молодежные ансамбли «Ваталинка» и «Хуторок», созданные профессором института культуры, з.р.к. Еленой Барашковой. Публика любит Западно-Уральское трио баянистов ПГИИКа под руководством доцента Романа Козловского. С эффектными сольными программами с успехом выступают лауреаты многочисленных конкурсов
з.а. РФ Александр Попов (аккордеон), Владимир Тарасов (баян), Татьяна Ненашева (домра), Алексей Таран (балалайка). Русские народные инструменты звучат в муниципальных ансамблях «Ярмарка», «Ромэн», «Ба-ба-ту».
Самый значительный масштаб деятельности – у Пермского русского народного оркестра, коллектива с 20-летней историей. Более 400 концертов по всему краю, свыше 500 произведений в репертуаре – яркие краски и жизнелюбие в дар слушателям. Оркестр – это главное дело жизни Виктора Салина, музыканта обстоятельного и ответственного, и дирижера оркестра, доцента ПГИИКа Галины Токаревой.
«Народники»-«мэтры»: о музыке и о жизни
Мечта любого дирижера – иметь большой оркестр, ведь чем больше инструментов, тем больше выразительных средств. Но сегодня с музыкантами проблема.
Доцент Роман Козловский, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования, преподает в ПГИИКе уже 23 года: «Наборы студентов есть. Далее возникает проблема качества. Много сил требует индивидуальный подход. Очень высока репертуарная планка. Конкурсы, мастер-классы стимулируют учебный и творческий процесс. Необходимо лучше выстраивать связь: школа – среднее звено – вуз. А с точки зрения любви к народным инструментам внимание надо уделять именно начальному образованию».
«Музыка в душе – это одна история, – формулирует общую для страны проблему баянист Александр Зубов, 25 лет назад создавший детский эстрадно-симфонический оркестр „Алые паруса“, з.р.к. РФ. – Музыка как профессия – история совершенно иная. И сколько ни вкладывай души и труда в детей, они, повзрослев, пойдут в другие сферы. Так будет до тех пор, пока профессия педагога-музыканта не станет
оплачиваться адекватно сложности работы и соответственно простым жизненным потребностям… Как же надо любить русские народные инструменты, музыку и детей, чтобы в наше прагматичное время уметь увлечь их, заинтересовать, научить и воспитать!»
Соглашается с этим и опытнейший педагог ПМК, баянист, з.р.к. РФ Александр Фарносов: «Большинство выпускников поступают в музыкальные вузы страны, потом играют в ансамблях и оркестрах. Но из школ музыкальных уходят: невозможно на зарплату прокормить семью».
«Идеальный вариант деятельности, – считает преподаватель колледжа культуры и искусства и ПГИИКа, лауреат международных конкурсов, з.а. РФ аккордеонист Александр Попов, –сочетание педагогики и исполнительства».
Соло на домре: штрихи к портретам юных музыкантов
ДМШ № 4, школа с 57-летней историей, всегда славилась успехами в развитии народно-инструментального исполнительства. Здесь – экспериментальная площадка по готово-выборному баяну и начало конкурса «Прикамская весна», выросшего с 2002 года в фестиваль краевого уровня. Здесь – «звезды». Такие, как 14-летняя баянистка Настя Сёмышева, лауреат многих конкурсов, стипендиат фонда «Юные дарования». Ее педагог – собственная мама. Недавно школа купила концертный баян стоимостью почти в
200 тысяч рублей. Быть солисткой и держать на коленях инструмент весом более 10 килограммов – особая судьба…
Здесь же сильная домровая школа, которую направляет известный педагог, выпускница этой школы, з.р.к. РФ Тамара Стафеева. «Домра – один из самых сложных в мире инструментов, – рассказывает Олег Згогурин, выпускник школы и председатель жюри конкурса юных домристов и балалаечников, третий год подряд проходящего в школе. – Таковы особенности конструкции. Натяжение струн – до 12 килограммов. Осваивать домру в детстве – большое мужество».
Максим Расторгуев из школьного возраста уже вышел, но и в свои семнадцать он по-прежнему верен домре. Он уже второкурсник ПГИИКа. Учится у профессора Е. Барашковой, играет в ансамбле «Ваталинка» и в оркестре русских народных инструментов. Окончил школу с серебряной медалью, 8-й и 9-й классы – экстерном: торопился в музыку. Ему было пять лет, когда в будний день с мамой они зашли в ДШИ № 14 (в Лядах). Педагог Ираида Ивановна Ёлкина показала разные инструменты. Он выбрал домру. Мальчик с домрой в руках – большая редкость. Одноклассники, смеясь, называли ее «балалайкой». Он переживал, объяснял. То, что домра – повод для гордости, понял в старших классах. Вместе с педагогом он слушал много записей, поражался красоте и выразительности звука. Лет в двенадцать услышал оркестр Салина, впечатлился русским раздольем. Домра, по словам Максима, – «способ выразить свои мысли, возможность прикоснуться к истории и к душе своего народа. И еще – и это принципиально: если я сделал выбор, иду до конца…»
Все, как известно, начинается с детства. Любовь и интерес к русским народным инструментам – тоже. Все же цепочка не прерывается. Школьники становятся студентами, их исполнительский уровень неуклонно растет, – это при том, что безумно дороги инструменты (баян – от 200 до 500 тысяч рублей, балалайка – до 70 тысяч рублей), и приходится покупать подержанные. Несмотря на нерешенные многочисленные проблемы, они, эти инструменты, звучат в полный голос. Потому что есть те, кто их любит. Для кого музыка – не только «искра Божья», но и «миссия». Галина Баталина, музыковед.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.