Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
28.02.2008
Хористы

Чаще всего при упоминании «мужских» и «женских» школ в памяти всплывают выпускницы Института благородных девиц и начищенные пряжки ремней учеников кадетских корпусов. Дело прошлое, скажете вы… и ошибетесь. Прямо в центре нашего города находится заведение, в котором раздельное обучение до сих пор в ходу. Речь идет о хоровой капелле мальчиков – учебном заведении с более чем сорокалетней историей, историей, созданной специально для маленьких мужчин.


Прямо в центре нашего города находится заведение, в котором раздельное обучение до сих пор в ходу. Речь идет о хоровой капелле мальчиков – учебном заведении с более чем сорокалетней историей, историей, созданной специально для маленьких мужчин.
Сорок лет тому назад ленинградец Юрий Пучков сумел осуществить свою мечту и создать первый на Урале хор мальчиков (к примеру, мужской хоровой лицей Екатеринбурга был создан лишь в 1992 году). В настоящее время Пермская хоровая капелла мальчиков является лауреатом Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, и можно смело сказать, что это одно из лучших учебных заведений нашей страны по своему профилю. Это уникальная школа, аналогов которой нет ни в Перми, ни в Пермском крае. Хор мальчиков – это сложный и специфический творческий коллектив, успех и развитие которого напрямую зависит не только от самих участников хора, но и, прежде всего, от педагогического коллектива и художественного руководства. С 2002 года художественным руководителем капеллы является лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства Василий Васильевич Грачев.
Разделяй и властвуй
– Василий Васильевич, откуда пошла эта традиция – обучать мальчиков и девочек отдельно друг от друга?
– Для начала скажу, что раздельное обучение – это настоящая традиция, которая идет еще издревле, с XVIII века. Свои истоки хоровое пение берет из пения церковного, ведь в церкви пели исключительно мальчики и мужчины, так как мальчишеские голоса – это особенная специфика тембра. Очень многие композиторы того же XVIII века писали музыку именно для мальчишек. Потом появилось синодальное училище, где профессионально обучали мальчиков. Если говорить о сегодняшнем дне, то можно сказать, что сейчас идет возрождение мальчишеского пения, об этом говорит как высокий уровень исполнительского мастерства, так и зрительский интерес.
– Не сложно ли мальчикам учиться вдали от девочек?
– У раздельного обучения есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что в нашей капелле образовалась особая атмосфера товарищества, чувство коллективизма. К возможным минусам можно отнести разве что избыток энергии – им же нужно ее куда-то выплеснуть, а поухаживать не за кем, за косичку
дернуть некого! Но мы им разрешаем и побегать, и покричать, они у нас далеко не «ангелята». Шумят, бегают, но как только приходят на репетицию, моментально «собираются».
– Что нужно, чтобы учиться в Пермской хоровой капелле?
– Мы принимаем ребят с шести лет. Конечно, есть небольшие отборочные туры, но, по сути дела, мы берем всех. Если у мальчика здоровый голосовой аппарат, он неравнодушен к музыке, то мы его обязательно возьмем. Конечно, очень важен голос, так как наш ведущий предмет – это класс хорового пения. У каждого ученика есть свой инструмент: скрипка, флейта, кларнет, саксофон, баян или аккордеон. Но также есть инструмент, обязательный для всех, – это фортепиано. Плюс все те предметы, которые положены в обычной музыкальной школе: сольфеджио, музыкальная литература и так далее. Выпускники Пермской хоровой капеллы получают свидетельство о начальном профессиональном образовании.
– То есть особый музыкальный талант не обязателен?
– А что такое талант? Талант – понятие относительное. Прежде всего, это труд. Люди рождаются не талантливыми, а способными. Задача педагога – найти у ребенка способности и потихоньку, трудом, выпестовать из него талантливого человека. Конечно, иногда рождаются гении, но это происходит достаточно редко. А вот способности есть у всех, с любым ребенком можно заниматься музыкой. Но если он равнодушен к музыке, то лучше, наверное, идти в точные науки.
– Неужели никто из ваших выпускников не выбирал точные науки?
– Далеко не все наши выпускники выбирают профессию музыканта, особенно в нынешнее время, и я думаю, нет нужды объяснять, почему. Да и не надо всем – главное, чтобы душа к музыке «лежала». Тем более что всё, что они получили, учась в капелле, навсегда остается с ними. Так что из нашизх ребят выходят весьма достойные финансисты, экономисты и представители других профессий.
Крошка-сын с отцом пришел…
– Помимо работы в хоровой капелле мальчиков, вы преподаете в Пермском институте искусства и культуры; среди его студентов есть бывшие выпускники капеллы?
– Конечно. Еще когда я работал в Пермском музыкальном училище, у меня были студенты, которые сначала окончили капеллу, затем училище, а сейчас учатся у меня же в институте. Но в основном после училища ребята уезжают поступать в консерваторию – Московскую, Екатеринбургскую или Петербургскую.
– Бывали ли такие случаи, когда папа – выпускник капеллы – приводил к вам своего сына?
– Бывали и бывают! И своих детей приводят, и знакомым советуют. И не только папы – студентки, которые учились у меня на дирижировании, приводят сюда своих детей. Конечно же, это всегда очень приятно.
– Как вам пришла в голову идея создания хора юношей?
– В 1993 году, когда я пришел работать в хоровую капеллу мальчиков, юношеского хора как самостоятельной единицы еще не было. Ребята заканчивали обучение, и мне было настолько жаль с ними расставаться, что идея с хором юношей реализовалась мгновенно. Уже в 1995 году мы с хором юношей поехали во Францию на Международный фестиваль хоровой музыки и стали его лауреатами, получив премию «Хрустальный шар».
– Что заставляет взрослых людей заниматься хоровым пением? Возможно, финансовый интерес?
– Вряд ли. У них, конечно, есть небольшая зарплата, но это скорее поощрение, чем основной заработок. Они ходят сюда не за зарплатой, за ней они могут пойти в другие коллективы. Они просто приходят петь, потому что с шести лет они занимались этим и сейчас им чего-то не хватает. И потом, мы поем разную музыку: наше кредо, конечно, классика, но мы поем и народные песни, и что-то из ретро. У нас большой репертуар, и каждый для себя в нем что-то находит.
– Что исполняет хор юношей?
– Как я уже говорил, наше кредо – классика. В основном мы исполняем русскую и зарубежную классическую музыку, духовную музыку, то есть музыку на культовые тексты. Эту музыку мы поем как с мальчишками, так и с юношами. Хотя, конечно, для мальчиков стараемся подбирать «мальчуковый» репертуар – если говорить о народных песнях, то это все-таки будут не «лютики-цветочки» и не «любовь-платочки». (Смеется.)
– Как вы управляетесь с таким разновозрастным коллективом?
– Достаточно легко, потому что все ребята – наши. Вот они приходят в шесть лет ко мне, и вот мы вместе учимся, поем, общаемся – получается практически семья. Хоров у нас несколько: шестилетние «подготовишки» занимаются в своем хоре, есть отдельные хоры первого и второго классов, а вот с третьего по седьмой класс все мальчики переходят в старший хор. И здесь проходит небольшой отбор: тот, кто готов петь в концертном хоре, у кого окреп голос, кто готов к новой программе – тот переходит в образцовый детский коллектив «Концертный хор мальчиков». Остальные занимаются в кандидатском хоре, но каждый из них со временем перейдет в концертный хор.
Трудности перехода
– Что вы предпринимаете, когда у подростков начинает меняться голос? Как помочь ребенку?
– Если у кого-то мутация проходит остро, мы освобождаем его от пения на годочек, потом опять начинаем все сначала. Никто, конечно, не бросает пение, но кто-то может немного замкнуться в себе. Все-таки психологически довольно сложно, когда мальчик пел-пел прекрасным голосочком, и вдруг у него начинаются проблемы: то тут не достал, то тут «петушок» появился, то голос начинает уставать, то хрипы появляются. Конечно, это определенный шок для мальчика. Тем более что все люди разные, есть особо ранимые ребята, главное – вовремя их успокоить, рассказать, что все через это прошли. Зато когда мутация завершается, расширяется голосовой диапазон, ребята переходят в старший юношеский хор. Так что все проходит достаточно легко, ведь мы все друг друга прекрасно знаем.
–А как обстоят дела с гастролями? Ведь это тоже своего рода психологическое испытание – не становятся ли ребята на «свободе» более неуправляемыми?
– Конечно, они могут пошалить, но они всегда знают, куда мы едем и зачем. У нас нет такого, чтобы все раздурачились и потом никого не собрать, ребята ответственно подходят к своему делу. Тем более что они очень любят гастроли, поездки, выступления на новых площадках.
– В Древней Греции понятие необразованности подразумевало неумение петь в хоре …
– Хор – это такой предмет, занимаясь которым можно развить все свои музыкальные способности. Это умение слышать, умение общаться.Петь не просто хорошо, а отзывчиво, эмоционально, красиво.
– Что важнее в хоровом пении – сплоченность коллектива или индивидуальность отдельного ребенка?
– Безусловно, вокальные данные важны. Но нельзя забывать, что в хоре у всех ребят разные голоса: у кого-то покрепче, у кого-то слабее. Хоровое пение очень сплачивает ребят. У нас по-настоящему «артельное» дело: один за всех и все за одного, иначе не получится. Важно не «затушить» свою индивидуальность, но в то же время суметь подчинить себя коллективу.
– Василий Васильевич, примете ли вы в этом году участие в Московском международном детско-юношеском фестивале хорового пения «Звучит Москва»?
– Да, мы собираемся всем составом принять в нем участие, тем более что в 2000 году мы уже были на этом конкурсе, хор мальчиков тогда получил диплом лауреатов, а юноши – Гран-при. Сразу же после концерта 23 февраля мы начали готовиться к поездке в Москву (фестиваль «Звучит Москва» в этом году проводится с 25 апреля по 2 мая – прим. автора). У этого конкурса есть особые условия: нужно исполнить определенную двадцатиминутную программу, а также в рамках этого конкурса проходит конкурс духовной музыки, где нужно, соответственно, исполнять только духовную музыку. От нас будут выступать хор мальчиков и смешанный хор.
Также совсем недавно нас пригласили в Нижний Новгород, где будет проходить Второй Всероссийский фестиваль хоровых коллективов мальчиков и юношей имени Л. К. Сивухина. Этот фестиваль начнется
17 апреля, сразу же после него мы и отправимся в Москву.
Лев Константинович Сивухин – народный артист России, член Союза композиторов России, профессор Нижегородской государственной консерватории, а также мой преподаватель. Он практически пятьдесят лет был художественным руководителем Нижегородской хоровой капеллы мальчиков. С первого курса консерватории он привел меня к мальчишкам. Если бы не Лев Константинович, то не знаю, работал ли бы я с ребятами или нет. Лишь с его помощью я по-настоящему проникся этим делом.
– Кстати, о Нижнем Новгороде: в 2002 году вам предлагали должность художественного руководителя Нижегородского хорового колледжа. Почему вы отказались?
– Подобных приглашений много, они меня радуют… Но я настолько предан Пермской хоровой капелле и нашему городу, что уехать отсюда просто не могу.
Светлана Мухина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.