Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
28.02.2008
Благородная простота и доступность

Полтора века назад венецианскую публику эта опера шокировала. История, имеющая непосред­ственное отношение к современной жизни, и её героиня – травиата («падшая женщина») – казались нонсенсом. Верди негодовал: «Травиата» провалилась. Вина моя или певцов? Время рассудит«. Уже через четырнадцать месяцев публика сменила гнев на милость. Произведение мастера заставило мир вздрогнуть, и по сей день ощущаются отголоски того оглуши­тельного успеха. Поэтому каждая премьера – будь она в Венеции, Франкфурте, Милане или Перми – событие.


В Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского «Травиата» шла с 1955 года. Предложение театра – обновить спектакль – было с радостью принято Сергеем Миндриным, художест­венным руководителем и режиссером Камерного музыкального театра им. В. Степанова (Нижний Новгород). На сцене родного театра им поставлены такие оперы, как «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, а также мюзиклы «Донна Люция, или, Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана, «Мышеловка» А. Журбина и другие. Люди посвященные знают, что «Травиата» – не самый легкий орешек для постановщика: мир вроде бы уже знает, как и что здесь должно выглядеть и звучать. Удивить чем-либо искушенного слушателя трудно. Но и уходить слишком далеко от привычного, традиционного взгляда на эту оперу опасно. Ведь публика – и не только пермская – консервативна.
Пытаясь актуализировать оперу, постановщики не бросались в крайности, то есть не переносили действие на современную Рублевку, не пытались всё и всех увешать «рюшами», словом, ничего не переворачивали с ног на голову. Хотя такой соблазн в современном театральном пространстве существует. Борьба против «рутины академического театра» многим кажется нужной и, более того, интересной. В попытке удивить, шокировать публику постановщики идут на различные изощрения: внешний облик, при казалось бы сохраненной «начинке», предстает «пред изумленными очами» в совершенно немыслимом виде.
От того, что действие пермской «Травиаты» было перенесено в 30-е годы XX века, при сохранении места происходящих событий, Парижа, общая картина не исказилась. Но вместе с тем «картинка» приобрела свежесть.
Следует отметить и работу, проделанную художниками-постановщиками Петром Окуневым и Ольгой Шаишмелашвили: визуальный облик выглядит своеобразно – буйство красок парижских балов виртуозно сменяется пастельными тонами приморского уединения влюбленных. Щеголяющие среди шезлонгов девушки в шляпах с широкими полями и шортиках совсем не кажутся неуместными, главная героиня в классическом брючном костюмчике из белого шелка тоже органично вписывается в обстановку.
Задача дирижера – «смахнуть пыль с партитуры» и заставить ее зазвучать по-новому. Александру Гойхману это удалось. Говорят, великую музыку Верди можно играть удивительно точно, идеально, когда «ни к чему не подкопаешься», но слушатель уснет на пятой минуте. И никто точно не может объяснить этого парадокса.
История, созданная на сцене Пермского театра оперы и балета, совсем «не призвана перевернуть мир, но способна поселить ту частичку любви, о которой пытались размышлять все участники спектакля». Это путешествие по закоулкам человеческой души, что само по себе уже интересно. И совершенно не важно, какой на дворе век! Это актуально всегда – найти свое счастье и сохранить, оградить его от жестокости и суеты мира. Именно на этом и построена «новая» пермская «Травиата». И Виолетта тогда оказывается не куртизанкой из минувшего столетия, а просто женщиной, прежде всего женщиной, которая любит, тоскует, прощает. И все переливы ее души, сила самоотверженной любви показаны в музыке столь тонко и проникновенно.
… Прав был Дюма-сын, говоря о том, что «через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о „Даме с камелиями“, но Верди обессмертил ее». Опера Верди захватывает как знатока и ценителя, так и человека, совершенно далекого от музыки. Наверное, секрет – в органичном сочетании музыкальной составляющей и «благородной простоты и доступности». Молодой зритель наверняка отметит для себя накаленные здесь до предела страсти, а искушенный – насладится музыкальной партитурой.
Дина Нестерова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.