Полтора века назад венецианскую публику эта опера шокировала. История, имеющая непосредственное отношение к современной жизни, и её героиня – травиата («падшая женщина») – казались нонсенсом. Верди негодовал: «Травиата» провалилась. Вина моя или певцов? Время рассудит«. Уже через четырнадцать месяцев публика сменила гнев на милость. Произведение мастера заставило мир вздрогнуть, и по сей день ощущаются отголоски того оглушительного успеха. Поэтому каждая премьера – будь она в Венеции, Франкфурте, Милане или Перми – событие.
В Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского «Травиата» шла с 1955 года. Предложение театра – обновить спектакль – было с радостью принято Сергеем Миндриным, художественным руководителем и режиссером Камерного музыкального театра им. В. Степанова (Нижний Новгород). На сцене родного театра им поставлены такие оперы, как «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, а также мюзиклы «Донна Люция, или, Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана, «Мышеловка» А. Журбина и другие. Люди посвященные знают, что «Травиата» – не самый легкий орешек для постановщика: мир вроде бы уже знает, как и что здесь должно выглядеть и звучать. Удивить чем-либо искушенного слушателя трудно. Но и уходить слишком далеко от привычного, традиционного взгляда на эту оперу опасно. Ведь публика – и не только пермская – консервативна.
Пытаясь актуализировать оперу, постановщики не бросались в крайности, то есть не переносили действие на современную Рублевку, не пытались всё и всех увешать «рюшами», словом, ничего не переворачивали с ног на голову. Хотя такой соблазн в современном театральном пространстве существует. Борьба против «рутины академического театра» многим кажется нужной и, более того, интересной. В попытке удивить, шокировать публику постановщики идут на различные изощрения: внешний облик, при казалось бы сохраненной «начинке», предстает «пред изумленными очами» в совершенно немыслимом виде.
От того, что действие пермской «Травиаты» было перенесено в 30-е годы XX века, при сохранении места происходящих событий, Парижа, общая картина не исказилась. Но вместе с тем «картинка» приобрела свежесть.
Следует отметить и работу, проделанную художниками-постановщиками Петром Окуневым и Ольгой Шаишмелашвили: визуальный облик выглядит своеобразно – буйство красок парижских балов виртуозно сменяется пастельными тонами приморского уединения влюбленных. Щеголяющие среди шезлонгов девушки в шляпах с широкими полями и шортиках совсем не кажутся неуместными, главная героиня в классическом брючном костюмчике из белого шелка тоже органично вписывается в обстановку.
Задача дирижера – «смахнуть пыль с партитуры» и заставить ее зазвучать по-новому. Александру Гойхману это удалось. Говорят, великую музыку Верди можно играть удивительно точно, идеально, когда «ни к чему не подкопаешься», но слушатель уснет на пятой минуте. И никто точно не может объяснить этого парадокса.
История, созданная на сцене Пермского театра оперы и балета, совсем «не призвана перевернуть мир, но способна поселить ту частичку любви, о которой пытались размышлять все участники спектакля». Это путешествие по закоулкам человеческой души, что само по себе уже интересно. И совершенно не важно, какой на дворе век! Это актуально всегда – найти свое счастье и сохранить, оградить его от жестокости и суеты мира. Именно на этом и построена «новая» пермская «Травиата». И Виолетта тогда оказывается не куртизанкой из минувшего столетия, а просто женщиной, прежде всего женщиной, которая любит, тоскует, прощает. И все переливы ее души, сила самоотверженной любви показаны в музыке столь тонко и проникновенно.
… Прав был Дюма-сын, говоря о том, что «через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о „Даме с камелиями“, но Верди обессмертил ее». Опера Верди захватывает как знатока и ценителя, так и человека, совершенно далекого от музыки. Наверное, секрет – в органичном сочетании музыкальной составляющей и «благородной простоты и доступности». Молодой зритель наверняка отметит для себя накаленные здесь до предела страсти, а искушенный – насладится музыкальной партитурой. Дина Нестерова.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.