Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
21.02.2008
Пока не сорваны маски…

Еще немного, еще чуть-чуть – и вот уже в четырнадцатый раз в Первопрестольной пройдет театральный фестиваль «Золотая маска». Кульминацией его станет, как всегда, по-московски масштабная и торжественная церемония награждения, которая нынче состоится в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.


Но, безусловно, главная для местных театралов интрига – включение в список номинантов аж трех пермских театров. В этом году со звездами лучших российских сцен поборются Пермский театр оперы и балеты, театр «У Моста» и «Балет Евгения Панфилова».

Надо сказать, что «Маска» – премия сравнительно молодая. Возникла она в 1994 году с подачи Союза театральных деятелей. До нее присуждались преимущественно награды характера частного, меценатского, а значит, объективности ждать не представлялось возможным. Вот почему знаковым стало заявление председателя СТД, одного из инициаторов возникновения фестиваля, Михаила Ульянова, о том, что премия должна быть независимой и вручать её должны «профессионалы профессионалам».
Однако, несмотря на эти мечты о высшем театральном суде, первые маски «примерили» только московские театры. Более того, на начальном этапе система судейства на фестивале-конкурсе была, мягко говоря, нестандартная. По театрам столицы были разосланы анкеты, в которых корифеям актерской и режиссёрской работы предлагалось высказать своё мнение. Впрочем, отсутствие централизованной системы работы жюри хаосом не обернулось. Скажем, лауреатами первой «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль» единогласно стали «Иванов и другие», «Нумер в гостинице города NN», «Стулья», «Месяц в деревне» и «Великолепный рогоносец». Все они сегодня, за исключением, пожалуй, только последнего, до сих пор собирают аншлаги. Именно на них мы, время от времени навещая столицу, и стремимся попасть. Более того, «Золотая маска» стала своего рода поворотным моментом для таких молодых когда-то театров, как «Сатирикон», «Школа современной пьесы» или Театра на Покровке.
 В этом и во многом другом ощущался пионерский дух «Маски», ищущей и обретающей собственное лицо. Явный перевес в сторону драматического театра сменился более разносторонним подходом. Сегодня это более тридцати номинаций по следующим основным направлениям: драма, театр кукол, опера, балет, оперетта и мюзикл. При взгляде на одну только конкурсную программу можно отметить обилие номинантов последней группы. Здесь широко и на равных представлены классический питерский Театр музыкальной комедии, Большой театр и «Мариинка» вместе с молодыми театрами Новосибирска и Хабаровска. Вот уж поистине бум мюзикла, как жанра демократического, захватил и провинцию!
Редкое чувство гармонии и красоты
Пермь за всю историю фестиваля заявлялась на него с завидной регулярностью, но вот в число лауреатов попадала далеко не всегда. Пример тому – 1996 год, когда опера академического театра «Дон Паскуале», заявленная по четырем номинациям, взяла «Маску» за лучшую женскую и мужскую роли. Лучшими пермяки становились и в 2004 году, когда один из шедевров Дж. Баланчина, спектакль «Ballet Imperial», был признан лучшим балетным спектаклем. Одновременно «Балет Евгения Панфилова» стал лауреатом в номинации «Современный танец, спектакль». На суд высокого жюри предстал одноактный балет «Клетка для попугаев», поставленный на музыку Бизе — Щедрина «Кармен-сюита». Но, в общем и целом, «Маски» для нас – редкость. Говорят, что столичные критики отказывают нашим мастерам в «развитии музыкального уровня труппы». Вроде как пермяки делают ставку преимущественно на режиссёрские эксперименты, стремятся поразить, удивить зрителя, пренебрегая порой качеством исполнения. Впрочем, мнение остается мнением.
На этот раз главные для нас претенденты на «Золотую маску» известны. Во-первых, это уже полюбившийся пермским театралам спектакль «Сиротливый Запад» по трилогии Мартина МакДонаха (трилогия из «Сиротливого Запада», «Черепа из Коннемары» и «Красавицы из Линэна»). Этот, казалось бы, частный сюжет из жизни двух ненавидящих друг друга братьев выходит на уровень общечеловеческий. А почти тарантиновский черный юмор плюс убедительные и выпуклые характеры сообщают действу особый шарм.
И все же почему в качестве номинанта был выбран именно «Сиротливый Запад», сказать сложно. С одной стороны, спектакль, с его обостренным психологизмом, яркостью формы, гротеском, странной комедийностью, является квинтэссенцией стиля драматурга.
С другой стороны – спектакль этот, как известно, идет на пермской сцене несколько лет, и новшеством тут уже и не пахнет. В театре периодически возвращаются к привычным постановкам и придумывают новые версии. Пример тому – «Панночка», идущая вот уже восемнадцать лет.
«Соседи» по номинации – такие мощные театры, как МХАТ
им. Чехова, театр Олега Табакова, так что возникают сомнения, что при таком раскладе целесообразно говорить о конкуренции. Режиссер и худрук театра Сергей Федотов признается, что «когда театры-номинанты собираются в Москве, это уже победа. Поэтому совершенно не важно, кто „Маску“ получит. Звание номинанта – уже высокое звание, ведь на фестивале собираются лучшие спектакли года в России. Если честно, я знаю, что первый приз мы не получим, потому что в списке действительно есть имена, составляющие историю современного театра. Но участие в фестивале с такой компанией – уже большая победа и большая честь».
Пермский номер два – творение «Балета Евгения Панфилова» – «То, что я никому не сказал». Автор балета – голландский балетмейстер израильского происхождения Итцик Галили. Постановка обозначена как «отличающаяся от привычного современного танца редким чувством гармонии и красоты». А гармонию эту ей сообщает музыка из произведений Генделя, Вивальди и Моцарта.
На все времена года
И, наконец, самый главный объект наших надежд – Пермский академический театр оперы и балета с его «Временами года», заявленными как «Балет, лучший спектакль». И плюс ко всему за лучшую женскую роль в этой же постановке поборется и наша танцовщица Ярослава Араптанова. Напомним, Араптановой непросто: первые три года в театре о крупных партиях и речи не было, она шла к главным ролям через кордебалет и «Арабеск», принесший ей приз зрительских симпатий. Затем была Мария в «Бахчисарайском фонтане», потом Яра была выбрана вместе с главной звездой театра Еленой Кулагиной на главную роль в потрясающей по­становке Давида Авдыша «Мастер и Маргарита». С этих пор все перевернулось – сначала в голове балерины, а затем и в карьере. Осенью прошлого года Араптанова впервые в жизни станцевала Джульетту – под присмотром самого Николая Боярчикова. А под конец года совершенно неожиданно «свалилась» номинация на «Золотую маску». То, что на соискание премиии выдвинут «Вечер хореографии Дж. Роббинса», включающий в себя два одноактных балета – «Времена года» и «Концерт», было известно еще раньше в связи с включением этого спектакля в список выступающих 24 февраля в Москве на новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска». Как театр готовится к этому испытанию, рассказал его художественный руководитель Георгий Исаакян.
– Расскажите, пожалуйста, о том, какой вы видите грядущую «Золотую маску»?
– Как всегда, в конкурсе принимают участие наши «старшие братья», коллеги – Большой театр России и Мариинский театр. Говорить о конкуренции по отношению к ним, наверное, глупо. Какие же мы им конкуренты? Но, тем не менее, соседство более чем приятное. На «Маске» в этом году мы покажемся совсем рано – 24 февраля, а основной конкурс по нашей номинации начнется в марте.
Дело в том, что сразу после спектакля на новой сцене Большого театра наша труппа вместе с оркестром улетает в полуторамесячное турне по Соединенным Штатам. Поэтому у нас просто не будет физической возможности показать спектакль в другое время. Не считаю, что выступление заранее означает то, что жюри успеет «забыть» спектакль. Теоретически мы могли бы выступить по возвращении, но у нас уже есть печальный опыт после перелета из Сан-Франциско. Из-за 12-часовой разницы артисты, переходя от движения к движению, успевали «заснуть», а у скрипачей выпадали из рук смычки.
Для нас гораздо важнее стабильность качества того, что мы показываем. Тем более что «Маски» примерно уже распределены. На днях я разговаривал с людьми, которые назвали, кто и что должен получить, чтобы не было обид. Прекрасно понимаю, что распределение наград на фестивале – это формальность. Большой театр обидеть нельзя, Мариинский – тоже. Между ними, кстати, и пойдет основное соревнование: два самых сильных спектакля – «Корсар» Большого театра и «Пробуждение Флоры» «Мариинки». Если что-нибудь в результате этого распределения останется, значит, Пермь что-то получит. Нет – спасибо большое за внимание и за удовольствие быть на сцене Большого театра.
Анна Пепеляева.

Главное событие театральной жизни России — вручение Национальной премии – состоится 14 апреля 2008 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. По сложившейся традиции церемонии вручения наград предшествует фестиваль «Золотой маски».
Фестиваль продлится до 14 апреля. Как всегда, вместе со зрителями спектакли-претенденты будут смотреть два жюри. Судейскую коллегию по музыкальному театру возглавит известный петербургский композитор Леонид Десятников.
Председателем жюри по драматическому театру станет видный искусствовед, профессор Алексей Бартошевич. Их окончательный вердикт будет оглашен на церемонии награждения.
Пока же обнародованы лишь имена лауреатов некоторых номинациях. Так, премией «За честь и достоин­ство» решено отметить солистку балета из Уфы Зайтуну Насретдинову и театрального художника из Санкт-Петербурга Марта Китаева.
«Золотую маску» – «За поддержку театрального искусства России» – получит – губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев.
 В этом году «Маска» «отличилась» рекордном количеством номинантов – в общей сложности их 136. Это – актеры, режиссеры, художники, дирижеры, представители других театральных профессий.
Все они в разных регионах России принимали участие в создании
52 спектаклей, выдвинутых на соискание высшей профессиональной награды.
 В списке претендентов, в частности, значатся опера «Евгений Онегин», поставленная в двух московских театрах — Большом и Музыкальном имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также драматические спектакли МХАТ имени Чехова, столичного «Сатирикона», театра на Малой Бронной.
И большое представительство сценических работ из Санкт-Петербурге. Кстати, такого «наплыва» номинантов из города на Неве никогда прежде не наблюдалось на Национальной театральной премии. Для питерских спектаклей даже организованы специальные проекты. Один называется «Премьеры Мариинского театра в Москве», другой — «Премьеры Александринского театра в Москве».


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.