Елена Максимова, молодая звезда отечественного вокала, лауреат трёх международных конкурсов, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, впервые выступила в родном городе – на сцене Органного зала Пермской краевой филармонии. «Я вышла на сцену с трепетом», – скажет она, блистательно исполнив сложнейшую программу, благодарной публике и своему педагогу Людмиле Михайловне Сырвачевой. За кулисами, выйдя передохнуть на несколько секунд, строго предупредит меня, ведущую концерта: «Не надо хвалить!»
Свершилось!
«Ощущение успешности – опасное чувство, – уверена Елена Максимова. – Сегодня получилось, и слава Богу! Все это – тонкий лед. Главное – стимул и постоянная работа!»
Она мало бывает в последнее время в России, занимается творчеством в режиме non-stop, выступая на лучших сценах Европы с известными дирижерами и режиссерами. Восемь спектаклей «Пиковой дамы» через день во Франции, концерты в Пскове, Екатеринбурге, «Кармен» в Москве, филармонический абонемент «Вокальные параллели» в Перми, и уже на следующий день концерт в своем театре – контекст пермской встречи. «Это – мой отчет за десять лет», – с улыбкой, под фотовспышки, сообщит она после концерта преподавателям и концертмейстерам.
«Дерзайте, это прекрасно!» – пожелает студентам и юным певцам, на ходу раздавая автографы. И с полными руками цветов помчится на короткую встречу с друзьями…
Дорога для одержимых
«Божественный, бархатный голос! Необычайная музыкальность, великолепная память, хорошая голова. И – одержимость в стремлении овладеть искусством пения», – так характеризовала свою любимую студентку, вспоминая годы учебы, Л.М. Сырвачева. Она, как и все, услышала ее в концерте в первый раз. Записи, мимолетные сюжеты в «Новостях» телеканала «Культура», звонки, общение – успехами Лены активно интересовались в стенах музыкального колледжа. И мечтали услышать.
Она поступила на отделение хорового дирижирования в 15 лет. Окончила его, занимаясь по специальности в классе Валерия Николаевича Нечаева. С 3-го курса начала совмещать два отделения. Два года занималась у Елены Александровны Логвиновой, затем – у Л.М. Сырвачевой. Много трудилась, потому что за плечами имела только музыкальную студию. Работала усердно, старательно решая все технические проблемы. Ее поддерживали концертмейстеры Людмила Ивановна Яблоновская, Галина Анатольевна Нелюбина. Она всегда с удовольствием пела в концертах.
Заметили Лену в Москве на международном конкурсе «Bella voce». Но тогда она заболела и выбыла из состязания. Потом выдержала огромный конкурс при поступлении в Московскую консерваторию. Еще студенткой получила статус солистки театра, где поет сейчас. Три года подряд становилась лауреатом и обладателем призов на престижных международных конкурсах: имени Глинки, «Янтарный соловей» в Калининграде. На конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге получила специальный приз зрительских симпатий. Окончила аспирантуру Московской консерватории в классе профессора, солистки Большого театра России Л. А. Никитиной. В стиле канте хондо
Для дебюта на пермской сцене Елена выбрала сложную программу. В первом отделении – мотивы Испании. Сначала – цикл «Испанские песни» Шостаковича (opus 100, 1956 год, русский текст С. Баютина и Т. Сикорской). Затем – «Семь испанских народных песен» Мануэля де Фалья (испанский композитор, сочинение 1914 года). Здесь использованы элементы старинного андалузского (южноиспанского) пения: стиль канте хондо – пение глубоким низким голосом, традиция фламенко. Красота тембра, ревность звучания, эффектные фиоритуры, тонкие звуковые нюансы, вкус, мастерство – публика оценила все в полной мере. И, конечно, не только певицу, – еще и прекрасный ансамбль с пианисткой Екатериной Ганелиной, музыкантом чутким и виртуозным, концертмейстером Московской консерватории, внучкой профессора Уральской консерватории Иосифа Ганелина и дочерью Л.А. Никитиной (педагога нашей сегодняшней героини). Вместе Елена и Екатерина выступают с конкурса имени Глинки 2001 года.
Во втором отделении звучали шедевры европейской оперной классики и романсы Рахманинова. Песенку Эболи из «Дон-Карлоса» Верди сменяла изысканная французская ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Затем – искрометный Россини: ария Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире» и каватина Розины из «Севильского цирюльника». Галерея характеров, палитра чувств. Мелодическое богатство и виртуозный блеск, масштабность.
Пять романсов Рахманинова в исполнении
Е. Максимовой – пять «историй любви»: от «Полюбила я на печаль свою» до «Она, как полдень, хороша». Тонкость чувств, психологические нюансы, ощущение внутренней драматургии, владение формой миниатюры – и всё под шквал оваций.
«Это огромная ответственность – донести до слушателей каждый романс. Камерные программы – самые трудные», – скажет Лена после концерта.
Завершая выступление в Перми, она «выдаст» эффектную «Пляску смерти» Сен-Санса, а в «бисовках» предстанет роскошной белокурой Кармен.
Почти блиц
Наобнимавшись со множеством друзей, учителей, поклонников, гостья присела в тишине рядом с педагогом и концертмейстером для обещанного интервью. Стремительно летели часы и минуты до самолета, на улице «под парами» ждала машина. И потому общались почти «морзянкой»…
– Что любите больше?
– Сейчас – театр, выступления с оркестром. Это легче, чем камерный жанр.
– Лучшие партии?
– Не могу не любить то, что делаю. Но все же – Кармен, Полина.
– Самые яркие события?
– В духовном плане – наполняюсь энергетикой прекрасных музыкантов: маэстро Фьёре в «Кармен» в Баварской опере, певца Питера Штайна и дирижера Кирилла Петренко в «Евгении Онегине» и «Пиковой» в Лионе (Франция). (Добавим: ранее – Маддалена в «Риголетто» в Баварской опере с Зубином Мета, премьера оратории Кшиштофа Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» с автором за пультом.)
– Что впечатляет в Европе?
– То, что там отошли от старого искусства. Певцы буквально «проживают» свою партию на сцене. «Тоска» на Бременском фестивале прямо на озере – это «поющее тело» примадонны. «Саломея» в Баварской опере – модерн. Приходится работать с разными режиссерами. Подписываешь контракт, и только на вводной репетиции понимаешь, чего от тебя хотят. Как-то в Америке в «Онегине» попали в спектакль с ковбоями и геями… Хорошо, что в нашем театре есть режиссер Александр Титель – образец органичности, умеющий увлечь публику, делая спектакли без «нафталина».
– Как беречь голос?
– Больше отдыхать. Дыхательной гимнастикой заниматься. Желательно – и тренажерами.
Я безумно люблю танцевать. Могу пойти на дискотеку, отдыхая где-нибудь на море. Вышиваю крестиком. С удовольствием просто лежу в постели.
– Что для вас значит Пермь?
– Мой город. Бываю дома один-два раза в год, чаще летом. Уехала десять лет тому назад. Вернуть бы то беззаботное время! Сегодняшний концерт – это все, чему научилась. Я пела с особым волнением и – с любовью! Галина Баталина, музыковед.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.