С 18 по 24 февраля смотрите на телеканале «Культура» премьеру цикла «Сквозное действие». Это авторская программа Анатолия Смелянского – театроведа, доктора искусствоведения и ректора Школы-студии МХАТ.
«История нашего театра в изображении пишущих о ней много лет напоминала прямую линию. Мне хотелось в новой программе вернуть нашему прошлому некоторую непредсказуемость», – рассказывает Анатолий Смелянский о своем новом цикле «Сквозное действие». Как сообщает пресс-служба канала, каждая серия этого цикла построена на противопоставлении двух спектаклей, отражающих основные настроения отдельно взятого исторического момента: от основателя Московского художественного театра Константина Станиславского, Александра Таирова и Всеволода Мейерхольда до наших современников Петра Фоменко и Льва Додина.
Анатолий Смелянский – автор циклов «Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене», «Тайны портретного фойе», «Михаил Булгаков. Черный снег», «Театральный лицей», «Предлагаемые обстоятельства», которые в разное время были показаны на телеканале «Культура». В каждом из них он рассматривает театр во всех его аспектах, эстетическом и познавательном, биографическом и философском, художественном и литературном. В новом цикле «Сквозное действие» Анатолий Смелянский подробно и широко анализирует контекст российского театра в ХХ веке. Настоящими героями его передач становятся не только режиссеры, но и их спектакли, ставшие основными вехами в развитии русского театра. Путь от «Мистерии-буфф» и «Каина» до «Жизни и судьбы» фактически отражает всю историю русского театра с начала ХХ века и до сегодняшнего дня. Это путь русской культуры, русского искусства от кроваво-карнавальной мистерии революции, через бесчисленные запреты, сквозь оттепельное «можно» и застойное «нельзя», государственный и мировоззренческий крах 90-х годов к спектаклям наших дней, которые станут уже новыми точками отсчета.
Вот что говорит об этом сам Анатолий Смелянский: «История историей, но, как говорится, курсив мой. Кто-то другой возьмет иные «точки» и сотворит свою «проволочку».
«Список благодеяний».
Сопоставление двух спектаклей, вышедших в 1931 году, — «Список благодеяний» Юрия Олеши в постановке Всеволода Мейерхольда и «Страх» Александра Афиногенова в режиссуре Константина Станиславского. Речь пойдет о сложнейших процессах ассимиляции и адаптации художников театра к новым историческим и политическим условиям страны.
Понедельник, 18 февраля в 23.00
«Пожар страсти»
1934 год Анна Ахматова назвала «относительно вегетарианским». Советский театр откликнулся на короткую передышку разными спектаклями, в том числе совершенно неожиданной «Дамой с камелиями» Всеволода Мейерхольда и «Анной Карениной» Владимира Немировича-Данченко. В программе — сопоставление этих работ и двух ведущих актрис эпохи — Зинаиды Райх и Аллы Тарасовой.
Вторник, 19 февраля в 23.00
«Оттепель»
Смерть Сталина — перелом в жизни страны и в судьбе русской сцены. В спектаклях «Власть тьмы» Льва Толстого в Малом театре и «Идиот» Федора Достоевского в БДТ им. М. Горького после долгого перерыва с необыкновенной художественной силой прозвучали этические мотивы великой русской классики. Для середины 1950-х годов тема убитой и растоптанной человеческой души оказалась на редкость актуальной.
Среда, 20 февраля в 23.00
«А мы просо сеяли, сеяли…» 1960-е годы отмечены разнообразными и яркими театральными событиями. Спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова открылся в 1964 году Театр драмы и комедии на Таганке — и завершил короткую «оттепель». «Обыкновенная история» Галины Волчек в «Современнике» уловила приближающееся застойное время.
Четверг, 21 февраля в 23.00
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.