Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
14.02.2008
«Возвращение» Баланчина

Больше шестидесяти лет творчества, 425 хореографических композиций, масса переломных исторических событий, три страны (Россия, Франция, США) и три варианта имени. «…по крови… грузин, по культуре – скорее русский, а по национальности – петербуржец»*, сделавший классический танец современным искусством. Это – хореограф Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе / Жорж Баланчин), чье имя стало синонимом неоклассики. Однако чтобы познакомить нас с этим великим выходцем из России, Пермскому академическому театру оперы и балета пришлось проделать большой путь.


Собеседник «Новостей культуры» – Олег Романович Левенков, крупнейший российский баланчинист, автор первой книги, изданной на русском языке, о жизненном и творческом пути Баланчина, вышедшей в прошлом году в издательстве «Книжный мир».

Мой интерес к Баланчину возник давно. Танцевальная карьера коротка: двадцать лет, проведенные на сцене Пермского театра оперы и балета, пролетели очень быстро. Но параллельно я успел окончить Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «театровед» и аспирантуру в Государственном институте искусствознания. Именно тогда появился первоначальный замысел работы о Баланчине. В 1999 году, работая над своей будущей монографией «Хореография Баланчина», я получил грант, благодаря которому провел девять месяцев в Нью-Йорке, где у меня была возможность посмотреть «живые» спектакли, позаниматься в архивах. Работа над рукописью продолжалась вплоть до третьего международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь- Петербург – Париж». Дягилевский фестиваль отличается многими уникальными особенностями, в частности, тем, что это чуть ли не единственный фестиваль, включающий в себя издательские проекты. А жизнь и творчество последнего балетмейстера русского балета Джорджа Баланчина имеют самое непосредственное отношение к «Дягилевским сезонам»! Поэтому я предложил оргкомитету опубликовать первую часть книги о Баланчине в виде отдельного издания. Эта идея получила поддержку художественного руководителя театра Георгия Исаакяна и председателя оргкомитета фестиваля Олега Ощепкова. Я очень благодарен этим людям, так же, как и Пермскому государственному университету, где я работаю на кафедре философии. Надеюсь, что уже скоро увидит свет второй том, и весь многолетний путь хореографического гения будет представлен широкой публике.

Во времена «золотого века пермского балета», когда у нас была очень насыщенная творческая жизнь – достаточно сказать, что труппу возглавлял Николай Боярчиков, – в нашем советском репертуаре в принципе не было модерна и неоклассики. Эмигрант Баланчин дважды приезжал в Москву, но его спектакли не ставились на советской сцене, то есть мы видели его работы, но сами не танцевали. После смерти Баланчина в 1983 году в нашей стране появились первые видеозаписи его постановок. В эти годы интерес к Баланчину возник на всем постсоветском пространстве, его спектакли ставились на сценах отечественных балетных театров. Кстати, пермский театр стал одним из первых, осуществивших постановку «Серенады» и «Темы и вариаций» – балетов на музыку Чайковского.
Затем началась перестройка, «железный занавес» был поднят, культурные обмены стали интенсивнее, и в 1995 году независимый продюсер из Нью-Йорка Дэвид Идэн от имени Фонда Баланчина, имеющего авторские права на наследие великого хореографа, предложил пермскому театру поставить один из балетов Баланчина – в отличие от первого опыта с «Серенадой», это был лицензионный проект.

Наследники Баланчина очень придирчиво относятся к постановке его спектаклей: особенности хореографической школы, единство стиля – для них это очень важно. По сей день только труппы трех театров: Большого, Мариинского и Пермского театра оперы и балета — танцуют в России Баланчина. Никакие другие российские театры больше не сотрудничают с Фондом Баланчина – это слишком сложная хореография, требующая сильного состава исполнителей.

Лицензионная постановка балетов Баланчина к 1996 году была осуществлена только на сцене Мариинского и Большого театров. Затем в пермском театре появился балет «Кончерто барокко» на музыку Баха в постановке Адама Людерса, одного из ведущих танцовщиков баланчиновской труппы – Нью-Йорк Сити Балле. Эта премьера стала действительно грандиозным событием: приехала большая делегация историков балета и театральных критиков из США, их российские коллеги и специальные гости – ведущие танцовщики NYCB Барт Кук и Мария Калегари. Впоследствии именно они поставили в Перми одноактные балеты Баланчина «Сомнамбула» В. Беллини в оркестровке В. Риети и «Доницетти-Вариации» на музыку большой балетной сцены из оперы Г. Доницетти «Дон Себастьян». Дальше был сегодня уже всем хорошо известный «Ballet Imperial».

Из ста баланчиновских балетов именно в «Ballet Imperial» был больше всего заинтересован пермский театр. Поясню. У нашего театра довольно маленькая сцена, поэтому такие замечательные полотна, как «Симфония» Бизе, которую ставили и Большой, и Мариинский театр, мы не можем себе позволить. Из масштабных работ Баланчина пермской сцене подошел только спектакль на музыку Второго концерта Чайковского для фортепиано с оркестром – «Балет императорского стиля» («Ballet Imperial»). Убедить директора Фонда Баланчина Барбару Хорган в том, что пермская труппа станцует этот хореографический шедевр на должном уровне, было непросто: она все время повторяла, что «Ballet Imperial» – самый трудный балет в репертуаре «Нью-Йорк Сити Балле». Но у пермского балета нашлись сильные козыри: во-первых, это музыка Чайковского, во-вторых, «Ballet Imperial» очень близок по хореографии к Петипа – то есть к тому классическому наследию, которое постоянно находится в нашем репертуаре. Конечно, для американцев танцевать спектакль, созданный как дань русскому балетному наследию, невероятно трудно! К работе над премьерными спектаклями этого самого «русского» балета Баланчина удалось привлечь всемирно известного пианиста Дениса Мацуева. В результате постановка имела широкий резонанс и принесла пермскому балету «Золотую маску».

Затем была поставлена «Серенада», и в пермском репертуаре оказалось пять неоклассических балетов Баланчина. Теперь пермский зритель знает стилевые черты, характерные для Баланчина; новые поколения танцовщиков растут и на этих постановках. Балетный театр – это не галерея, если он что-то не исполняет – значит, этот спектакль умирает. Даже если он записан на пленку – уходят нюансы хореографии, теряется соответствие движения и звука… Каждая театральная система имеет свои особенности и недостатки. Достоинство отечественной репертуарной системы, безусловно, в том, что наши любимые спектакли не умирают, но в то же время не хватает места для новых постановок. И когда таковая появляется, то становится жалко с ней расставаться! Когда в театре делается нечто новое, приходится отказываться от чего-то привычного. Поэтому к выбору этого нового нужно очень внимательно подходить.

Культурные традиции долго складываются и потом долго существуют, и традиция одноактных балетов еще не до конца «прижилась» в нашем Отечестве. Одноактные балеты еще в XVIII-XIX веках шли после драматических и оперных спектаклей, иногда из них составлялись отдельные программы. Но только в начале XX века благодаря «Русским сезонам» Фокина одноактные балеты получили широчайшее признание во всем мире. Не случайно иногда говорят, что большой балет – это пять одноактных балетов: потому что в каждом акте происходит всего одно краткое действие, однако осмысление и переживание по поводу случившегося составляют основную ткань произведения. Так, вся история «Лебединого озера» коротка и проста, но каждый из эпизодов расцвечен и оживлен благодаря раскрытию внутренних переживаний героев.

С одной стороны, балет – это музыкальное произведение, с другой – это драматическое представление. И либо вы отдаете предпочтение союзу драматического театра и пластики, либо – союзу танца и музыки, как это делал очень часто Баланчин. Парадоксально, но престиж на Западе одноактных балетов крайне высок, хотя в России – которая ввела их в моду – к ним отношение более сдержанное. Отечественная традиция предполагает многоактный сюжетный балет (возможно, тут сыграла свою роль имперская специфика – делать всегда солидно, масштабно, что называется, на широкую ногу). Кстати, у Баланчина тоже есть подобные развернутые балетные спектакли – трехактный «Дон Кихот» или двухактный «Сон в летнюю ночь» и другие. Но все же достоинство его хореографии прежде всего в том, что он умел ставить замечательные спектакли, для которых достаточно лишь музыки. И эта музыка повествует – да, в его «бессюжетных» балетах нет связной истории, при этом в них очень много событий. Можно провести такую параллель: сюжетный балет – это как проза, бессюжетный – как стихи. Да, российский (не только пермский) зритель любит, чтобы в балете был сюжет, который можно пересказать словами, но танец – это то, что рассказать нельзя! К тому же «понятно» или «непонятно» – это все-таки не эстетические категории. Так, динамичный спектакль «Кончерто барокко» дает простор для фантазии, при этом имея яркую, выразительную и убедительную форму. А один из величайших шедевров мирового балета – «Умирающий лебедь» — длится всего несколько минут, но легендарная французская балерина Иветт Шовире танцевала его не как концертный номер, а как одноактный балет: до и после него был антракт.

Хореография Джерома Роббинса на пермской сцене
Вторым балетмейстером труппы Нью-Йорк Сити Балле, созданной Баланчиным, был Джером Роббинс, поэтому закономерно, что вслед за хореографией Баланчина мы представили хореографию Роббинса – коренного американца. Выбор остановили на двух балетах: «Времена года», в котором прослеживается продолжение художественной линии Баланчина, и комедийном балете «Концерт», обыгрывающем то, как люди воспринимают музыку, перемешивая явь и вымысел. (Кстати, и в этом спектакле участвует выдающийся пианист – Павел Нерсесьян, который будет выступать вместе с пермской балетной труппой в показе спектакля для «Золотой маски» 24 февраля в Москве.)
Однако, при том, что Роббинс работал с Баланчиным в одной балетной труппе, он ни в коем случае не копировал его, а искал свой собственный путь, хотя, безусловно, был последователем Баланчина. В отличие от эмигранта Баланчина, этот коренной американец не был воспитанником русской школы. Роббинс был воспитан на танце модерн и Бродвее, что не могло не найти отражения в его творчестве: спортивность, легкость, атлетизм, особое отношение к юмору в танце… Как говорят, американский стиль – это отсутствие стиля. И это определение можно отнести к творчеству Роббинса: хореограф успел попробовать себя в самых разных направлениях – от Шопена и Баха до бродвейских мюзиклов; этот универсальный художник создавал острые и изящные постановки. Роббинс ставил мюзиклы с удовольствием, и самая яркая его работа в этом жанре стала наиболее известным мюзиклом двадцатого века – это «Вестсайдская история».


Цитаты из монографии О. Левенкова «Джордж Баланчин»
*****
Джордж Баланчин – величайший хореографический гений XX столетия. Совершенно не случайно исследователи истории балетного театра соотносят его имя с именами выдающихся творцов разных эпох. То с Петипа: «Баланчин – Петипа XX века», когда хотят определить его место в истории развития хореографического искусства, то с Моцартом, когда хотят подчеркнуть универсальный характер его творчества и вневременную ценность его наследия, то со Стравинским и Пикассо, когда хотят утвердить его значимость как дерзновеннейшего новатора в искусстве только что завершившегося XX века.
*****
Баланчин, в отличие от подавляющего большинства новаторов, хореографов-классиков не опровергал и свои творческие устремления классическому танцу не противопоставлял. Классический танец был абсолютно естественным способом его художественного самовыражения.
****
Свое балетмейстерское становление сам Баланчин разделял на два периода. Первый – воспитание русской школы балета и опыт работы в Мариинском театре. «Второй период в моей артистической жизни начался в труппе Дягилева, где я научился понимать, что являюсь великим и значительным в искусстве, где я приобрел способности и силу анализировать произведения искусства в их подлинной значимости и где, наконец, я научился быть самим собой… – короче, стать артистом. За все это я, бесспорно, в долгу перед Дягилевым». Но надо добавить, что он вывез из России и экспериментаторский задор искусства советского авангарда 1920-х годов.


******
Жемчужина Перми
Все балеты поставлены с разрешения Фонда Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники Дж. Баланчина – отсюда роскошные постановки, вызывающие широкий резонанс у зрителей и в российском балетном профессиональном сообществе, что выливается в номинации и лауреатства на различных общероссийских театральных премиях. Не случайно, что именно балеты хореографии Баланчина и Роббинса являются «рекордсменами» от Перми по числу номинаций на главную театральную премию страны «Золотую маску»: эти новаторские работы дополняют картину современного балетного театра. В 2005 году получил «Маску» «Балле Империаль», в следующем году чести быть номинированной была удостоена пермская постановка «Серенады». В этом году мы «болеем» за «Времена года» и «Концерт» (хореография Дж. Роббинса). Эти балеты будут представлены московской публике и взыскательному жюри 24 февраля на новой сцене Большого театра.
Правда, в тени остается факт: все перечисленные постановки стали возможными благодаря поддержке фонда «Жемчужина Урала». Именно творческое содружество театра и фонда открыла имена Баланчина и Роббинса пермякам. Поддержка «Жемчужины Урала» дает тот финансовый ресурс, который позволяет пермскому академическому театру оперы и балета успешно конкурировать с самыми известными столичными театрами.
Заметим, что при этом новшества остаются абсолютно доступными для любого пермского зрителя: билеты на спектакли оперного театра можно приобрести менее, чем за сто рублей. В этом могла в очередной раз убедиться пермская публика, пришедшая на прошлой неделе на вечера хореографии Дж. Баланчина. Или ждущая 15 × 17 февраля, чтобы попасть на вечера хореографии Дж. Роббинса (подробнее читайте в афише на стр. 10—11).


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.