Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
07.02.2008
Звучащие миры

Один из восьми компакт-дисков, записанных Уральским камерным хором на французской студии, был удостоен премии под названием «Шок», учрежденной независимыми французскими музыкальными обозревателями. Среди номинантов в разное время здесь фигурировали Гергиев, Спиваков, Башмет.


Им – за тридцать. Все эти годы Уральский государственный камерный хор под руководством  з. д.и. РФ, народного артиста России Владислава Новика – не только единственный в крае профессиональный концертный хоровой коллектив, не только культурный бренд, но и символ национальных российских певческих традиций.
«Русский хор XXI века» – так на крупном европейском музыкальном форуме назвали коллектив из Перми ещё в XX столетии. УГКХ получал приглашения не просто на рядовые фестивали, а часто на те, где в орбите мировых коллективов Россию представляли всего два-три хора (Италия, Франция, Корея).
Маэстро Новик, по мнению художественного руководителя Московского камерного хора Владимира Минина и профессиональной прессы, входит в число самых известных отечественных хоровых дирижеров. Вместе с отзывами профессионалов высокого ранга для хора памятны и бесценны искренние и теплые чувства разных слушателей: от сына писателя Виктора Астафьева, приезжавшего недавно в Пермь специально на Астафьевские чтения, до ветеранов и подростков в «Уральском подворье» или ПТУ № 65. Потому что художественный продукт хора, как правило, – для единственного исполнения. И для тех счастливых слушателей, что вместе с хором и его маэстро приоткрывают звучащие миры.

Поиски и открытия
Здесь есть артисты, которые, как и В. Новик, в хоре – с самого его основания, с 1975 года. И как бы ни менялся статус (филармонический коллектив, самостоятельный хор, снова – филармонический), суть деятельности и творческие принципы маэстро и его артистов – певчих – остаются неизменными. Это – возрождение, сохранение и развитие национальных традиций хорового исполнительства.
«Каждый певец в коллективе, – подчеркивает маэстро, – это не просто свой голос, тембр, партия. Каждый – своя доля мастерства. Каждый – частица целого». И все же процесс создания программы поддерживает творческая команда: главный хормейстер  з. а. РФ Василя Фахразиева, хормейстеры  з. а. РФ Татьяна Шалимова, Руслан Васильев, солист  з. а. РФ Сергей Насонов (бас), концертмейстер Елена Колесникова.
 В истории хора советской поры – активные гастроли по стране: от Калининграда до Камчатки, выступления на главных сценических площадках Москвы и Ленинграда. Здесь же – европейские хоровые фестивали, всегда – поездки по городам края. Порой хор выступал в таких далеких уголках, где ни академического пения, ни тем более духовной музыки никогда не слышали. И воспринимали с замиранием сердца: на уровне генной памяти и национальной предрасположенности к коллективному творчеству.
 В истории УНКХ – такие масштабные проекты, как «Антология русской светской хоровой музыки a capella», программы русских народных песен и романсов в хоровых версиях. Все это – жемчужины камерной хоровой музыки. Но маэстро Новик и хор часто обращаются к полнозвучию тембровых красок с включением оркестра и органа. Поводом порой становятся юбилейные даты: Бах, Шнитке, Свиридов, Шостакович. Интенсивность работы – в фактах: только за последнее время подготовлено и исполнено много премьерных программ. Каждая уникальна.

«О России петь, что стремиться в храм…»
Этими словами поэта Серебряного века Игоря Северянина можно обозначить суть большинства программ камерного хора Новика.
Генеральной линией коллектива было и остается исполнение русской духовной музыки: программа, посвященная Стефану Великопермскому, цикл программ «Двунадесятые праздники», духовные сочинения Георгия Свиридова, монографические проекты «Александр Кастальский», «Павел Чесноков» и др. 
Эксклюзив УГКХ – исполнение культовой музыки в циклическом варианте, что придает концертным программам масштабность, цельность и максимальное сохранение традиций бытования (Всенощное Бдение, Литургия, Страстная Седмица, Пасха и др.). Любая из этих программ становится исследованием, погружением в первооснову.
 В течение многих лет хор пел духовную музыку в храмовой акустике в зале деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи. Теперь его можно увидеть в Органном зале Пермской филармонии. В традициях русской культуры духовная музыка – продолжение молитвы в храме. Ее предназначение – очищать, утешать, усовершенствовать. Музыку духовную называют «богословием в звуках». Человеческие голоса, согретые глубинами души, в сложном сплетении мелодических линий, соединяются здесь с философией и литературой. Приоритетным остается при этом слово Божие. В традициях интерпретации русской духовной музыки – глубокое внутреннее моление. Благоговение. Исполнение a capella – это всегда проверка на профессионализм, на абсолютную интонационную и ритмическую точность, на постижение сути молитвы.
 В духовных программах хора, всегда тщательно продуманных маэстро, гармонично соседствуют обиходные песнопения и отечественная духовная классика. В концерте – своя драматургия, смысловая и музыкальная. В каждом – бережное сохранение канонов обихода: соло, возглашений. Везде – понимание стиля.
За всем этим – опыт, годы освоения традиций, личность мэтра, его знания и требовательность. Стремление к взаимопониманию и творчеству. Хор – искусство особое. Это – единение, это – соборность.

Шуберт: «Ave Maria» и другое
«…Первое исполнение в Перми». Так позиционируются многие страницы концертных программ камерного хора Новика. В том числе – программа к 
210-летию Франца Шуберта, австрийского композитора – романтика, прожившего лишь 31 год и написавшего около тысячи произведений. В одном из семи стихотворений Шуберта – «Молитва», – воплотившем возвышенную и смиренную веру с ее космическим миросозерцанием и гениальной простотой, есть такие строки: «Душу страждущую эту погрузи скорее в Лету, а затем воздвигни вновь мир, где властвует любовь!»
«Роскошь фантазии», «неисчерпаемое богатство мелодического изобретения» – эти качества Шуберта акцентировал Чайковский. Это в сочетании с духовным наполнением в эксклюзивной программе подчеркивал маэстро Новик. Сначала – «Psalm 92» (на иврите), солист – з.а. РФ Сергей Насонов (бас). (Псалмы – гимны еврейской религиозной поэзии). Далее – «Победная песнь Мириам» (Ветхий Завет, 2-я книга Моисеева, «Исход»), хор, фортепиано, соло – вокал. Затем – «Stabat mater» (первые слова латинского текста «Stabat mater dolorosa» – «Стояла мать скорбящая») – духовный цикл 19-летнего Шуберта для хора, солистов (вокал, филармония и пермская опера), оркестра (ПАТОиБ). И, наконец, «Ave Maria» (молитва праздника Благовещения, обращение к Богородице с ангельским приветствием: «Радуйся, Мария!»). У Шуберта это – романс на слова Вальтера Скотта из романа «Дева озера». Солист – Никита Неведицын, дискант, ДШИ № 13; хор, орган.
«Прекрасны помыслы, прекрасны рассужденья о прекрасном» – эпиграф к программе Уральского камерного хора.

Неизвестный Мусоргский
«Модест Петрович Мусоргский» – так лаконично маэстро Новик назвал премьерную программу нынешнего сезона. Величайший трагик русского искусства Модест Мусоргский, глубины творчества которого были импульсом для исканий Шостаковича, предстал здесь столь же великим гуманистом. Недаром эпиграфом к концерту дирижер выбрал слова Владимира Даля: «Человек – каждый из людей». Неизвестный Мусоргский. Мусоргский, прочитанный в новое время, – в программе было интересно все.
«Иисус Навин» – хоровая композиция по Ветхому Завету, повествующая о жестоких страницах военной истории Израиля. «Надгробное письмо» – хоровая версия неоконченного романса, музыкальный некролог таинственной возлюбленной, наполненный болью утраты и страданием. Грандиозный цикл «Песни и пляски смерти» в современной транскрипции для хора, двух фортепиано, ударных, баса соло. Жуткие лики и метаморфозы смерти в инфернальном ключе. И – тихое, светлое, а’капелльное звучание Пасхального задостойника «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся…» (о Воскресении Христа).
Гениальная музыка, гениально точная и актуальная концепция программы, глубокое прочтение – суть и результат звукового проекта.
Галина Баталина, музыковед.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.