Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
07.02.2008
Не надо из театра делать храм!

Слезы, возмущение, скептицизм – всё что угодно, только не скука.

В Пермском драмтеатре готовится премьера режиссера Валентина Ярюхина, чей спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» так испугал консерваторов. О, ужас! Нецензурная брань и «обнаженка» в храме Мельпомены! Можно не замечать, как молодые девчонки, расположившись совсем неподалеку от того же «святого» места, продают свои тела страждущим, – обыденность. Что пока доберешься до того же театра, выслушаешь столько, что будешь воспринимать мат, как междометия. То ж улица, а в ТЕАТРЕ – ни-ни, только о высоком, только красиво… и так предсказуемо, что челюсти сводит от скуки.


На этот раз, надеюсь, скучать не придется. По крайней мере, есть на то шанс. Мало того что Валентин Ярюхин пользуется репутацией режиссера-провокатора, на малой сцене Пермского драмтеатра играется пьеса «неудобного» человека, скандального драматурга и непредсказуемого Нила ЛаБьюта – голливудского сценариста и режиссера, героя фестивалей авторского кино. ЛаБьют ищет свои темы в море житейских проблем. Его герои унижают и унижаемы. Фильмы «Сестричка Бетти», «Компания для настоящих мужчин», «Одержимость» подводят к выводу: ад – это другие люди. Даже без бедствий, войн и болезней человек всегда найдет, как испортить жизнь другому, сумеет заставить страдать.Библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы в пьесе Нила ЛаБьюта «Порядок вещей» перенесен на территорию одного из университетских городков и переосмыслен в духе Нила ЛаБьюта и нашего времени: искусство искушает Еву, а Ева искушает Адама.
Ева – студентка искусствоведческого факультета – бредит актуальным искусством и мечтает, преобразуя искусством жизнь, создать из какого-нибудь непутевого студента совершенную «живую скульптуру», которая бы стала ее дипломной работой. Чем не перформанс, инсталляция, хэппенинг?.. Идеальный объект – Адам. Он неряшлив, ленив, далек от спорта, поэтому несколько толстоват, ходит в страшной брезентовой куртке и (о, ужас!) до крови грызет свои ногти. Словом, Адам – самый обыкновенный парень с бездной комплексов, а Ева берется сделать из него нечто совершенно особенное.
Главное оружие Евы на пути преобразования Адама – секс и любовь…
Ева могла бы быть правнучкой критского царя Пигмалиона, создавшего из слоновой кости статую божественной Галатеи и упросившего Афродиту оживить ее для себя.
Или, скажем, дочерью профессора Хиггинса – героя известной комедии Бернарда Шоу, преобразившего вульгарную цветочницу в прекрасную леди и давшего тем самым девушке путевку в новую жизнь. Но «демиург, творец» в пьесе ЛаБьюта – женщина, а «объект» – мужчина! Что сильно меняет порядок вещей. Впрочем, главные акценты в трактовке этой истории – за режиссером и героями его спектакля.

Действие пьесы начинается с фразы «Эй, вы заступили за черту». Адам, подрабатывающий охранником в музее, обращается к Еве, которая собирается изуродовать скульптуру. Что он сделает: вызовет полицию или станет соучастником акта вандализма? Каждому из героев придется перейти свою черту. Это особенно трудно в провинциальном городке, где шаг от нормы – клеймо «белой вороны» на всю жизнь.
Кто такая Ева: дурочка, поддавшаяся искушению, или революционерка от искусства? Она презирает всякие условности и не выносит рутину. Обыденность, пошлость – прочь! Разрушить до основанья, а затем… Или для нее искусство – цель и средство достичь успеха, а заодно удовлетворить свое женское тщеславие?
А Адам: неужто он всего лишь обремененный неудовлетворенным либидо простак, – а может, он настоящий современный герой, жертвующий всем ради ее величества любви?
История современных Адама и Евы, в которой женщина – инструмент дьявола. Спектакль может удивить, разозлить, впечатлить. Зритель должен быть готовым к определенной опасности – опасности нависшего ножом гильотины классического вопроса: быть или не быть? И может так случиться, что ответ придется давать каждому.
Премьера спектакля «Эй, вы заступили за черту» совсем скоро. (ВНИМАНИЕ! В репертуарных афишах спектакль будет значится под вторым названием – «Порядок вещей».) А сегодня мы попытаемся выведать некоторые секреты у режиссера спектакля Валентина Ярюхина.
– Почему именно пьеса драматурга-провокатора Нила ЛаБьюта? За кем выбор драматургического материала: за театром или режиссером?
– В данном конкретном случае – предложение поступило от Бориса Мильграма. На выбор мне дали три истории. Одна пьеса меня чрезвычайно заинтересовала, но… Ни названия, ни автора я не знал – отсутствовал титульный лист, поэтому найти имя автора удалось только через Интернет. Для меня как режиссера интересен, прежде всего, драматургический материал: тема пьесы, идея, проблемы, – а не личность драматурга. Текст должен меня впечатлить, чтобы я, в свою очередь, смог увлечь актеров, а они – зрителя. Ведь режиссер – это атомный ректор, дающий энергию всему сценическому действию.
– Пьеса ЛаБьюта называется «Порядок вещей», а ваш спектакль озаглавлен «Эй, вы заступили за черту». Почему вы изменили название спектакля?
– Если быть более точным не по форме, по содержанию – беспорядок вещей! Но в таком названии нет интриги, нет действия. Уже в первой реплике пьесы – мы дали ее в название – есть некий запал, предостережение.
– Чем увлекла вас пьеса?
– Мне показалась чрезвычайно интересной тема манипуляции человека человеком. В настоящее время, когда сбиты моральные ориентиры, когда один человек в погоне за материальными благами рассматривает другого как способ, как подручное средство для достижения своих целей, – я считаю нужным, даже необходимым говорить о последствиях таких отношений. Манипулировать человеком в своих корыстных целях – недопустимо, аморально, преступно!
– Но все мы в какой-то мере являемся объектами манипуляций: политиков, рекламы и … даже тех, кого мы искренно любим. Помните у Довлатова: «Преимущество всегда на стороне того, кто меньше любит»?
– Человеческие отношения – чрезвычайно сложная штука. Соглашусь, ни в дружбе, ни в любви не может быть равенства, кто-то всегда верховодит. Но вопрос остается открытым: до каких пределов допустимо использовать человеческие чувства? Где та граница, которую нельзя переступать, чтобы не нарушить суверенитет другого человека?
– Действие пьесы происходит в университетском городке. Персонажи – студенты. Закономерен вывод о том, что спектакль обращен прежде всего к молодежи?
– Ко всем, кто считает себя молодым. Кто когда-то любил, любит или влюблен, находится в поисках любви. Кто познал тяжелейшее чувство ревности. Кто был обманут… или вольно или невольно обманывал сам. Даже к тем, кто сомневается, а есть ли вообще эта пресловутая любовь.
– Какова эта пресловутая любовь?
– Любовь – душевная смута, испытание. Проверка человека на человечность… В любви никто не защищен от предательства, страданий, мук. У любви есть свои «жертвы» и свои «мучители». Хотя каждый из зрителей может увидеть в сценическом действии нечто иное… Спектакль дает толчок для эмоционального взрыва, позволяет достать на поверхность скрытые смыслы.
– В библейском мифе и Ева, и Адам были изгнаны из рая. Оба стали жертвами змея-искусителя. В фильме «В компании настоящих мужчин», где Нил ЛаБьют выступил и как режиссер, и как автор сценария, явно прослеживается тема мужского шовинизма. А как трактуется «война полов» в спектакле «Эй, вы заступили за черту»?
– Нельзя сказать, что Ева воинственна по отношению к Адаму. Она же не сделала его хуже. Ева творит так, как умеет. Искусство искушает Еву. Ева искушает Адама… Демиург, творец в пьесе ЛаБьюта – женщина, объект для творчества – мужчина.
– Не отражает ли подобный расклад неумолимую феминизацию современного общества? Может, в ближайшее время нас ждет матриархат?
– Сильная женщина не говорит о силе общества. Хотя, как показывает моя режиссерская практика, актрисы более преданы своему делу, гораздо ответственнее подходят к своим профессиональным задачам, чем актеры.
– В анонсе спектакль «Эй, вы заступили за черту» определен как история любви с летальным исходом. Что вы имели ввиду? Смерть кого-то из персонажей или смерть любви? Как у Уайльда: «Ведь каждый, кто на свете жил, любимых убивал: один – жестокостью, другой – отравою похвал. Коварным поцелуем – трус, а смелый – наповал».
– Говорить о перипетиях сюжета не буду. Все же спектакль – зрелище. И даже если кое-кто из зрителей видел фильм или читал пьесу, я думаю, мы сможем его удивить. Театр – магия, и каждый режиссер, вновь и вновь начиная работу над новой пьесой, подпадает под эту магию. Одно скажу, что в нескольких сценах я отступил от текста – логика развития персонажей мне подсказала, что тот или иной герой может в сложившейся ситуации чувствовать, действовать именно так, а не иначе, и есть определенные законы драматургии, которые невозможно нарушить.

Людей много, личность уникальна
– Во времена Мольера театр был чуть ли не единственным зрелищным развлечением. Чем сегодня должен удивлять театр, чтобы зритель оторвал свой взгляд от телеэкрана или монитора компьютера, поднялся со стула и пошел в театр?
– И режиссер, и актеры должны знать одно: в театре уже было всё, кроме них самих. Людей много, личность уникальна. Другое дело, чтобы стать личностью, нужно постоянно расти, развиваться. Что бывает с садом, если им не заниматься? Он зарастает сорной травой, засыхает, гибнет. Так и с человеком, который останавливается в своем развитии. Режиссер и актеры должны быть внутренне богаты, ведь самое интересное, что можно предложить зрителю, – это свои взгляды, мысли, эмоции. Задача режиссера и актеров состоит в том, чтобы вечные ценности сделать актуальными, видимыми. Энергию подлинной, искренней, живой эмоции личности никакими спецэффектами не заменить.
– Итальянский режиссер-авангардист Ромео Кастеллуччи («Tragedia Endogonidia») считает, что режиссерский театр в настоящее время уступает место зрительскому, то есть тому, где в водоворот сценического действа включается зритель. Он прав?
– У театра много лиц. Я бы не сводил театр к общему знаменателю. Я думаю, это так же опасно, как вычеркнуть Таирова, Мейерхольда, Вахтангова и оставить одного Станиславского. Русский театр, по моему мнению, от такого революционного «прорыва» отстал от мирового лет так на сорок. Театр Станиславского, может быть, и не совсем плох, только в бесконкурентной среде он стал неживым, как памятник в бронзе. Тоталитаризм в искусстве всегда приводит к схоластике и формализму. Такой театр, как бы ни говорили об идейной составляющей, скучен до зевоты. Театр только тогда интересен, если режиссер работает с актерами-личностями, актерами-импровизаторами, умеющими чувствовать зал. Зритель всегда отзывается на живую эмоцию, настоящее чувство. И каким бы театр ни был: актерским, режиссерским, зрительским, – он должен удивлять, будоражить, заряжать энергией. Если такое получается – спектакль живет долго. Это как цепная реакция: текст пьесы увлекает режиссера, он, в свою очередь, зажигает актеров, а те – зрителя. Зритель должен выйти из зала в некоем измененном состоянии, в приподнятом настроении, тогда он передаст свое впечатление другому, тот – третьему… «Как, ты не видел „Заступить за черту“?!.. Да ты что! Ну, ты даешь…» – и пошло. Недаром «сарафанное радио» – самая действенная реклама.
– Вам легко работается с актерами труппы пермского театра?
– Легко – не то слово! В Перми труппа большая, есть сильные актеры. Актерский состав нашего спектакля – пять человек: Марина Жукова, Вячеслав Чуистов, Андрей Дюженков, Гульнара Захарова. В спектакль я ввел новый персонаж, которого нет в пьесе, – клоуна-мима. Его сыграет Виктор Сарана.
– Вы прогнозируете зрительский интерес?
– Сегодня театру трудно соперничать с другими визуальными средствами развлечений. По статистике, в театр ходит около 7% населения. Я думаю, что заядлый театрал обязательно пойдет на наш спектакль. Но и литературный материал, несомненно, хорош, и это привлечет любителей хорошей драматургии. Студенты (особенно из художественной академии, художественного училища, гуманитарии) могут прийти на спектакль из чистого любопытства: почему бы не посмотреть, как «у них» любят и «кидают». Судя по интересу, какой проявили пермяки к арт-салону, искусство в Перми востребовано. Спектакль, я думаю, получится ярким, с непредсказуемыми поворотами и внутри человека, и внутри сюжета. Надеюсь, зритель уйдет от нас по меньшей мере взбудораженным.
Ирина Тарасова.


«Есть такие любовные истории, которые очень сильно меняют своих участников. Один выходит из них закалившимся, помудревшим … Другой – как с поля боя, понеся огромные потери, исковерканным, потерявшим себя.
 В любви никто не защищен от предательства, ревности, связанных с ними страданий и мук. У любви есть свои „жертвы“ и свои „мучители“. У любви есть свое начало и свой конец. Пьеса ЛаБьюта мне интересна – как история чувства на опасном пространстве любви».
Валентин Ярюхин.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.